Разработка урока по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский Кот-ворюга(3 класс)


Урок литературного чтения 3 класс
Тема: К. Г. Паустовский «Кот – ворюга»
Цели: Продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.
Совершенствовать виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.
Обучать созданию текста – описания, повествования.
Воспитывать любовь к природе через произведения К. Г. Паустовского.
Ход урока:
1) Организационный момент. Сообщение задач урока.
2) Пятиминутка чтения. (Сообщение о К. Г. Паустовском) Приложение 1
- Прочтите, что любил Паустовский?
3) Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы после текста стр. 80
- Какое отношение автора к героям рассказа?
- Какое ваше мнение о героях произведения? Об их поступках? (Вызывают уважение.)
4) Новая тема.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением К. Г. Паустовского «Кот ворюга»
- Прочтите его и объясните название.
(Герой рассказа кот, который воровал, поэтому рассказ имеет такое название.)
- Сравните значение слов вор – воришка – ворюга. Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе? (смешной)
- Какое отношение автора к коту, к его проделкам? (добродушное)
- Какой это рассказ: весёлый или грустный?
- Какая главная мысль этого произведения? Что хотел показать автор?
(Поделиться с другими смешной историей)
- Подберите синоним к словам добродушно – насмешливое отношение – (юмористическое).
- Рассказ «Кот – ворюга» какое произведение? (юмористическое) Автор хотел рассказать смешную историю, которую он наблюдал. Заметить такие истории и так красиво их передать мог человек, который очень любит природу, свой край, каким и был К. Г. Паустовский.
Давайте подробнее рассмотрим героя кота – ворюгу.
Работа с тетрадью.
Задание 1 – самостоятельно – прочитать.
Задание 2 – самостоятельно
Задание 3 – работа со словарём
Задание после работы: в первом и во втором задании подчеркните слова, которые описывают кота.
- Опишите внешний вид кота. Составление текста – описания. (Наша задача представить образ кота)
- Как вы понимаете слова «Звали его за глаза Ворюгой»?
- Какое было поведение кота? Подтвердите словами из текста (тетрадь 1 задание)
- Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть отношение кота к людям. (выборочное чтение)
- Как вы объясните такое отношение?
(Он не доверял людям. Он был голоден. Он не чувствовал заботу.) - Почему у него такая жизнь? Что могло случиться? (Как и в рассказе Д. Мамина – Сибиряка «Постойко» его бросили.)
Слова из песни – «Только от жизни собачьей, собака бывает кусачей».
Найдите в тексте место, где описывается переломный момент в жизни кота.
- Прочтите.
5) Работа над созданием текста – повествования по данному заголовку.
Моя кошачья жизнь.
- Какой это будет текст? (Повествование)
- Главная мысль? (Рассказать, о жизни кота от его имени.)
Хозяева уехали в город и не вернулись. Я остался один. Жил, где придётся на чердаке заброшенного дома, в подполье, где было грязно и сыро. Моя рыжая шёрстка стала серой и некрасивой. На животе образовались слипшиеся комочки.
Голод мучил меня. В животе постоянно урчало. Часто мне приходилось воровать, за что нередко попадало. Однажды я лишился хвоста, когда убегал с добычей. Прозвали меня Ворюгой.
Я был очень злой и не доверял людям. Когда меня поймал Лёнька, я решил, что мне пришёл конец. Я зажмурил глаза и прижал уши. Хвост на всякий случай подобрал под себя.
Каково же было моё удивление, когда меня втащили в чулан и дали замечательный ужин. Я ел долго. Первый раз за долгое время я был по- настоящему сыт.
С тех пор я живу хорошо. Помогаю хозяевам. Теперь меня зовут Милиционером. Я ведь за порядком во дворе слежу!
6) Итог.
- Какое у вас настроение после знакомства с рассказом?
- Кто из вас захотел прочитать другие рассказы К.Г. Паустовского?
Домашнее задание – тетрадь страница 48-49. (Рассказ от имени кота.)
В. Фраермал - "годы роста" Приложение 1
Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол. Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина.
Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."
С какой-то детской непосредственностью любил он воду - озерко, море, речушку и даже просто канавку, где тихо бормочет скромный ручеек. И удивительно - он так и не научился плавать, только барахтался около берега в воде. Но воды не боялся. Бесстрашно плавал на глубоких озерах в стареньком челне без весла, просто с помощью шеста или даже доски. А наши рязанские озера коварны, того и гляди, попадешь в колдобину. Он шел искать брод, словно в каждом водоеме брод должен быть обязательно.