Конспект урока по литературе на тему: Анализ рассказа И. С. Тургенева Воробей (6 класс)


Конспект урока
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: Анализ рассказа И . С. Тургенева «Воробей»
Тип урока: урок открытия «новых» знаний
Цели:
1) совершенствование навыков анализа художественного текста;
2) развитие эмоционального восприятия художественного текста;
3) формирование гуманистического мировоззрения
Методы: проблемный, частично-поисковый
Формы работы: групповая, фронтальная
Технология: технология критического мышления
Оборудование: на партах лежат тексты с полями справа (вторая часть текста закрыта), маркеры (синий, зелёный), чистый лист бумаги маленькие листочки; на доске вывешен плакат с изображением дерева
1. Организационная часть (создание трёх рабочих групп)
2. Вступление. Сегодня мы прочитаем рассказ Тургенева «Воробей» и попробуем в нём разобраться.
3.Работа с заголовком. Обратимся к названию. Скажите, что приходит вам в голову, когда вы слышите слово «воробей»? Какие слова связаны с ним? Набросайте существительные, прилагательные, глаголы. Какие ассоциации возникают? (маленький, птица, летает и т.д.) – учитель записывает на доске. А как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким заголовком? Может быть, вы где-то уже встречались с этой птицей? Вспомните сказки, мультфильмы. Предположите.
4. Работа в группах по первой части текста. Перед вами лежат тексты. Давайте прочитаем этот рассказ. (один ученик читает). Где происходит действие? (в аллее сада). Кто участники? (охотник, собака, молодой воробей, старый воробей)
- Сейчас мы будем работать в группах. Я хотела бы напомнить правила работы в команде: уважайте мнение других, не перебивайте друг друга, в группе работает каждый на общий результат. Выберите, пожалуйста, ответственного, спикера, который будет докладывать ваши решения. Задание по группам: возьмите в руки синий маркер, подчеркните все слова, которые связаны:
1 гр. – со старым воробьём (черногрудый, упал камнем, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, прыгнул, ринулся спасать, заслонил собою своё детище. маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою).
2 гр. – с молодым воробьём (с желтизной около клюва, пухом на голове, упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки).
3 гр. – с собакой и охотником (возвращался с охоты, шёл по аллее, бежала впереди, начала красться, как бы зачуя дичь, медленно приближалась, зубастая раскрытая пасть). Даю 3 минуты.
6. Составление кластера. Теперь возьмите чистый лист бумаги. Попробуем построить схему, как взаимосвязаны эти герои. Как вы думаете, кто является главным героем, кого мы поставим в центр? (старого воробья) Почему? (он выполняет основные действия, к нему относится больше слов, на нём акцентируется внимание). Связан ли он с другими героями? (да) С какими?
(со всеми). Но связи эти разные.
Как старый воробей связан с собакой? Каким словом можно определить эти отношения? (враждебность) Старый воробей с молодым? (родство) А с охотником ?
( наблюдатель) А связаны ли между собой охотник, собака и молодой воробей? (да) Как?
Охотник и молодой воробей? (наблюдатель) Молодой воробей и собака? (угроза) Охотник и собака? (хозяин)
{охотник}→наблюдатель
↑ ↓аллея ↑ хозяин ↔ {старый воробей}→родство→{молодой воробей} гнездо
↑ ↕ ↓ {собака}↔ враждебность ← угроза

Посмотрите на схему и скажите, почему собака и старый воробей враги? Для кого собака представляет большую опасность? (для молодого, т.к. старый воробей матёрый, уже много повидавший, а молодой воробей беззащитен, он не сможет дать отпор врагу) А почему охотник не вмешивается? (он был удивлён этой картиной и ждал, что случится дальше). Аллея – это как маленький уголок, мирок в нашем огромном мире. В нём происходит описываемое событие. А где первоначально находились молодой воробей и старый воробей? (в гнезде). Для маленького воробья это мир, из которого он никогда не выходил. И вот он выпал из гнезда, потерял защиту. А с чем вы можете соотнести слово «гнездо»? Гнездо это что? (его дом) К каким героям отнесём гнездо (к молодому воробью) А к кому из героев отнесём слово «аллея»? (к охотнику, собаке) Это два разных мира. А куда отнесём старого воробья? (и к тому, и к другому, он как бы посередине; гнездо – это тоже его дом, но и в саду он чувствует себя уверенно, может дать отпор, очевидно, уже не в первый раз он бывает за пределами своего гнёздышка).
7. Выявление противопоставлений в первой части текста. Теперь на полях справа, которые вы видите возле текста, по схеме обозначьте всё, что противопоставлено. Даю минуту.(большой/маленький, старый/молодой, родители/дети, страх/отвага, хищник/жертва, родной/чужой) Посмотрите, какие страсти, оказывается, бушуют в рассказе.
8. Работа в группах по второй части текста. Вы видите, что вторая часть произведения закрыта. Я предлагаю вам предположить, как будут развиваться события дальше. Вы видите на доске дерево. Это не просто дерево, а древо предсказаний. Работаем в группах. Предположите своё продолжение истории. Даю минуту. Ваши предположения буду записывать на доске. (дети высказывают свои предположения, а учитель фиксирует их на изображении дерева). .
1 11
Откройте вторую часть и прочитайте про себя. Посмотрим, с какой группой совпало.
9. Выявление основной мысли текста. Какова основная мысль произведения? (охотник восхищён героизмом этой маленькой птички, его любовь побеждает страх). А теперь возьмите зелёный маркер и отметьте слова, которые относятся к основной мысли. Даю минуту (благоговел, любовь сильнее смерти и страха смерти, любовью держится и движется жизнь).
Итак, оказывается, это рассказ о любви, любви, которая становится всепобеждающей силой.
Мысленно вернёмся к началу рассказа. Могли ли мы предположить, что рассказ с таким названием будет о любви? В этом маленьком существе живёт огромное чувство.
10. Рефлексия. А что в вашем представлении «любовь»? наверняка, все вы любите писать записки, особенно любовные. Перед вами лежат меленькие листочки. Напишите, что такое «любовь» для вас, как вам хочется определить это понятие. Итак, первая фраза вашей записки будет такой : «Любовь – это…» На эту работу даю вам 2 минуты (заитем дети зачитывают свои варианты)
Закончить урок я хотела бы словами И. С. Тургенева из нашего рассказа: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Приложение
Воробей
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1878