Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Проблема психологической готовности ребенка к началу школьного обучения»3ц2ц2ц2ц2ц2ц2ц2ц2ц


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №12» (МООД, Литейная, 34) г. Тулы
Конспект родительского собрания
в подготовительной к школе группе
на тему: «Проблема психологической готовности ребенка к началу школьного обучения»
Подготовила:
педагог – психолог,
Синицына Марина Владимировна
г. Тула, 2016 г.
Дата проведения:
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе;
- определить, что входит в понятие «психологическая готовность к школе»
- вооружить практическими рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ориентировочное время: 1 – 1,5 часа.
Участники: родители, педагог-психолог, воспитатель.
Оборудование: клубок ниток, мультимедийный экран, фломастеры, листы бумаги, памятки для родителей.
План:
Приветствие
Упражнение «Моя тревога»
Теоретическая часть. Обсуждение с родителями
Практическая часть
Рекомендации психолога
Подведение итогов
Предварительная работа: подбор статей, книг, журналов по данной теме; составление рекомендаций – памяток, презентации, подготовка практических заданий для родителей.
Ход встречи
Вводная часть
Педагог – психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье, - поступление ребенка в школу. Чтобы наша встреча была приятной и дружной, сначала, давайте познакомимся друг с друга.
Тренинговое упражнение «Клубок дружбы»
Психолог держит в руках клубочек и предлагают родителям представится. Сначала и психолог и воспитатели представляют себя, затем клубочек передают по кругу, нитку держат в руках. В итоге, когда клубок возвращается к психологу, получается замкнутый круг.
Основная часть
Итак, на будущий год ваши дети пойдут в первый класс. Для начала предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка.
Упражнение «Моя тревога»
Ведущий просит родителей выполнить задание по очереди закончить предложение.  Я беспокоюсь о том… (как сложатся отношения с учителем, как ребенок вольется в коллектив, выдержит ли он большую нагрузку и т.д.).
Педагог-психолог: Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как серьезный период, вызывающий много тревог. Конечно,  мы все полны желания приложить все усилия для того,  чтобы ребенок был здоров и хорошо учился. 
Перед родителями встают вопросы:
- Как подготовить ребенка к школе?
- Когда начать подготовку?
- На что нужно обратить внимание, чтобы переход из дошкольного образовательного учреждения в школу был менее болезненным?
Предлагаю немножко окунуться в ваши воспоминания своей школьной жизни. Посмотрите пожалуйста на экран. На экране слайд – шоу – фотографии детей в школе (музыка большая перемена).
Педагог-психолог: Давайте вспомним, как вы пошли в первый класс, какие чувства вы испытывали? Что вас пугало? Какие слова напутствия говорили вам ваши родители? Что определяет готовность ребенка к школе? (записываю высказывания на доске)
Психолог обращает внимание на слайд:
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений; сравнивать предметы, находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и пр.
Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.
Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы.
Сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализировано, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно – школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.
Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях:
Ребенок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Практическая часть
Родителям предлагается ответить, из каких источников ребенок может получить информацию о школе? (ответы записываются на доске)
- информация, полученная из СМИ, фильмов, мультфильмов, литературы;
- информация, получаемая от различных взрослых, других детей;
- информация, получаемая от значимых взрослых, от их отношения к школе, веры в успех своего ребенка.
Тренинг для родителей (работа в подгруппах)
 К страху перед школой, и даже неврозу могут приводить  на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
  Я предлагаю Вам прочитать фразы, довольно часто используемые взрослыми (слева на листах) и внушающий эффект этих фраз (справа) и предугадать, какие чувства и переживания вызывают эти фразы. Соедините линиями фразы и вызываемый  ими эффект.
1 подгруппа:
«Как же ты учиться-то будешь?», «Ты, наверное, будешь двоечником?» 3 1.Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» 1 2.У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» 2 3.Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» 2 1. Страх
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать? А вести себя тихо и спокойно?» 3 2.Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от  оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.
«Вот пойдешь в школу, там тебе…» 1 3.Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.
    Как видите, такие  невольно оброненные фразы могут сформировать у ребенка неуверенность в своих силах, тревожность и как следствие низкую школьную мотивацию.
    Нередко трудности многих неуспевающих учеников связаны не с их умственным отставанием,  а с низкой самооценкой. Обратите внимание на высказывания ребенка «Я не могу», «У меня не получится» и т.п.
От родителей, во - многом,  зависит формирование здоровой адекватной самооценки.
Рекомендации психолога:
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам – запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите.
Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
Не пропустите первые трудности. Составьте с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка есть, например, логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до поступления в школу.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Раздается памятка «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»
Заключительная часть
Анкета обратной связи
Уважаемые родители, мне бы хотелось знать мнение о моей работе. Дайте оценку, которая отражает ваше мнение. Ваше мнение для меня очень важно.
Отлично Хорошо Хотелось бы лучше
Актуальность выбранной темы Получили ли вы для себя полезную информацию? Эффективно ли для вас было родительское собрание? Ваши предложения, пожелания:__________________________________________________
Упражнение «Аплодисменты»
Давайте поаплодируем друг другу, поблагодарим друг друга за сегодняшнюю встречу.
Литература
Школьный психолог, август, 2009, № 15
Школьный психолог, август, 2010, №15
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/05/13/konspekt-roditelskogo-sobraniya-idem-v-shkoluПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Памятка «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»
Фамилию, имя, отчество свое и родителей
Свой возраст
Страну, в которой живет, город, домашний адрес
Профессию родителей
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы)
Диких и домашних животных, их повадки, детенышей
Транспорт: наземный, воздушный, водный
Различать одежду, обувь, головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки
Знать великих русских писателей и поэтов: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина и др. и некоторые их произведения для детей
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право-лево, верх-низ и т.д.)
Уметь последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картине.
Запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов
Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков по количеству гласных звуков
Определять количество и последовательность звуков в словах: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать предметы по контуру)
Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов.
Свободно считать от 1 до 10 и обратно. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать 30-35 минут
План мероприятий на 2016-17 уч.г.
в подготовительной группе
С середины октября начнется диагностика готовности к школьному обучению, которая включает в себя исследование интеллектуальной и произвольной сферы, мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Со всей подготовительной группой проводятся занятия по программе Локаловой «60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников».
Цель программы: совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование необходимых психологических умений и личностных качеств старшего дошкольника в период подготовки к регулярному обучению в школе.
Продолжительность: занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 35-40 минут. Оптимальное количество детей в группе 10-15 человек.
В конце года (апреле-мае) пройдет повторная диагностика готовности детей к школе.
Занятия направлены на развитие следующих процессов: слуховая память и зрительная память, слуховые ощущения, вербальное мышление, воображение, устойчивость и объем внимания, пространственные представления, фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ, микромоторика и зрительно-двигательные координации, умение анализировать, умение действовать по инструкции и др.