Технологическая карта урока по литературному чтению К. УШИНСКИЙ «ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА». П. КОМАРОВ «ОЛЕНЕНОК»


К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Олененок»
Тип урока: изучение нового материала, урок-игра
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, умения работать с текстом произведения, развитию учебно-информационных умений и навыков (бегло, сознательно и правильно читать; пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух); создать условия для формирования выразительного чтения (ясного, четкого произношения слов, соблюдения интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски); умения работать самостоятельно, в паре, группе, делать выводы; воспитывать любовь к народному творчеству, животным, родной природе, ко всему живому на земле, стремление к взаимопомощи, умения слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека
Планируемые результаты
Предметные: выявляют авторское отношение к герою; замечают эмоционально-оценочные слова, ярко характеризующие героя Метапредметные:
познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; строят рассуждения;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;
коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы
Образовательные ресурсы: памятка по составлению обложки
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю-щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока Будьте собранны, друзья,
Ведь без знаний нам нельзя!
Чтобы сказки узнавать,
Надо много книг читать! Психологически и эмоционально настраиваются на урок.
Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу
II. Проверка домашнего задания – О чем раздел, над которым начали работать?
– Составим модель обложки произведения, над которым работали дома.
– Какое произведение читали?
– Как оно называется?
– Кто написал это произведение?
– Как автор относится к жителям леса?
– Какие слова подчеркивают его бережное отношение к природе?
– Чему учит это произведение? – О братьях наших меньших.
Каждому ученику даются листок и памятка (см. Ресурсный материал).
Осуществляют самопроверку модели обложки по образцу.
– Рассказ.
– «Старый гриб».
– М. Пришвин.
– Заботливо, внимательно,по-доброму.
– Природу нужно беречь, любить, охранять, защищать Осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.
Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
III. Актуализация знаний.
1. Отгадывание загадок – О ком будем читать сегодня на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Рыжая плутовка, хитрая и ловкая.
Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!
Кто это?
– Лиса приглашает посетить Страну лисьих сказок. Она приготовила нам сюрпризы-загадки. Думаю, вы сможете правильно их разгадать.
– Какие вы знаете русские народные сказки, где главная героиня – лиса? – Лиса. Осознанно строят речевое высказывание(устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Высказывать свои мысли и доказывают свою точку зрения, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Устанавливают значение результатов своей деятельности, проявляют чувство сопереживания героям.
Знакомятся с произведением.
Овладевают приемами понимания прочитанного и прослушанноготекста.
Овладевают основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза
2. Игра «Отгадай сказки» (работа в группах) – Вы будете зачитывать отрывки из сказок и отгадывать.
• «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса – тут как тут: села под окошечко и поет:
– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка».
– Какая здесь лиса?
• «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:
– Хозяин, пусти меня ночевать!
Он говорит: – Некуда, лисонька, тесно!»
– Какой здесь показана лиса?
• «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу:
– Стук-стук-стук».
– Какая здесь лиса? Почему?
– «Петушок – золотой гребешок».
– Коварная, хитрая.
– «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку».
– Не только хитрая, но и коварная, злая насмешница.
– «Лисичка со скалочкой».
– Глупая. Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее IV. Постановка учебной задачи – Сказку про Лису Патрикеевну написал Константин Дмитриевич Ушинский.
Это великий русский педагог, он писал сказки и рассказы для детей. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из его сказок – «Лиса Патрикеевна» Внимательно слушают V. Работа по теме урока.
1. Словарная работа – Посмотрите на доску. Как вы понимаете значения этих слов?
Зубушки – зубы;
рыльце – мордочка лисы;
тихохонько – очень тихо;
пригибается – низко нагибается;
кладовые – место, где хранятся заготовки;
спаленка – место для сна;
травушка – трава;
выстланы – застелены;
постница – соблюдающая пост.
Патрикеевна – …?
– Остановимся на слове Патрикеевна.
– Откуда такое странное отчество и почему его носит именно лиса?
– Патрикей – имя старинное, происходит от латинского патриций, то есть аристократ. Но в старину «ц» на Руси произносилось как [к]. Вот и получилось Патрикей, так называли только детей княжеского рода.
– Как же это связано с лисой?
Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей Наримунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса считалась самым хитрым зверем, то получила отчество Патрикеевна Объясняют значение слов.
Строят рассуждения.
Принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие.
Оценивают правильность выполнения действия
2. Чтение сказки учителем – Какой вам представилась лиса?
– Как автор относится к лисе?
На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает.
– Выберите нужное слово.
– Почему К. Ушинский называет лису разбойницей? Прочитайте – Красавица, умница. Автор любуется ею, хвалит, но и слегка осуждает, называя разбойницей.
– Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей: «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика» Физкультминутка Утром лисонька проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – тихонько покружилась,
Три – нагнулась, посмотрела,
На пенек тихонько села Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
– Сколько абзацев?
– Чем лисонька хороша? Найдите в 1-м абзаце и прочитайте.
– Как она выглядит? Найдите во 2-м абзаце и прочи-тайте. – 5.
3. Работа с текстом – Найдите слова из 1-го и 2-го абзацев, к которым можно задать вопросы: какая, какое, какой?
– Как называются эти слова?
У Патрикеевны рыжий нос,
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
– Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
– Вот какая Лиса Патрикеевна! – Прилагательные, потому что указывают на признаки 4. Работа в паре – Пользуясь памяткой, ответьте на второй вопрос.
Осуществляет проверку задания Описывают олененка.
Читают стихотворение П. Комарова «Олененок» VI. Итог урока. Рефлексия – Какой секрет мы раскрыли сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали про лису?
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– Оцените свою работу на уроке. Поднимите кружочки:
• Если вы довольны своей работой – красный кружок;
• не очень довольны – половинка кружка;
• не доволен – белый кружок.
– Что было легким при изучении сказки? Сложным? Интересным? Отвечают на вопросы.
Выбирают кружок и высказываются по цепочке Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, самооценку; адекватно реагируют на трудности
Домашнее
задание Подготовить рассказ о лисе; выполнить задания 2, 4 в тетради; выразительно читать стихотворение П. Комарова «Олененок» Записывают задание на дом, задают вопросы Умеют слушать и вступают в диалог
Ресурсный материал
Памятка
Жанры
Рассказ
Сказка
Стихотворение
Басня
Былина
Загадка
Пословица Темы
О Родине – красный.
О детях – желтый.
О природе – зеленый.
О животных – коричневый.
О волшебстве и приключениях – синий.