Литература. 4 класс. К. Паустовский Кот — ворюга.


Литература.
Тема урока: К. Паустовский. Кот-ворюгаЦели урока:
1. познакомить учащихся с рассказом К. Паустовского;
2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся  любовь к домашним животным и желание заботиться о них .Материальное обеспечение урока: портрет писателя, иллюстрации к рассказу.
Межпредметные связи: с уроками познания мира.
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент.-Давайте, вежливо поздороваемся и выскажем добрые пожелания.
И живется вроде лучше.
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы прочитаем его рассказ известного писателя К.Паустовского
«Кот-ворюга» и поработаем над содержанием рассказа.
III . Мотивация учебной деятельности.
Название рассказа необычно, нам предстоит выяснить, почему он так назван.
IV. Актуализация опорных знаний.
Мы знаем писателя как мастера произведений о природе. Он много ездил,
встречался со многими людьми. Эти встречи легли в основу его произведений, многие них посвящены животным.
V. Усвоение новых знаний.
1. Прием антиципации – предопределение, предвосхищение, предугадывание событий;
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт
– О чем говорит название рассказа?
По названию можно представить дикого кота, который живет в лесу и ночью
нападает на дома… Или под образом кота скрывается какой-нибудь разбойник…
2. Чтение рассказа учащимися.
3. Беседа-анализ
– От чьего имени ведется рассказ?
– От имени самого автора, от первого лица.
– Как относится к коту рассказчик и как он его описывает?
– Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
– Как называет кота автор?
– Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями.
– Подтвердились ли наши первые предположения о содержании рассказа, о герое?
– Почти. Кот был почти дикий, не домашний.
– Когда кончилось терпение хозяев дома?
– Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.
– Что было предпринято?
– … был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота.
– Что предложил Ленька, когда кота вытащили и рассмотрели его как следует?
– Накормить. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды, зелеными нахальными глазами. – С этого дня он у нас прижился и перестал воровать и даже совершил благородный и неожиданный поступок.
VI. Первичная проверка знаний и способов деятельности.
– Определите и сформулируйте идею рассказа.
– Добро никогда не бывает напрасным. Кота накормили вдоволь, он почувствовал доброе отношение к себе – и он стал другим.
– В кого превратился кот-ворюга?
– В благородного защитника.
VII. Закрепление знаний.
1. Выразительное чтение рассказа.
2. Анализ рисунков кота.
Деление текста на части, составление плана. Пересказ по плану.
1) Кот, потерявший всякую совесть.
2) Грабеж средь бела дня.
3) Отчаянный поступок кота.
4) Кот попался.
5) Сытный ужин.
6) Веселье.
7) Благородный поступок.
8) Кот Милиционер.
Можно не делить текст на части, а озаглавить те, которые даны в учебнике.
- Назовите идею этого произведения. (Надо заботиться о братьях наших меньших, только добротой и заботой можно добиться от них отдачи и преданности.)
VIII. Рефлексия.
– Я был успешен в работе над текстом…
– Я помогал(а) товарищам выполнять задания
IX. Домашнее задание.
Подготовить рассказ от имени кота.


Константи́нГео́ргиевичПаусто́вский(1892 —1968)