СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА


СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Ковалев Савва Михайлович
ФГКОУ «Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус» МО РФ
Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет
«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».
Ключевые слова: Воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать
               тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
               что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком–то печётся
          и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)
Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Следовательно, вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым из нас: родителями, воспитателями, учителями, обществом, государством. Ведутся активные поиски путей решения их, эффективности, как в теории воспитания, так и в педагогической практике образовательных учреждений.
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, воспитателей и учителей, быть готовыми к ним. Мы, зачастую, являемся первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в учебных заведениях идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и кадрового обеспечения, выявлении проблем. -1080135-3578860
Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.
Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание, и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6). Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественную.
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без чего невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Современная ситуация ещё больше усложняется. Трудно провести черту между традициями, духовно-нравственным наследием прошлого и современностью. Происходит так называемая «музеефикация» культуры – многие навыки и умения, ценности и мировоззренческие установки можно, сдать в архив или положить на музейную полку как неактуальные. Подростки очень избирательно относятся к опыту старшего поколения и ориентированы на своих более продвинутых сверстников. Это делает разрыв поколений ещё более выраженным, а межпоколенную передачу ценностей – проблематичной.
Но вместе с тем возникает потребность в опыте очень далёких предков, который в условиях этно-религиозных ренессансов оказывается современным и актуальным. Именно этим можно объяснить возрождение религиозности, а также интерес к своим этническим корням. В современном обществе молодёжь и подростки испытывают влияние новых авторитетов – этно-конфессиональным сообществам разного толка.
Смена типов культурно-исторического наследования стала важнейшей причиной кризиса не только семейного воспитания в его традиционном понимании, но и системы образования и воспитания в целом. Ведь они также нацелены на трансляцию знаний, умений, навыков, систем ценностей, культурных образцов, стремящихся закрепить опыт предшествующих поколений.
В эпоху смены культурных форм передачи коллективного опыта поколений. Люди старшего поколения, педагоги, воспитатели и родители, формировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры, воспитывались на классическом романе XIX века на его этических принципах и рефлексивных началах. Представители старшего поколения разделяли убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Шекспира, не может считать себя и быть культурным человеком. Они помнят фразу Ленина о необходимости овладеть всем культурным наследием человечества. Взрослые формировались также на традиционном учебнике, в котором автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, и не способен изменить что-либо в сюжете или подаче материала.
Люди книжно-письменной культуры мыслят категориями повествовательности, плавной и связанной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения, выстраивают единую линию урока и воспитательного процесса, тщательно стараются предвидеть все нюансы и исключить случайности, ведут детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.
Современные дети – представители иной, экранно-клиповой культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомились с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.
Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, намечается прерывность связи между ними, что отражается как на семье, так и на учебном заведении. Следовательно, они теряют интерес и к традиционному обучению, линейному учебно-воспитательному процессу по утверждённым программам, к традиционному учебнику. Они предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии.
В худшем случае у них пропадает интерес к обучению и воспитанию в принципе. Растёт поколение малообразованных, малограмотных и неграмотных детей и подростков, которые проводят время у телевизора, в интернете и т.д. и т.п. Дети читают преимущественно остросюжетные детективы, в которых отсутствуют чувства, переживания, самопознание, не выражаются эмоции. Но стремительно развивающийся сюжет, чистое действие, закрученная интрига и т.п.
Контакты со старшими в данных условиях довольно ограничены, зачастую имеют прагматическую направленность, касающуюся финансовых вопросов или обслуживания их потребностей. Концепция связана с поддержанием семейной атмосферы, с участием в семейных праздниках и торжествах, с укреплением традиций семьи, с заботой о её членах. У них имеется гораздо больше возможностей иметь собственный легальный, а зачастую и нелегальный заработок, что делает их практически автономными по отношению к старшим членам семьи.
Для решения этой проблемы взрослые должны овладевать информационно-коммуникационными процессами. Человек, который не владеет компьютером будет чувствовать себя так, неграмотным в индустриальном обществе. Если старшее поколение сможет говорить с подростками на языке информационно-коммуникативных технологий, то оно сможет более эффективно направлять интеллектуальные поиски и творческую энергию молодежи, способствовать развитию интереса к учебным программам на электронных носителях, расширяя тем самым и собственный кругозор. Только преодолевая конфликт поколений, корпус и семья могут осуществлять воспитание вообще, в том числе и воспитание на определённых духовно-нравственных ценностей.
Эффективность кадетского корпуса и семьи как силы, противостоящей негативным тенденциям нарастания ксенофобских, националистических, а то и фашистских настроений, имеет положительный результат.
За основу стратегических целей в концепции стандарта второго поколения были взяты основные положения, содержащиеся в посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Это установка на построение открытого гражданского общества, определяющего основные ценностные идеалы этого общества:
– социальная справедливость;
– равенство возможностей, в т.ч. и на получение образования;
– рост благосостояния народа;
– безопасность личности, общества, государства.
Социальные и моральные угрозы школьному образованию:
– морально-нравственная дезинтеграция общества;
– низкий уровень доверия и социальной солидарности;
– нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
– недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
– рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;
– снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
– усиление миграционных процессов;
– недостаточный уровень воспроизводства населения;
– снижение физического, социального и психического здоровья населения.
Методологические основания стандарта включают в себя лучшие традиции российской и советской системы образования, а также лучший зарубежный опыт. В нём рассматриваются вопросы: существование образованных, умных людей в современных условиях; ориентация семьи на личную успешность, общества – на безопасность, сохранение здоровья, социальную справедливость и рост благосостояния. Стандарт является основой национального согласия, его собственной вариативности. Вариативная система образования формируется и на основании вариативности требований семьи, общества, государства.
Ценностные ориентиры в государственных стандартах второго поколения выглядят следующим образом:
равноправие и социальная справедливость;
демократические и гражданские ценности;
патриотизм на основе гражданской ответственности и диалога культур, особенно в условиях миграционных процессов и нарастания этнического, конфессионального и культурного многообразия;
ценности безопасности и человеческой жизни;
гражданская идентичность;
семейные ценности.
В стандартах второго поколения воспитание становилось предметом специального проектирования, а в корпусе предусмотрена программа воспитания и социализации кадет. Идеальная краткая характеристика будущего выпускника корпуса, гражданина России в соответствии с концепцией стандартов второго поколения:
защитник отечества;
патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою причастность развитию России;
человек, уважающий ценности иных культур, конфессий, мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в решении этих вопросов.
креативный и мотивированный к познанию и творчеству, к обучению на протяжении всей жизни;
уважающий других людей, готовый к сотрудничеству с ними для достижения совместного результата;
человек, осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России записано: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».
Принципы и особенности организации воспитания и социализации учеников младших классов
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, кадетского коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в национальных культурных и религиозных традициях народов России и служат для новых поколений основными ориентирами человеческой жизни, духовно нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада жизни корпуса, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно нравственного развития, воспитания и социализации личности кадетов младших классов.
Принцип амплификации – признание уникальности и качественного своеобразия уровней возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на определенной возрастной стадии детства для всего последующего развития личности. Организация воспитания и социализации в соответствии с принципом амплификации проявляется в предоставлении возможности для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.
Принцип следования нравственному примеру. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внекорпусной деятельности наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно нравственного развития, обучающегося имеет пример учителя и воспитателя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. У кадет в младшем возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младших кадет со сверстниками, родителями (законными представителями), воспитателем, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права кадета свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную, предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Кадет включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно нравственного развития, воспитания и социализации согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся на уровне начального и среднего общего образования. Согласование цели, задач и ценностей программы осуществляется воспитателями и учителями.
Принцип системно деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом жизни в корпусе, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших кадет. Интеграция содержания различных видов деятельности, обучающихся в рамках программы их воспитания и социализации осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с воспитателями, педагогами и родителями (законными представителями), иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- дисциплин с военной направленностью;
- произведений искусства;
- периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что при разработке содержания образования в нем гармонично сочетаются специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг системы идеалов и ценностей, которая создает смысловую основу пространства духовно нравственного развития личности. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни. Основа уклада образовательной организации – традиция, в свою очередь, опирающаяся на значимые события, привычные отношения в коллективе.
Роль воспитателя, учителя в духовно-нравственном воспитании
В корпусе центральной фигурой, осуществляющей воспитательный процесс, является воспитатель и учитель, на которых фактически возложены все воспитательные функции. Воспитатель – это посредник между обществом и ребенком, он организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создает условия для индивидуального выражения каждого ребенка и помогает осуществлять развитие личности. Большинство учебных заведений имеет проблемы теоретического осмысления и практической подготовки воспитателя и классного руководителя. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.
Сегодня к воспитателям и учителям предъявляют высокие требования, поэтому им просто необходимо пересмотреть отношение к своим обязанностям – учиться новым методикам, технологиям работы с детьми, больше общаться с родителями, проводить диагностику, а это огромная затрата моральных, физических сил.
Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей. Прежде всего, это учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на воспитанников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие кадета в кадетском корпусе в процессе обучения оказывает личность воспитателя. Нравственный облик воспитателя раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе воспитания и обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения воспитателя к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к воспитателю, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если воспитатель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.
Воспитатель, учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты педагога, его оценки.
Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого кадетам воспитателя (учителя), они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.
Другим важным источником нравственного опыта кадет является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
 формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
 
Духовно-нравственные приобретения, которые получает обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности:
Приобрёл знание
Приобрёл опыт самостоятельного действия
Пережил и прочувствовал нечто как ценность
Уровни воспитательных результатов:
I уровень – приобретение социальных знаний.
Педагогические условия – взаимодействие с воспитателями и учителями как носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Первый уровень – приобретение кадетом социального знания (знания: об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом.
II уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Педагогические условия – взаимодействие обучающихся в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает подтверждение социальных знаний.
Второй уровень – получение кадетом опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в дружественной кадетской среде (коллективе).
III уровень - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Педагогические условия – взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами ОУ.
Третий уровень – получение кадетом опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации.
Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.
Использованная литература:
1. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
4. Современные воспитательные системы. "Классный руководитель» № 3,5,6
5. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ре. И.С. Артюховой. –М.: ВАКО, 2006.
Интернет-ресурсы
http://kpip.kbsu.ru/pd/index.htmlhttp://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/1blok/12vosp.htmlhttp://do.gendocs.ru/docs/index-87690.htmlhttp://www.openclass.ru