Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080114 «Земельно- имущественные отношения».
Учебная дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин. Учебная дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими. Сегодня знание основ менеджмента становится необходимым любому специалисту, как неотъемлемая часть его культуры.
Цель учебной дисциплины - состоит в подготовке специалиста, способного на основе полученных знаний творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать решения по различным вопросам деятельности в современных условиях.
Задачи учебной дисциплины – проследить эволюцию развития управленческой мысли и менеджмента, рассмотреть основные аспекты современного менеджмента и дать представление об интегрированном подходе в вопросах концептуальной теории управления и менеджмента, собственно теории менеджмента и практики менеджмента в организациях различных форм собственности. Рассмотреть научно-практические подходы и образцы современного управления, исходя из принципов цивилизованных рыночных отношений, выделить доминирующие в той или иной социально-культурной среде, позволяющие творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать решения по различным вопросам, руководствуясь принципами права, высокой морали и этики.
 Программа учебной дисциплины дает целостное представление о характере и особенностях собственно управленческой работы и деятельности специалиста, направленных на управление современными организациями и производством, внедрением новых принципов, форм, структур и методов управления коллективами людей. Особое внимание уделено формированию коммуникативных навыков, а также навыков саморазвития.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:
- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности
знать:
- функции менеджмента;
- структуру производственной системы и функции менеджера
(в зависимости от иерархических уровней);
- сущность и основные элементы планирования;
- способы мотивации к труду;
- о причинах и способах управления конфликтами;
- процесс принятия и реализации управленческих решений; методы управления конфликтами;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-основные принципы и подходы к управлению;
-способы повышения уверенности и коммуникативных навыков;

уметь:
-применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
-следовать принципам управления;
-правильно и эффективно применять методы руководства;
-принимать предварительно обоснованные разумные решения;
-формировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
-управлять конфликтами, находить их причины;
-эффективно мотивировать работников к трудовой деятельности
-повышать уверенность в себе;
-устанавливать жизненные планы;
-определять свой имидж;

Изучение программного материала предполагает формирование у студентов нового экономического мышления, знание основ менеджмента способствование профессиональному успеху, который немыслим без развития уверенности в собственных силах и возможностях, способности контролировать ситуацию и активного стремления к цели.

Рабочая программа рассчитана на 77 часов (в том числе 30 часов - практические занятия).
Для закрепления теоретических знаний и приобретения, необходимых для специалиста коммуникативных навыков, предусматривается проведение практических занятий в форме тренингов, анализа ситуационных задач, тестов, деловых игр.
Практические занятия проводятся как в учебных аудиториях, так и других помещениях (актовом и спортивном залах и других публичных местах) для более высокой эффективности тренингов развития коммуникативных способностей.
При проведении учебных занятий предусматривается тестирование, просмотр и обсуждение видеоматериала с использованием персонального компьютера, видеопроектора и интерактивной доски.
Для проверки усвоения изучаемого материала проводится рубежный контроль знаний в форме контрольной работы.
В результате изучения курса предусматривается проведение экзамена.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем
Макс. учебная нагрузка ст-та,
час
Кол-во часов при очной форме обучения
Самост. работа ст-та,
час



Всего
Теория
Практич. занятия


1
2
3
4
5
6

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно- правовых форм
2
2
2



Тема 2. Функции менеджмента
4
4
4



Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации
2
2
2



Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений.
8
6
4
2
2

Тема 5. Планирование: сущность и основные элементы
8
6
4
2
2

Тема 6. Система мотивации труда
8
6
4
2
2

Тема 7. Организация и контроль
2
2

2


Тема 8. Управление рисками
6
4
2
2
2

Тема 9. Управление конфликтами
10
8
4
4
2

Тема 10. Психология менеджмента
4
2
2

2

Тема 11. Менеджер и лидер
8
6
4
2
2

Тема 12. Развитие коммуникативных навыков
10
8
4
4
2

Тема 13. Формирование взаимоотношений с коллегами и клиентами
10
8
4
4
2

Тема 14. Установление контактов с клиентами
6
4
2
2
2

Тема 15. Принципы эффективного управления собой
6
4
2
2
2

Тема 16. Имидж делового человека
7
5
3
2
2

Всего по дисциплине
101
77
47
30
24







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
Студент должен:
иметь представление:
о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
знать:
- цели и задачи управления организациями.
уметь:
-ориентироваться в основных понятиях менеджмента;
-следовать принципам менеджмента;

Введение в дисциплину. Цель и задачи, предмет и содержание дисциплины. Взаимодействие менеджмента с другими дисциплинами. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономки. Роль курса в подготовке будущих специалистов. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Особенности российского менеджмента.
Практическое занятие Семинар на тему: «Эффективность методов управления в советский период».

Тема 2. Функции менеджмента
Студент должен:
знать:
-основные функции менеджмента и их характеристику;
-общие функции управления предприятия.
уметь:
-производить функциональный анализ деятельности предприятия.

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. Общие принципы управления: планомерность, целенаправленность, стимулирование, иерархичность, компетентность, дисциплина.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации
Студент должен:
иметь представление:
-о стратегически сильных и слабых сторонах любого предприятия;
знать:
-факторы внешней и внутренней среды
уметь:
-обосновывать значимость каждого фактора внешней и внутренней среды;
-составлять перечень опасностей предприятия внешней среды организации;
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Взаимосвязь факторов внешней среды. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений
Студент дол жен:
знать:
- типы решений; требования к решениям;
- методы принятия эффективного решения;
уметь:
принимать эффективное решение в конкретной ситуации.
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения. Делегирование полномочий. Техника личной работы.
Практическое занятие. Принятие решений. Решение и обсуждение ситуационных заданий Анализ игровых моделей «Как я принимаю решение», тесты.
Практическое занятие Решение ситуационных тестов по практике принятия решений

Тема 5. Планирование: сущность и основные элементы.
Студент должен:
знать:
сущность планирования;
-основные этапы планирования;
-основные виды планов и др.
уметь:
-планировать деятельность предприятия и др.
Планирование деятельности предприятия: общая характеристика. Основные виды планирования деятельности. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Процесс планирования и его основные этапы. Принципы планирования: принципы единства, участия, непрерывности, гибкости, точности.

Тема 6. Система мотивации труда
Студент должен:
знать:
-сущность и основные элементы мотивации;
-сущность и виды потребностей;
-основные этапы мотивационного процесса;
уметь:
-эффективно мотивировать труд исполнителей и др.
Сущность понятия мотивация. Мотивация и мотивирование. Стимулы и мотивы. Стимулирование. Основные элементы мотивационного процесса: возникновение потребностей, виды потребностей, поиск путей устранения потребностей, определение целей (направления) действий, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществление действия, устранение потребности. Как создается мотивация к работе
Практическое занятие. Как избежать демотивации. Тесты: мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач. Дискуссия: правильная и неправильная мотивация. Лень-низкий уровень мотивации.
Обсуждение конкретной ситуации - «Мотивирование работников мясокомбината».

Тема 7.Организация и контроль
Студент должен:
знать:
-принципы создания структуры управления организации;
-специфику применения различных структур организации;
-значение делегирования полномочий:
- сущность, виды, этапы контроля;
уметь:
-разрабатывать структуру разных типов организаций;
- применять принципы делегирования полномочий;
-рекомендовать способы повышения эффективности контроля.

Разработка структуры организации. Различные типы организационных структур. Принятие решения о выборе структуры организации. Делегирование полномочий. Ключевые правила передачи ответственности.
Сущность, виды, этапы контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, итоговый (заключительный). Побочные эффекты контроля. рекомендации по повышению эффективности контроля.

Тема 8. Управление рисками
Студент должен:
иметь представление:
-о методике оценки капиталовложений;
знать:
-виды рисков.
Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.
Практическое занятие Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс принятия решения. Тест «Способность идти на риск»

Тема 9. Управление конфликтами
Студент должен:
иметь представление:
-о разновидностях конфликтов на работе;
-причинах возникновения конфликтов на работе;
-о конфликтогенах;
знать:
-виды конфликтов;
-методы управления конфликтами;
-последствия конфликтов.
уметь:
-преодолевать конфликтные ситуации;
-применять правила поведения в конфликте.
Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Конфликты на работе.
Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Характеристика конфликтогенного поведения. Механизм преодоления конфликтогенов. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Как относиться к критиканам и скандалистам.
Практическое занятие Решение ситуационных задач. Тесты по выявлению конфликтности личности
Практическое занятие Конфликты в организации. Тест «Мое отношение к конфликтам»
·
Тема 10. Психология менеджмента
Студент должен:
иметь представление:
-о личности и ее структуре;
-о типах личности;
-о психологическом климате в коллективе;
знать:
- индивидуально-типологические особенности личности;
- психологические аспекты малых групп и коллективов;
-как использовать факторы, влияющие на психологический климат в коллективе;
Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Построение оптимальных отношений между начальником и подчиненным.

Тема 11. Менеджер и лидер
Студент должен:
знать:
- технику личной работы руководителя;
- сущность и классификацию стилей управления;
- отличие лидера от остальных членов группы;
уметь:
- оценивать личность как работника;
-различать стили руководства,
- оценивать свои проблемы и составлять план саморазвития;
-рационально организовывать свое рабочее место.
Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента". Власть и лидерство. Лидер и команда. Три категории работников: генераторы идей, активные эрудиты, ремесленники. Имидж лидера. Факторы, влияющие на стиль управления. Стили руководства. Авторитарное и пассивное руководство. Связь стиля управления и ситуации. Как принимать правильное решение. Управление проблемами
Основы профессиональной деятельности менеджера. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. Саморазвитие и самовоспитание в жизни менеджера Административная этика..
Практическое занятие. Деловая игра по выявлению лидерских качеств «Путешествие на воздушном шаре», «Я –хозяин». Психогеометрическая характеристика личности. Ситуационные задачи по формированию навыков управленческих решений..

Тема 12 Развитие коммуникативных навыков
Студент д о л ж е н:
знать:
-приемы, способствующие развитию коммуникативных способностей;
уметь:
-применять приемы формирования уверенности в себе;
-излагать свои мысли;
-повышать культуру речи;

. Искусство общения с людьми. Факторы успеха: оптимизм, убежденность, трудолюбие, любовь к делу, которым занимаешься, последовательность в действиях, упорство, дисциплина. Кодекс сотрудника. Приемы, стимулирующие общение. Искусство комплимента. Формирование уверенности в себе. Вербальное и невербальное общение. Активное слушание. Как научиться излагать свои мысли. Как научиться слушать. Как бороться с препятствиями. Культура речи и манера поведения, развитие уверенности в себе. Манипуляции в общении.

Практическое занятие. Тренинги: «Расскажите что-нибудь интересное», «Манипуляции в общении»
«Способы добиться расположения женщин», «Способы добиваться расположения у мужчин»

Практическое занятие Вопросы и ответы в деловой коммуникации. Тренинги «Как отвечать на вопросы», «Приемы бумеранга»

Тема 13 Формирование взаимоотношений с коллегами и клиентами
Студент должен:
знать:
- способы установления эффективного взаимоотношения с коллегами и клиентами;
- часто возникающие проблемы во взаимоотношениях;
-нравственные нормы этикета;
уметь:
-различать неправильные способы общения;
-отстаивать свои интересы;
-создавать позитивный настрой;
-применять способы успешного установления деловых контактов.
Коммуникации как связующие процесса управления .Нравственные нормы, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с коллегами и клиентами: вежливость, корректность, тактичность, скромность, благородство, точность, оптимизм.. Сбор и обработка информации. Работа с документами. Совещание Рекомендации для организатора совещаний. Служебный прием. Беседа. Переговоры. Организация переговоров. Публичное выступление.
Служебный телефонный разговор. Возможные схемы построения разговора по телефону. Выражения, которые необходимо избегать при разговоре по телефону

Практическое занятие. Тренинги «Приемы, стимулирующие общение», «Психолого-коммутативный потенциал деловых партнеров» Ситуационные задачи по отработке практики проведения переговоров, встреч, совещаний
Практическое занятие Просмотр видеофильмов. Разговор по телефону. Тренинг «Эффективный менеджер»

Тема 14 Установление контактов с клиентами
Студент должен:
иметь представление:
-о способах установлении контактов с потенциальными клиентами и партнерами;
-о корпоративной культуре;
знать:
-основные способы установления доброжелательных отношений с клиентами;
-способы устранения барьеров общения;
- приемы, стимулирующие общение;
уметь:
-работать с возражениями клиентов;
-управлять процессом принятия решений;
-проводить разбор конкретных ситуаций.

Психолого- коммуникативный потенциал деловых партнеров. Приемы, стимулирующие общение. Барьеры в общении. Общие правила общения с клиентами. Рекомендации общения с клиентами по психогеометрическим характеристикам. Фактор одежды клиента. Установление взаимопонимания с клиентом.

Практическое занятие Тренинги по установлению контактов с клиентами.

Тема 15 Принципы эффективного управления собой
Студент должен:
знать:
-приемы саморазвития;
-свои сильные и слабые стороны личности;
уметь:
-определять свои жизненные планы;
-формировать отношение к неудачам;
-создавать позитивный настрой

Составление собственного стратегического плана. Саморазвитие личности как фактор делового успеха. Умение принимать правильные решения и воплощать их. Создание позитивного настроя. Корсет уверенности. Отношение к неудачам. Построение оптимальных отношений между начальником и подчиненным. Как выработать правильную жизненную позицию.
Практическое занятие. Тренинги: «Как работать с чувством тревоги», «Как сделать постановку целей неотъемлемой частью своих планов», «Выполняйте самые трудные задачи в первую очередь», «Мудрые мысли»

Тема 16 Имидж делового человека
студент должен
знать:
-составляющие элементы имиджа делового человека;
-способы улучшения своей речи, этикетные формы разговора;
уметь:
-планировать для себя создание имиджа молодого специалиста;
- правильно разговаривать по телефону;
Сущность понятия "имидж". Связь профессиональной репутации с имиджем делового человека. Внешний облик. Мужской деловой имидж. Женский деловой имидж. Тактика общения. Деловой этикет и протокол. Этика делового общения. Социальные характеристики. Персональные характеристики 10 заповедей грамотной речи. Этикетные формулы разговора. Знакомство. Рекомендации
Практическое занятие Тесты и ситуационные задачи по имиджу делового человека. Просмотр видеоматериала

Вопросы для самостоятельного изучения
Техника личной работы.
Принципы планирования.
Элементы мотивационного процесса.
Влияние риска на процесс принятия решения.
Конфликты на работе.
Социально- психологический климат в коллективе.
Рабочее место руководителя.
Манипуляции в общении.
Публичное выступление.
Барьеры в общении.
Жизненная позиция.
Этикетные формулы разговора.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Основные категории менеджмента.
Логика управления.
Методы управления.
Функции управления.
Управленческие решения.
Власть. Виды власти.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа выполняется в аудитории.
Выполнение контрольной работы преследует следующие цели:
укрепить полученные теоретические знания;
повторить и укрепить пройденный материал;
выделить основные понятия по дисциплине;
укрепить навыки по экономически грамотному изложению вопросов.

Для выполнения контрольной работы необходимо знать понятия о роли и функциях, логики и методов управления, основных категорий менеджмента и управленческих решений.
ВОПРОСЫ К АТТЕСТАЦИИ
Авторитет менеджера.
Анализ и завершение переговоров.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Власть - виды, формы и способы влияния.
Внутренняя и внешняя среда организации.
Жизненный цикл организации.
Информационное обеспечение менеджмента.
Искусство управленческого общения.
Комбинированная, по проекту, матричная структура управления.
Коммуникации в системе управления.
Конфликты. Типы, виды, способы и причины, виды и устранение конфликтов.
Концепция жизненного цикла организации.
Линейная функция структуры управления.
Логика управления.
Методы оптимизации управленческих решений.
Методы разрешения конфликтов.
Структура управления. Методы управления
Объект, субъект управления. Система управления.
Организационно – административный метод управления.
Организационные структуры управления
Организация планирования
Организация проведения делового совещания.
Основные категории менеджмента.
Принципы управления. Подходы к управлению.
Понятие менеджмента. Сферы менеджмента.
Понятие организации. Формальная и не формальная организация.
Профессия менеджер. Роль менеджера.
Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности в управлении организацией.
Самоуправление и самоменеджмент
Социально-психологические методы управления.
Стресс и способы управления стрессами.
Структура организации
Цели менеджмента. Сферы менеджмента
Текущее планирование деятельности организации.
Технология управления.
Управленческие решения, их виды.
Фаза организационного выполнения управленческих решений.
Фазы принятия управленческих решений.
Формы власти.
Формы и организация общества.
Функции контроля.
Функции мотивации.
Характеристика методов управления
Характеристика основных типов темперамента.
Экономический метод управления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов. Менеджмент.,М.,Академия.,2006 г.
2.Г.Б.Казначевская.Менеджмент.,Ростов на Дону,ФЕНИКС,2009 г.
3.Е.А.Старобинский, Как управлять персоналом,Минтел-Синтез,2003г.
4. Д.А.Шевчук. Деловое общение. Ростов на Дону,Феникс,2007 г.
5.Гончарова Н.Е. Управление производством,М,Приор-издат,2009 г.
6.А.А.Попова.Менеджмент.Практикум.Ростов на Дону.Феникс.2008г.

Дополнительная литература:
1.М.Кипнис 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями,Ульяновск,2009г.
2.Ежова Н.Н.Научись общаться!: коммуникативные тренинги, Ростов на Дону, 2009 г.
3.Полная карманная энциклопедия. Психологические тесты.М.,Эксмо,2003 г.
4.В.Н.Панкратов.Искусство управлять собой. М.Институт психотерапии,2000 г
5.Зиг Зиглар. Умение добиваться успеха,.М,Диалектика,2003 г.
Н.Козлов Лучшие психологические игры и упражнения., Екатеринбург, АРТ ЛТД,2003 г.
6.В.П.Панкратов Маленькие секреты большого успеха,М.,Дрофа-плюс,2004 г.
7.Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах.,М.,Вершина,2008 г.
8.Кинан К.,М., Эффективная мотивация: Кратко и ясно.,М,Эксмо,2007г.
9.7 Нот менеджера. Настольная книга руководителя., М., Эксмо,2007 г.
10.А.В.Анищенко. Управление малым бизнесом. М,Вершина,2006г.
11.И.А.Мальханова .Коммуникативный тренинг., Академический проект,2006 г.
12.Г.А.Розов. Техника продажи и ведения переговоров с клиентами,М,Эксмо,2008 г.
13.В.П. Шейнов. Психология лидерства, влияния, власти. Харвест,2008 г.
14. Корпоративная культура и лидерство гр. авторов,М.,Альпина Бизнес Букс,2008г.
15. С.Степанов. Искусство добиваться своего.,Эксмо,2007 г.
16.В.Никонов.Управление рисками. Как больше заработать и меньше потерять. Альпина Паблишер,2009г.
17И.К. Рыженкова. Профессиональные навыки менеджера. Повышение личной и командной эффективности, М, Эксмо,2009 г.
18.Игорь Вагин.Павла Реплинская. Мастер-класс. Тренинги. М., Астрель,2005г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Персональный компьютер- ноутбук Hitachi-Simens,
2.Видеопроектор
3.Интерактивная доска Star Board FX-77G
4.Интернет





СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Тематический план .. 5
Содержание учебной дисциплины 6
Вопросы для самостоятельного изучения. 12
Тематика контрольных работ.. 13
Методические указания по выполнению
контрольных работ .. 14
Вопросы к аттестации.. 15
Рекомендуемая литература 16









13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14315




15