Урок внеклассного чтения на тему «Великая сила — добро…» ( По произведению К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»


«Великая сила - добро…»
(Урок внеклассного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»)Цель урока: Формировать читательскую компетенцию учащихся средствами технологии продуктивного чтения. Расширить знания учеников о Паустовском К.Г. и о его произведениях; сформулировать метапредметное понятие «доброта».
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать в детях любовь к животным, к природе, раскрытие в человеке стремление к добру.
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Вид урока: урок-исследование.
Технологии: продуктивное чтение.
Методические приёмы: работа с художественным текстом, работа в группах, выразительное чтение, словарная работа, сообщение учеников, элементы анализа художественного текста.
Оборудование: тексты с рассказом Паустовского «Кот-ворюга»», компьютер, презентация о К.Г.Паустовском и его рассказе, цветные карандаши, музыка, Шары-сердечки.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал для дифференцированных заданий, тесты проверки знаний учащихся, словарь Ожегова.
Структура урока.
1. Организационный момент.
Цель: психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Какое у нас сегодня настроение? К уроку готовы? Отлично! Тогда давайте улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. У нас гости, так давайте же им тоже улыбнёмся. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем только радость общения.
(слайд).
Вступительная беседа.
-А чего вы ждёте сегодняшнего урока литературы? Продолжите фразу, которая на экране.
Сегодня мне на уроке хотелось бы… (Ответы учеников)
-Пусть всё у нас на уроке получится. Интересно, с кем же мы сегодня встретимся на уроке? (СЛАЙД)
-Вы узнали писателя? Кто это?
-Что вы знаете о творчестве этого писателя?
Биография Паустовского
Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.
Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым "почетным гражданином" города. Над обрывом реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому (слайд).
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (СЛАЙД).
- Какие его произведения вы читали?
- Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны мягкого юмора, лиризма, теплоты. Главная тема его произведений – тема природы. Его героями становились животные – домашние и дикие.
(ГОЛОС - МЯУКАНЬЕ КОТА)
-Что это? Вы что, привели в класс кота? Нет? А откуда же он взялся?
-Вы считаете, что этот кот – герой сегодняшнего произведения?
-Давайте проверим и прочитаем название нашего произведения. (СЛАЙД)
- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор? (ворюга)
- А почему он ворюга? (Ответы)
-Давайте задумаемся над значением слова «ворюга». Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать? О ком так говорят? Какой смысл несёт это слово? Значит, слово несёт дополнительный смысл. Трудно ответить? А где мы можем найти ответ на этот вопрос? Где? Что это у меня на руках? (Словарь Ожегова). В этом словаре 80000 тысяч значений слов. Даётся значение слова «ворюга». Давайте прочитаем.
-Что значит презрительно?
(Это слово несёт грубоватый оттенок, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).-Каким вы его представляете?
-А вот каким его видел художник?
-Мы с вами должны будем читать текст и вести диалог с автором.
-Задавать автору вопросы, самим искать на них ответы. За этим котом наблюдали рассказчик, деревенские мальчишки, Рувим Фраерман, писатель и друг Паустовского.
- А теперь мы с вами приступим к чтению. (Читают ученики по цепочке)
- Какой мы задаём вопрос? (Почему пришли в отчаяние?)
-Почему у кота хвост оторван, ухо порвано?
-Почему воровал-то?
2Ч. – Вы представляете краски райского уголка?
-Какие звуки вы услышали?
-Запахи?
-Гармония с природой. Эту гармонию нарушал кот, который не давал людям покоя.
3-4Ч.
-Что такое плотица?
-Как вы понимаете слово «тощий»?
Что ждёт этого кота?
-Итак, кот попался, люди рассмотрели его и что же они увидели? (На животе белые пятна. Худой, рыжий (огненно-рыжий), глаза зелёные. Несмотря на эту красоту надо наказать). -Как же люди его наказали? (Накормили).
-Что же они почувствовали? (Его пожалели).
-Люди выбрали путь добра.
-Почему кот перестал воровать?
-Кем теперь стал кот?
-Как стали его называть? Почему?
-Будет ли он теперь воровать?
-Почему кот стал следить за порядком во дворе? (Он стал милиционером)
-История с котом закончилась. Но не закончилась наша работа на уроке. Мы с вами немножко устали. Давайте встанем между партами. Разогрейте свои ладошки, почувствуйте своё тепло. ..
Физкультминутка.
-Вы готовы к дальнейшей работе?
-Сейчас мы с вами станем исследователями.
Будем искать те изменения, какие произошли с котом.
- Будем работать в паре.
1. Найдите и подчеркните в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?
2. Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
3. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
4.Склеить кота из произведения. Каким вы его представляете?
Ответы на задания.
Задание 1.
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Задание 2.
Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.
Задание 3.
Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. Вор-воришка-ворюга.
-Время ваше истекло. 1-пара. Ваш ответ.
-А вы хотите увидеть, как выглядит этот кот на самом деле? Вот что получилось у 4 пары. Давайте проверим. Он – рыжий? Ухо разорвано? Хвост оторван?
-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
- Какой это рассказ по настроению? (К.Г. Паустовский с юмором описывает своего героя.Юмор – это добродушно-насмешливое отношение к поступкам, поведению героя. Этот рассказ юмористический). -Изменились поступки кота, отношение к людям, кличка (в начале- ворюга, в конце – милиционер).
-Как бы вы озаглавили текст?
-Превращение кота Ворюги в кота Милиционера.
-Ребята, мы сейчас с вами назвали не только заголовок к тексту, вы сейчас сказали тему нашего урока.
-Сегодня на уроке мы провели исследование, как кот-ворюга превратился в кота – милиционера. Что ему помогло? Кто помог ему? Какое качество людей помогло? (Доброта людей).
-Только ли с котом такое могло произойти?
-А с людьми могло такое произойти? (Может. Часто под влиянием другого человека могут произойти такие изменения).-Какой урок нам всем даёт Паустовский своим произведением?
-Вы поняли главную мысль произведения: Твори добро, и мир тогда изменится в лучшую сторону.
РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, вы замечательные исследователи и с Паустовским вы встретитесь ещё не раз. А что вы узнали сегодня о себе?
-Начните свои ответы с любой для вас удобной фразой.
На экране: Сегодня на уроке… Мне захотелось… Я научился (ась)… Я понял (а), что…
-Ребята, я хочу сказать вам, что люди для многих понятий придумали СИМВОЛЫ: и вы , наверняка, их знаете (СЛАЙД).
-А вы видели символ доброты? Вот и нет. У вас на столах лежат кружочки, нарисуйте туда свои символы. И это будет вашим Д/З.
-А я свой символ доброты для вас уже приготовила. Мне кажется, что символом доброты вполне может стать сердце – доброе, горячее, любящее человеческое сердце, которое способно к милосердию, доброте. И я хочу, чтобы вы были не только успешными учениками, но и учениками добрыми, умеющими жалеть, помогать нуждающимся.
(Включается музыка «Дорога доброты», ученики вместе поют песню. УЧИТЕЛЬ ВСЕМ РАЗДАЁТ символ доброты).- Ну что, ребята, на сегодня урок закончился. Вы все хорошо поработали, за что вы получаете все «пятёрки». Спасибо за урок!