Проект по русскому языку Итерактивная орфография


Министерство образования и науки Российской ФедерацииДепартамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№24»
РАССМОТРЕНО
Заседание МС
МБОУ «СОШ№24»
Протокол № ____
от «___»____________
Зам.директора по УВР
Чулина Г.В.________

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ___
от «___»____________
Директор
МБОУ «СОШ№24»
Иванова М.В.
_________________

Проект
«Интерактивная орфография»
опыт разработки и результативного использования современных образовательных технологий
Автор проекта:
Иванова Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 24», высшая квалификационная категория;

2015 г.
Братск
Паспорт проекта
Основание для разработки проекта Федеральный Закон РФ «Об образованиив Российской Федерации» № 273 – ФЗ (в редакции, принятой Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренной Советом Федерации 26 декабря 2012 года (электронная версия).Фундаментальное ядро содержания общего образования. – 2011 год. Режим доступа: Сайт ФГОС www . standart . edu . r
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010г., Пр-271
Потенциальные заказчики и потребители Обучающиеся 5 классов, педагоги
Название проекта «Интерактивная орфография»
Разработчики проекта Иванова Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 24», высшая квалификационная категория
Основная идея проекта Использование информационных технологий на уроках русского языка в 5 классе для формирования орфографических навыков повышает эффективность процесса обучения, дает возможность для поисковой, творческой деятельности, позволяет свободно ориентироваться в информационном поле
Цель Применение, систематизация и разработка новых информационных форм обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого, повышению мотивации, а также для эффективного применения в профессиональной деятельностиЗадачи Повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
Применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
Разработка и реализация в практике обучения комплекса орфографических упражнений на основе средств ИКТ
Интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого
Основные этапы реализации проекта 1 этап: Мониторинго – исследовательский (первое полугодие 2014-2015 учебного года).
Анализ ситуации. Мониторинг, планирование деятельности. Разработка и систематизация материала
2 этап: Внедренческий (со второго полугодия 2014-2015; 2015-2016 учебный год).
Проведение уроков, мероприятий в рамках проекта. Пополнение копилки проекта
3 этап: Аналитико – просветительский (2016-2017 учебный год). Подведение итогов
Результаты реализации проекта Модель использования ИКТ в зависимости от этапа и формы урока
Комплект методический разработок по проекту «Интерактивная орфография»
Диагностический инструментарий
Копилка интерактивных игр по Орфографии
Участники проекта учащиеся, педагоги МБОУ «СОШ №24»
Место реализации проекта МБОУ «СОШ №24»
Срок реализации проекта 2014-2017

Актуальность проекта
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. Короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.
Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся навыков и умений. В связи с требованиями подготовки детей к труду, к жизни, к активному участию в ней этот вопрос в современной школе приобретает особую актуальность.
Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и всё же он остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. Поэтому основной задачей учителя становится формирование и развитие внимания к слову, установки на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение - всё это имеет большое значение в формировании орфографических навыков у школьников. Орфографический навык - это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности. Наиболее эффективным подходом к формированию орфографического навыка является сознательное и автоматизированное выполнение упражнений, соответствующих определённым правилам. Эффективное усвоение материала и качественное формирование знаний, умений, навыков и способов действия предполагает представление учебной информации и такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся с разными восприятия оказываются в одинаково привилегированном положении. Такая возможность содержится в применении средств ИКТ.
В руках учителя компьютер представляет источник информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Внедрение новых информационных технологий – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повысить уровень орфографической компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса обучающихся к предмету. Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль над деятельностью обучающегося на каждом этапе. Сформированная в рамках проекта «Интерактивная орфография» модель ИКТ сопровождения учебного процесса при формировании орфографических навыков, методическая копилка интерактивных игр позволит повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отразится на учебной мотивации и эффективности обучения.
Цель проекта: Применение, систематизация и разработка новых информационных форм обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого, повышению мотивации, а также для эффективного применения в профессиональной деятельностиЗадачи проекта:
Повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
Применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
Разработка и реализация в практике обучения комплекса орфографических упражнений на основе средств ИКТ
Интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого
Участники проекта: Обучающиеся 5 классов, родители, педагоги
Объект проекта: процесс формирования орфографических навыков правописания у школьников при помощи средств ИКТ
Предмет проекта: комплекс орфографических упражнений на основе средств ИКТ.
Длительность проекта: 2014-2017
Место реализации: МБОУ «СОШ №24»
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков правописания будет эффективным, если на этапе первичного и отсроченного закрепления использовать, наряду с традиционными упражнениями, упражнения, основанные на применении средств ИКТ.
Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас обучающихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся; осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем
готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и
возможностям; наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся;
формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Это связано с уже существующей технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Модель использования средств ИКТ, созданная в рамках проекта, позволяет определить тип и форму средства ИКТ в зависимости от этапа урока и целей/задач, которые ставит пред собой учитель.
Так, интерактивные таблицы, алгоритмы и виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели, способствующие запоминанию теоретического материала. Мультимедийные презентации повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счет: активизация восприятия учащихся за счет использование звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей; учитель не теряет контакт с учащимися; большой объем информации, в формате, видимом учащимся. Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с орфограммами и словарными словами. Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Средства ИКТ применяются и используются на всех уроках и на всех этапах урока.
Поэтапный механизм реализации проекта
Этапы Цель Результаты
I этап (1, 2 четверть 2014-2015)
Мониторинго – исследовательский Анализ ситуации. Выявление проблем. Постановка цели и задач проекта. Определение технологических действий по реализации проекта на основе проведенных диагностических исследований.
II этап (2 полугодие 2014- 2015 – 2015-2016 год)
Внедренческий Апробация проекта «Интерактивная орфография» на уроках русского языка в 5 -6 классах; диагностического инструментария на занятиях Методические материалы по теме проекта (критериальные параметры, диагностический инструментарий по их выявлению, методические рекомендации).
III этап (сентябрь 2016 – май 2017)
Аналитико – просветительский Соотношение результатов с поставленными целями и задачами.
Методические материалы по курсу программы «Интерактивная орфография»
Этапы реализации проекта
«Интерактивная орфография»
I этап (1, 2 четверть 2014-2015)
Мониторинго – исследовательский
Мероприятия Ответственные Сроки
Утверждение темы проекта «Интерактивная орфография» Иванова М.В. Сентябрь 2014
Изучение нормативной документации, ориентированной на направленность данного проекта. Проведение исследований по выявлению уровня орфографической грамотности при подготовке обучающихся к началу работы по проекту. Октябрь – декабрь 2014
Начало работы по проекту Сентябрь 2014
II этап (январь 2015-май 2016)
Внедренческий
Мероприятия Ответственный Сроки
Апробация методических материалов проекта Иванова М.В.
Январь 2015-май 2016
Апробация диагностического инструментария в отдельных группах и на отдельных занятиях. Фиксация накопленного опыта в технологических схемах, дидактическом материале, методических рекомендациях.  III этап (сентябрь 2016 – май 2017)
Аналитико – просветительский
Мероприятия: Ответственный Сроки
Проведение итоговой диагностики Иванова М.В.
сентябрь 2016
Издание материалов проектной деятельности и методических наработок, подготовка публикаций в научных изданиях. сентябрь 2016 – май 2017
Пропаганда и распространение материалов исследования.  сентябрь 2016 – май 2017
Планируемые результаты:
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволят интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль над деятельностью обучающегося на каждом этапе. Управление обучением с помощью ИКТ приведут к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Одно из основных назначений информационно-коммуникационных технологий как средства обучения – организация работы обучающихся с помощью программно-педагогических средств, от степени, совершенства которых и зависит эффективность обучения. В режиме компьютерного обучения станет реальным процесс непрерывного, систематического, сквозного контроля познавательной деятельности каждого обучающегося, не нарушающий логику учебного процесса и позволяющий интенсифицировать его. ИКТ дает возможность быстро выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты работы учеников и учителя.
Результатами данного проекта будут следующие возможности:
•Возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
•Возможность организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
•Возможность компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
•Возможность усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
•Возможность активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).
Продукты инновационной деятельности:
Модель использования ИКТ в зависимости от этапа и формы урока
Комплект методический разработок по проекту «Интерактивная орфография»
Диагностический инструментарий
Копилка интерактивных игр по Орфографии
Педагогической деятельности:
Публикации
Фото, видео материалы
Сценарии мероприятий
Рекомендации родителям
Памятки
Деятельности обучающихся:
Исследовательские проекты, схемы, сообщения, презентации
Критерии оценки эффективности:
Критерии Показатели
Достижение заданного качества
образования познавательные умения;
практические умения;
организационно-оценочные умения (ставить цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой деятельности, выступать письменно и устно о ее результатах и др.);
учебно-логические умения (умение сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать опровергать, делать выбор и др.);
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся умение самостоятельно получать знания из различных источников информации;
умение выделять главное из потока информации;
навыки самостоятельной проектной и исследовательской деятельности
Личностные достижения учащихся готовность к самообразованию;
потребность учащихся в достижении успеха в познавательной деятельности, в саморазвитии и самореализации в жизни;
рост творческих достижений (участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.);
уровень развития креативности личности
Распространение проекта:
Информирование педагогического сообщества о результатах деятельности по проекту через информирование на сайте учреждения, публикации, распространение методических и дидактических материалов, участия в конкурсах различного уровня и др.)
Список литературы
Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с.
Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004
Информационные и коммуникационные технологии в образовании - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. -1988. №11
Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.
Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа:  http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1996.
Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -М.,1982.