Презентация на тему Готовность будущего первоклассника к школе


Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Яненко Е.Д. Готовность к школе Психологическая готовностьИнтеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физическая готовностьЗдоровье, моторика рук, движения, возраст Специальная готовностьЧтение, счет, учебные умения Яненко Е.Д. Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.Успешное усвоение школьного материала. Яненко Е.Д. Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем.Запас знаний, усвоенных в системе.Желание узнавать новое, любознательность.Развитие образных представлений.Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.Смысловое запоминание. Яненко Е.Д. Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги;любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;любознателен; задает много вопросов. Яненко Е.Д. Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью.Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.Просит почитать книги, дослушивает до конца.Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.Дожидается ответа на поставленный вопрос. Яненко Е.Д. «Социальная позиция школьника» Сформированность «социальной позиции школьника»:Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.Эмоционально –благополучное отношение к школе. Яненко Е.Д. Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника .Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми.Способность действовать совместно с другими детьми. Яненко Е.Д. Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.Умение ориентироваться на заданную систему требований.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Яненко Е.Д. Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением.Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.Стремление преодолевать трудности.Стремление к достижению результата своей деятельности. Яненко Е.Д. Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:играть и общаться с другими ребятами;быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;доброжелательность и отсутствие агрессивности. Яненко Е.Д. Социальные страхи старших дошкольников Страх ошибки на уроке.Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых. Яненко Е.Д. Физическая готовность Состояние здоровья.Физическое развитие.Развитие анализаторных систем.Развитие мелких групп мышц.Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам. Яненко Е.Д. Возраст поступления в школу В настоящее время в 1-й класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев.Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее. Яненко Е.Д. Адаптация ребенка к школе Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.Происходит смена ведущей деятельности.Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.Проблема сдерживания двигательной активности. Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность. Яненко Е.Д. Схема социально-психологической адаптации школьника Яненко Е.Д. Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты. Яненко Е.Д. «Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания).Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии).Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.) Яненко Е.Д. Числовая последовательность в пределах 20.Сложение и вычитание в пределах 10.Понятие «больше – меньше».Основные геометрические фигуры.Ориентировка в пространстве.Измерение предметов при помощи линейки.Цвета и их оттенки. Яненко Е.Д. Умение составлять рассказ по картинке.Пересказывать содержание известной сказки.Рассказывать связные истории из своей жизни.Рассуждать.А вот умение бегло читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно! Яненко Е.Д. Все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, т. е. сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании. Яненко Е.Д. Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать.Поэтому ему нужно уметь:правильно держать ручку;пользоваться ножницами;рисовать и лепить;обводить контуры и заштриховывать фигуры. Яненко Е.Д. Желание учиться, идти в школу.Стремление узнавать новое.Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе.Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе. Яненко Е.Д. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры. Яненко Е.Д. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи.Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды. Яненко Е.Д. Закрепляйте с ребенком состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.); умение ориентироваться в числовом ряду ( «соседи» числа 5 – это 4 и 6);Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево). Яненко Е.Д. При общении с ребенком называйте его друзей по имени.Не критикуйте сверстников ребенка!Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком.Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх. Яненко Е.Д. Организовывайте с ребенком совместную деятельность.Не обсуждайте при нем взрослых.Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми. Яненко Е.Д. Не забывайте о физических упражнениях.Утренняя гимнастика должна стать привычной.Включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться.Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений. Яненко Е.Д. Спасибо за внимание!