Некоторые советы родителям будущих первоклассников


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 129» г. Пермь
Худякова Светлана Валентиновна
Учитель начальных классов
Некоторые советы родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители! Совсем скоро ваш малыш станет школьником. Если в детском саду были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. То в школе все по-другому: уроки в достаточно напряженном режиме и новая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, вашему ребёнку нужны силы и время.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году обучения в школе она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку — это ваше внимание, ваше положительное отношение к школе, учителям.
Чтобы ваш ребёнок легко адаптировался в новой для него школьной среде, попробуйте следовать следующим советам:
Не пугайте школой. Многие родители совершают, скорее всего, неосознанно, огромную ошибку, запугивая свое чадо в момент непослушания: «Вот пойдёшь в школу…». В этом случае школа ассоциируется у ребенка с чем–то страшным, нехорошим. И после будет проблематично переубедить его в ином предназначении данного слова.
Не лишайте первоклассника детства. Если ребенок пошел в первый класс, это не значит, что отныне у него на уме должны быть лишь уроки. Наоборот, в этот непростой период ему необходимо отвлекаться от новых, непривычных обязанностей и «возвращаться» в круг знакомых и любимых игрушек.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок идёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, и это естественно. Ребенок имеет право на ошибку!
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. В течение полугода ученик первого класса находится в необычной стрессовой ситуации: вместо привычных подвижных игр от него требуют внимательности, усидчивости на уроках, усвоения новой информации, в результате чего возникает больше моральная усталость, чем физическая. Психологи рекомендуют после напряженного учебного дня обязательно дать отдохнуть первокласснику, а может и поспать часок-другой, обязательно погулять на свежем воздухе, и только после этого приступать к выполнению домашних заданий. Обеспечьте ребенку 9 - 10 часов сна. Организм ребенка, как и организм взрослого человека, работает в соответствии с суточными циклами. Школьнику важно высыпаться и придерживаться постоянного ритма жизни. Он создает идеальные условия для восстановления сил и отдыха. Если ребенок долго засыпает, кладите его раньше.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Ситуация постоянного успеха повышает учебную мотивацию и самооценку. Они, в свою очередь, формируют лидерство и положительное мировосприятие ребенка. Выявляйте сильные стороны характера, интересы и любимые учебные дисциплины ребенка, делайте упор именно на них.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Поддерживайте престиж школы и учителя в глазах ребенка, чаще общайтесь с классным руководителем, участвуйте в жизни школы. Ваша включенность в учебный процесс не останется незамеченной. Обсуждайте с ребенком ваши успехи на работе и его достижения в школе, это сплотит семью и повысит взаимный интерес.
Нельзя требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов; кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности; заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; ругать ребёнка перед сном; разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно; не прощать ошибки и неудачи ребёнка. Помните, уважаемые родители: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Я надеюсь, приведенные советы помогут вашему ребенку легко адаптироваться к обучению в 1 классе, а школа станет тем местом, где он будет воспринят таким, какой он есть со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами и большими и малыми событиями в школьной жизни.
Дорогие родители! Помните, что все в ваших руках. Немного терпения, понимания, участия в процессе обучения помогут вам вместе преодолеть нелегкий путь адаптации вашего любимого первоклассника к школе. Удачи!
Список литературы:
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991г.. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991г.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983г
.Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006г
Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5