Внеклассное мероприятие и презентация по окружающему миру «Как хлеб на стол пришёл», 2 класс

Тема. « Как хлеб на стол пришёл»
2-й класс (1-4)
Цель урока. Расширить и углубить представления детей о хлебе - его ценности для жизни человека.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о том, как надо много затратить труда, чтобы получить хлеб.
2. Познакомить с профессиями людей, связанных с выращиванием хлеба, его изготовлением.
3. Развивать наблюдательность, память, воображение, внимание, речь.
4.Расширять кругозор.
5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны.
Оформление класса:
1. Шишкин И. «Рожь», Венецианов А.Г. «Жнецы»
2.Снопы зерновых культур, гербарии ржи и пшеницы
3.На плакатах пословицы о хлебе.
4.Чайковский П.И. «Жатва» (пьеса из сборника «Времена года»), песня «Русское поле» (музыка Я.Френкеля)


Ход урока

І. Организационный момент
Учитель. Закройте глаза. (Учитель вешает на себя связку баранок.) Что изменилось?
Как вы думаете, почему я себя так украсила? Мнения детей.
ІІ. Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека - хлебе.
ІІІ. Раскрытие темы
Учитель. Я расскажу вам сказку.
а) Жил – был на свете маленький медвежонок, ( слайд №2)в школу он не ходил и больше всего на свете он любил( слайд №3)
А что он любил вы узнаете из записи, когда расшифруете закономерность.
Мафлифнафарфбузфклюкфвафсмофрофдифнаф
Д. Буква ф повторяется и делит слова на слоги. Малина, арбуз, клюква, смородина.
У. Соедините первые буквы каждого слова, и вы узнаете, как звали медвежонка.
Д. Макс.
У. (4 слайд) Однажды мама – медведица посадила его обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А мишутка раскапризничался : «Не буду есть этот противный хлеб!» И только он это сказал как вдруг оказался в неведомом царстве – «Хлебном государстве». ( 5 слайд) Звучит музыкаЯ.Френкеля
Перед Максом открылось необычное, будто золотое поле. Радостно забилось его сердце. Мишутка подумал, что открыл золотой островок. Но когда подошел поближе, то сильно удивился. То был не золотой островок, а поле с очень интересными растениями. (рассматривают гербарии пшеницы) Но это не всё – на другой стороне заметил островок с другими растениями. (гербарии с рожью)
Учитель предлагает сравнить растения, найти сходства и различия.
У. Так как мишутка был сильно голоден, то решил попробовать зёрнышки и вдруг приятный запах и вкус оживил его.
Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются (слайд №5) хлеба (хлебные культуры). Основные наши кормилицы – рожь, пшеница, ячмень - имеют особое название – жито, произошло от слова «жить». Будет жито и жить можно.
Отправился Макс дальше, было жарко. Он сильно устал и к тому же ему хотелось кушать. (слайд №7)
Тогда он прилёг под крону огромного дуба. И приснился ему сон, будто лежит он под хлебным деревом, а к нему тянутся ветки с пиццей, булочками, тортом. Захотелось ему попробовать всё это, но помешала назойливая муха. Проснулся Макс с такой мыслью – а вдруг существует такое хлебное дерево?
А как вы, ребята, считаете?
Действительно, есть такое дерево (слайд №8). В лесах и самых жарких странах растут такие деревья. На их стволах и сучьях растут плоды, схожие по форме с тыквой. Состоят они в основном из крахмала, подобно зёрнам пшеницы и ржи. Зёрнышко пшеницы весит куда меньше грамма, а плод хлебного дерева – до 20 кг. Одно дерево целый год кормит трех человек. Причём без хлопот: сорвал хлеб-шар, разрезал на пластинки, подержал на сковороде и получил свежую лепёшку.

б) А как же на самом деле растёт хлеб? Кто помогает ему прийти на стол? Чтобы это понять, отправимся с медвежонком в Центр науки. (каждый этап обсуждается вместе с детьми)
(слайд №9)
1. Вспахивание поля.
-Какие машины? Для чего?
2. Высевание зёрен. Зреет.
Весной. Нужно ухаживать: пропалывать, поливать, удобрять. Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Какие машины помогают сеять зерно?
3. Сбор урожая. Жатва.
- Чем убирают сейчас? А раньше?
Старинное название августа – жнивень или серпень, так как убирают хлеба в августе – жнут. А жали их раньше серпами. Вот и месяц назван серпень или жнивень.
Жатва, как и сев, - святое дело. Поэтому начать её в старину поручали самой уважаемой и опытной жнице. Она брала с собой чёрный хлеб с солью и завязывала его в чистое полотенце вместе с иконкой. Быстро шла в поле и начинала жать (срезать) колосья вот таким серпом и собирать их в сноп.
Дальше зерна увозили на элеватор – зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки зерна.
4.Молотьба.
Мукомольный завод. Показ пшеничной и ржаной муки.
Святое дело – вырастить хлеб. Из зерна пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен. Сколько надо, чтобы прокормить народ?
5. Выпекание хлеба.
Почему хлеб разный? От чего это зависит?
Макс попробовал муку, но ему она не понравилась. Он залез в машину (слайд №10), которая тронулась с места и увезла мишутку в неизвестном направлении.
- Как вы думаете, куда отправилась машина с мукой?
- А пока Макс едет, давайте посмотрим сказку.
Ведущий: Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочке названье
Поспешите отгадать.
Вы готовы слушать, ушки?
Будет сказка, дайте срок.
Говорит старик старухе:
«Испеки мне колобок.» (слайд №11)
Дед: Ох, захотелось колобка.
У нас есть дрожжи и мука?
Ты бы тесто замесила
И всех сегодня угостила.
Баба: С охотой я возьмусь за дело,
Хотя задача нелегка.
Чтоб тесто сделать белым,
Нужна не только мне мука –
Вниманье нужно и уменье,
Про соль да воду не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну-ка тесто я месить.
( В кастрюле сидит девочка, накрытая простыней)
Баба: Тесто я месила, масло добавляла,
Выбилась из силы.
Ой, как я устала!
Тесто: Убегу я из кадушки.
Не хочу быть колобком,
Мне здесь плохо, мне здесь душно,
Через край бы да бегом.
Усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу.
Дед: Баба, тесто убежало!
Баба: Ай, яй! Ты куда?
Как же это я проспала?
Вот несчастье, вот беда!
Дед и баба: Колобок, пекись скорее,
А мы попляшем веселее.
Ой, как вкусно пахнет, наверно, колобок готов.

Учитель: Что потребовалось бабе, чтобы испечь колобок?
Д: Мука, соль, дрожжи, вода, масло. Замесила тесто и поставила в тёплое место. А после стала выпекать. (слайд №11)

в) Машина с Максом приехала на хлебозавод.(слайд № 12).Выступление пекаря.
У: Среди предложенных профессий выбери те, кто помогает хлебу на стол прийти (слайд № 13): артист, пекарь, тракторист, комбайнёр, портной, врач, кондитер, механизатор.

г) Отправляемся с Максом в Центр искусства. (слайд №14)
1. Нарисуйте каравай и подарите его кому-нибудь из гостей.
Ученик читает стихотворение: С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.

2. Сплети венок из пословиц о хлебе. (слайд № 15)
Когда, нет, худ, хлеба, обед.
Хлеб, вода, батюшка, матушка.
Хлеб, голова, всему.
Да, горька, хлеб, работа, сладок.
Д: Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб-батюшка, вода-матушка.
Хлеб-всему голова.
Горька работа-да хлеб сладок.
У: Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
ІV. Закрепление
В подарок от Макса – кроссворд. (слайд № 16)
1. Бьют меня палками,
Жнут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
2. Хранилище зерна.
3. Определи растение по гербарию.
4. Машина, убирающая хлебные колосья.
5. Определи растение по гербарию.
6. Закваска или
7.Особое название кормилиц (ржи, пшеницы, ячменя).
8.Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают.
- Какие ещё хлебобулочные изделия вы знаете?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Кто такой хлебороб?
Д: Крестьянин, выращивающий хлеб.
V. Итог
У: Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
- Зачем я на себя повесила сушки? Как они связаны с темой нашего урока?
(слайд №17) Приглашаем всех на чаепитие.
1

2

3

4

5

6

7

8