Урок литературного чтения 3 класс ОС Школа 2100 В. Драгунский Тайное становится явным


Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»
Цели:
1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».
2.Развивающая: развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.
3.Воспитывающая: воспитывать честность, правдивость.
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь
Оборудование для учителя:
Мультимедийный проектор, презентации.
Карточки с заданиями.
Детские книги.
Выставка детских рисунков по рассказам В.Драгунского
Выставка книг В.Драгунского
Портрет писателя
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
-Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.
-А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?
-Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится.
-Вспомните, какой раздел мы изучаем?
-А какие произведения мы уже читали?
-А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?

2.Целеполагание.
Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их.
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)
(О правде всегда узнают)
Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается и всплывает поверх лжи, как масло — поверх воды. Так ли это? Нам сегодня предстоит разобраться. (слайд 2)
3. Активизация мыслительной деятельности.
Я предлагаю Вашему вниманию литературную викторину.(по щелчку)
Из каких произведений эти строчки?
1) Мы все очень веселились и танцевали.
И я тоже танцевал, но всё время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка.
А потом наша вожатая Люся вышла на сцену и сказала звонким голосом:
- Просим … выйти сюда для получения первой премии за лучший костюм!
И я пошел на сцену, и когда входил на последнюю ступеньку, то споткнулся и чуть не упал. Все громко засмеялись, а Люся пожала мне руку и дала две книжки: "Дядю Степу" и "Сказки-загадки". Тут Борис Сергеевич заиграл туш, а я пошел со сцены. И когда сходил, то опять споткнулся и чуть не упал, и опять все засмеялись. ("Кот в сапогах" )
2) Он подошел, а я сказал ему:
- Я всё видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел,
но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и
в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил…
Она посмотрела чуть-чуть искоса своими жёлтыми глазами и
улыбнулась - простила, значит!
И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке
совсем рядышком.
Как будто взялись за руки. ( «Дымка и Антон»)
3) Тогда я сказал:
- Павля, а научи-ка меня, как по-английски "раз, два, три".
- Я этого еще не изучил, - сказал Павля.
- А что же ты изучил? - закричал я. - За два месяца ты все-таки хоть
что-нибудь-то изучил?
- Я изучил, как по-английски "Петя", - сказал Павля.
- Ну, как?
- "Пит"! - торжествующе объявил Павля. - По-английски "Петя" будет
"Пит". - Он радостно засмеялся и добавил: - Вот завтра приду в класс и
скажу Петьке Горбушкину: "Пит, а Пит, дай ластик!" Небось рот разинет,
ничего не поймет. Вот потеха-то будет! Верно, Денис? («Англичанин Павля»)
4) И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. («Девочка на шаре»)
- Что объединяет все эти произведения? (их написал Виктор Драгунский)
Мы с вами много прочитали произведений писателя Виктора Драгунского. Чего вы ждёте от встречи с ним?
Скажите ребята каким был человеком Виктор Драгунский. (он был весёлым человеком и очень любил детей)
Совершенно верно поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.
Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
Виктор Драгунский говорил:
«Смех – это радость.
Я даю его двумя руками.
Карманы моих клоунских
штанов набиты смехом.
Дети должны жить,
они должны радоваться…
и я должен приносить
радость детям…»
Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз ( «Заколдованная буква»,»Весёлые истории о школе», « Где это видано, где это слыхано…»(слайд 14), а над другими задумываемся, грустим ( «Девочка на шаре», Друг детства», «А он живой и светится»)
Мы продолжаем знакомство с творчеством Драгунского.
5.Работа с текстом до чтения. Целеполагание. Словарная работа.
Откройте учебник литературное чтение- страница 125.
Прочитайте заглавие рассказа В.Драгунского. ("Тайное становится явным")
-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
«Хотим узнать» (слайд 13) - О чём может идти речь в этом произведении?
- Что значит тайное становится явным?
-Ребята, как вы понимаете слово явным? Подберите синонимы.( (Известный, всем доступный, очевидный)
Что значит тайное становится явным? Как вы понимаете заглавие?(высказывания детей)
-Прочитайте 1 – й абзац , сравните ваш ответ с авторским. Прочитайте тему урока
« Когда мама сердится… Что можете предположить?
-Рассмотрите иллюстрацию на с. 125. Что необычного увидели?
-Что можете предположить?

Проверим наши предположения.
Прочитаем рассказ и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку. Станет ли « Тайное явным» .
После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)
-Что узнаем о Дениске? (Задумывается над непонятным)
После 2 части:(чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)
- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?(слайд 22) ( Не хотел есть кашу)
- Зачем мама заставляет есть кашу? (Полезно, надо утром кушать каши)
- Как вообще можно разрешить конфликт ( уступить, договориться)
- Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню»)
- Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились)
Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?
Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность?
слайд 23)
Чтение 4 части: (читает подготовленный ученик до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)
- Так как поступил Дениска? (Выбросил в окно)
- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады, безысходности)
Найдите в тексте, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена)(слайд 18)
-Что следовало после этого?
-Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение? (Не думал в этот момент, отключился от действительности
- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
-Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку? ( радость )
- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).
Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)
Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)
Словарная работа: (по щелчку значение слов)
- Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным? (Ученики высказывают своё мнение.)
- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре Ожегова.
(Это человек, обладающий большой внутренней культурой).
- Клевета – что оно означает?
(Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).
- Подберите синонимы к этому слову клевета. (Ложь, враньё, выдумка, наговор).
- Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера.
- Автор пишет: "язвительно рассмеялся милиционер".
Как это язвительно?
(Стремящийся досадить, злобно, насмешливо).
- Как изменилось настроение Дениски?
Мы смеёмся, икогда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе. А что он при этом чувствует?
- Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? ( сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына.)
- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).
- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?
Какова роль смеха в этом рассказе?
(Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)
7. Работа с текстом после чтения. Обобщение.
Ребята, подумайте, как менялось настроение главных героев. (работа в паре)
Словарик настроений.
1 задание: Как менялось настроение мамы?( веселая, гнев, печаль, огорчение) (слайд 29)
2 задание: Как менялось настроение Дениски? ( довольный, страх, стыдно)
- Какой вывод сделал для себя Дениска?(слайд 30)
- Почему мама не ругала сына? (мальчик пересилил себя и признался во всём)
-Как признался мальчик? («Тайное всегда становится явным»)
8.Практическая работа. (работав группах. 4 группы) (слайд 33)
- А сейчас будем работать в группе.
-Вспомним правила работы в группе.
Каждая группе получила задание. (приложение 1)
-Ваша задача подобрать цитату из текста к иллюстрации и выбрать подходящую пословицу.
1. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (раздаточный материал)
Восстановите цепочку событий. (картинный план)
2. Подбери цитату из текста. (работа с учебником)
3. Выбери пословицу. (раздаточный материал).
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.
Восстановите цепочку событий. (картинный план)
Выстраивается сюжетная линия рассказа. (картинный план)
Самооценка
9.Обобщающая беседа.
- Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
Какой же Дениска?
(Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).
-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?( поступок, за который стало стыдно)
- Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

- Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?
-Какая проблема волнует автора? ( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).(слайд 35
Подходит ли эпиграф к нашему уроку?(слайд 1) Объясните его значение.
(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.
Правду не скроешь.
Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)
-К какому жанру относится произведение? (юмористический рассказ)
Автор любит своего героя. Относится к нему с иронией. Улыбается.
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал:
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»
- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
У В.Драгунского очень много рассказов. Ведь он писал для детей о детях?
Что мы делали? Какие умения формировали?
11.Рефлексия учебной деятельности.
Закончите одно из предложений:
Было интересно…
Я понял(а), что…
Меня удивило…
Я сделал(а) вывод, что…
Мне захотелось…
После сегодняшнего урока я….
12.Дифференцированное домашнее задание:
- Пересказ рассказа по плану.
-Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и подобрать пословицу
13.Спасибо за работу на уроке.





6.Работа с текстом .
1.Первичное восприятие текста– (просмотр видеоматериала)
Дети смотрят мультфильм "Тайное становится явным"
Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
Как вы понимаете эту фразу?
Работа в тетради.
Прочитайте пункт плана в тетради (стр. 50, задание №1)
Какой это план? (цитатный)
Последовательно ли он составлен?
Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части. (Работа в парах)
Проверьте правильность выполнения задания на слайде.(слайд 21)