Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе


Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе 1. «Цветик-семицветик»Методика предназначена для дошкольников и младших школьник. Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний. Для проведения методики потребуется лист бумаги с нарисованным на нем «Волшебным цветком» с семью разноцветными лепестками. Размер лепестков должен быть таким, чтобы ребенок мог записать в нем свое желание. С дошкольниками и первоклассниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально. С более старшими учениками она. может проводиться как индивидуально, так и фронтально. Для более младших детей, а также для детей с задержкой психического развития и педагогически запущенных количество лепестков можно уменьшить до трех. Вместе с тем, следует иметь в виду, что количество желаний, высказанных ребенком, само по себе может являться ценным диагностическим показателем. «Цветки» могут быть приготовлены заранее, но, если позволяет время и условия, лучше предложить их изготовить самим детям, поскольку в этом они полнее включаются в ситуацию и валидность методики повышается.Инструкция. «Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание. Этот цветок нарисован на листе. Напишите на каждом лепестке одно свое желание. А всего каждый из вас сможет написать семь самых заветных своих желаний. Все поняли, что надо сделать?» После сообщения инструкции психолог отвечает на вопросы детей. Итак, начинаем...»Обработка результатов и интерпретация.Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.), относящиеся к школе, и широкие “общечеловеческие” (“Хочу, чтобы люди никогда не болели”, “Чтобы никто не убивал других людей”, “Нашли все полезные ископаемые” и пр.). Поскольку само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствуют о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствуют. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений. Наиболее часто здесь встречаются ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др. Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований взрослых, а также совершенно конкретных (“мелких”) материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое). Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции (“Я хотел бы всех избить, уничтожить”, “Чтобы отомстить всем”, “Чтобы избили всех тех, кто меня обижает), так и жертвы агрессии: “Чтобы меня не били”, “Чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить”). Ответ “не знаю” является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном “отказе” от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.Определяется степень “протяженности” желаний во времени.Модальность высказывания (“Я хочу”, “Я хотел бы”). Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем “праве на желание”, является неблагоприятным симптомом. 2. Анкета школьной мотивации Лускановой Н.Г.Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов. Разработана Лускановой Н.Г. Позволяет отнести ученика к следующим группам по результатам. I. Высокая школьная мотивация, учебная активность – 25–30 баллов. II. Нормальная школьная мотивация – 20–24 балла. III. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами – 15–19 баллов. IV. Низкая школьная мотивация – 10–14 баллов. V. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – ниже 10 баллов. 1.Тебе нравится в школе? – не очень – нравится – не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью думаешь о том, что пойдёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? – чаще хочется остаться дома – бывает по-разному – иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? – не знаю – остался бы дома – пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? – не нравится – бывает по-разному – нравится 5. Хочешь ли ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий? – хочу – не хочу – не знаю 6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены? – не знаю – не хочу – хочу 7. Часто ли ты рассказываешь о школе родителям? – часто – редко – не рассказываю 8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя была менее строгая учительница? – точно не знаю – хочу – не хочу 9. У тебя в классе много друзей? – мало – много – нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? – нравятся – не нравятся – не очень Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла). Учащиеся, набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация. Диагностика эмоциональной готовности ребенка к школе 1. Диагностика эмоционального отношения к школе детей 6 - 7 летНазначение теста: Изучение эмоционального отношения к школе детей 6-7 лет, посещающих детский сад и 1-й класс школы.Описание теста:Для проведения теста необходимы:22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший - плохой, чистый - грязный, пассивный - активный, добрый - злой, грустный - веселый, быстрый - медленный, сильный - слабый, большой - маленький, тяжелый - легкий, горячий - холодный, решительный - робкий);2 коробочки с наклеенными картинками: на одной коробочке нарисованы дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Инструкция к тесту:Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают инструкцию: «Вот это - школьники, они идут в школу, а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят - школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.Обработка результатов теста:Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. 2. Изучение эмоционального отношения к школеДля проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками.Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий. Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи». После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе. 3. Методика "Кактус"Ребенку дается инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения рисунка в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: Этот кактус домашний или дикий? Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? Кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение, размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Важно учитывать характеристику «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристику иголок (размер, расположение, количество). Признаки рисункаАгрессия: Наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности Импульсивность: Отрывочность линий, сильный нажим Эгоцентризм, стремление лидерству: Крупный рисунок, центр листа Неуверенность в себе, зависимость: Маленький рисунок, расположение в низу листа.Демонстративность, открытость: Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.Скрытность, осторожность: Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм: Использование ярких цветов, "радостные" кактусы Тревога: Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.Женственность: Наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.Экстравертированность: Наличие на рисунке других кактусов или цветов.Интровертированность: На рисунке изображен один кактус.Стремление к домашней защите, чувство семейной общности: Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества: Дикорастущие, "пустынные" кактусы. Диагностика физиологической готовности ребенка к школе 1. Определение ведущего уха, ведущего глаза, ведущей ногиПомимо ведущей руки, полную картину Вы можете получить, определив ведущий глаз, ухо и нижнюю конечность ребенка. Выявление ведущего глаза.Ребенку предлагают расположить на расстоянии вытянутой руки лист бумаги с небольшим отверстием. Сквозь отверстие в листе необходимо рассмотреть какой-либо предмет (расстояние до которого 1–2 метра). Затем ребенку предлагается, не теряя из поля зрения предмет, приблизить лист бумаги к глазу и рассмотреть предмет через отверстие. Ведущим является тот глаз, который ребенок будет использовать чаще при неоднократном повторении пробы. Лист бумаги для этого тест можно так же просто свернуть трубочкой. Кроме того, можно предложить ребенку обычный калейдоскоп. То, каким глазом он воспользуется тоже показательно. Выявление ведущего уха.Перед ребенком, сидящим за столом расположите часы. Задание следующее: не дотрагиваясь до часов определить, работают ли они. Ухо, которым ребенок будет чаще пользоваться, является ведущим. (Часов для пробы желательно иметь несколько – работающих и неработающих). Выявление ведущей ноги.Та нога, с которой ребенок чаще начинает движение при беге, прыжках через скакалку и т. п. является ведущей. Утверждать, что ребенок левша можно только в ситуации, когда ведущими являются и левая рука, нога, глаз и ухо. В таком случае, скорее всего, ведет правое полушарие. Если ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, но в остальном ведет правый из парных органов, говорят о леворукости и не более. Тип мыслительной деятельности в зависимости от ведущей руки, глаза и уха:1. Правая рука, правый глаз и правое ухо – левополушарник, "мыслитель". 2. Правая рука, левый глаз, левое ухо – правополушарники, "художники". 3. Правая рука, левый глаз, правое ухо; правая рука, правый глаз, левое ухо – смешанный тип. 4. Леворукие дети относятся к особой группе. Они ярко выраженные правополушарники. 2. Тесты Ф. КречмераНемецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: - полить цветы; - пересыпать песок лопаткой; - почистить зубы; - толкнуть палкой шарик; - достать книги с полки; - открыть замок-молнию; - зажечь спичку; - вынуть пробку из ванны и т. д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он – левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция. 3. Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функцийКраткое исследование развития речевого слуха.Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска. Инструкция: Я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ. Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА. А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повтори (порядок слов несколько раз изменяется): ДОМ-ТОМ-КОМ БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА. Оценка результатов: высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками. Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно. Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении. 4. «Дорожки и мячи»Методика направлена на развитие моторики рук (автор А.В.Сазонова).Эта методика позволяет оценивать состояние моторики рук у детей, которое выявляется путем точного копирования, не отрывая карандаша от бумаги, изогнутой линии двумя руками попеременно.Инструкция: «Ты машинист скоростного поезда Елец-Москва. Тебе необходимо довезти всех своих пассажиров до конечной станции. Так как поезд скорый, то он нигде не останавливается и, конечно же, не съезжает с рельсов».После окончания одной дорожки предлагается поднять руки вверх и переложить карандаш в другую руку: «Поезду ведь необходимо вернуться в свой город? Так как он скорый, как поедем? А остановки делать будем?» Внимательно следим, чтобы дети не перекладывали карандаш в руку, которой делали линию на верхней строке. Работы оцениваются по 5-уровневой шкале: высокий, средне-высокий, средний, средне-низкий и низкий результаты.Высокий результат – 1 балл: за точное копирование образца без отступлений, исправлений и грязи, при среднем нажиме.Средний результат – 3 балла: линия иногда не совпадает с образцом, может быть один-два отрыва карандаша от листа, при среднем нажиме.Низкий результат – 5 баллов: линия, проведенная ребенком, не совпадает с контрольной; очень сильный нажим или, наоборот, линия едва заметна; сильно выраженный тремор рук; частые отрывы карандаша от бумаги; много грязи; различные исправления.Промежуточные результаты были введены для более точной дифференцировки полученных показателей.Кроме того, данной методикой можно выявить скрытое левшество или амбидекстрию (то есть когда ребенок владеет и правой и левой рукой) рук. Заключение 1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.2. Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов. Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Список используемой литературы:1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.2.Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 1999. – 48 с.3. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.4. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.5. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 6. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.7. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 19778. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с. Список используемой литературы:9. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.10. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.11. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн.1, 12. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьныйпсихолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.13. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И.В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.14. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск,1992 – 94 с.