Урок на тему: Природный комплекс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Аргун






Урок на тему:

«Природный комплекс»














Учителя географии: Ясуевой Марины Шахруновны


2015 г.


Тема: Природный комплекс.

Цель - узнать смысловое значение и содержание географического термина
« природный комплекс»,ознакомиться с многообразием природных комплексов, узнать о влиянии человека на окружающую природу.
Планируемый результат:  1)предметный– сформировать элементарное представление о природном комплексе как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое - географическую оболочку. 2)метапредметный –
1)совершенствование умения работы с научно-справочной литературой ( учебником , словарем, атласом),
2)совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми;
3)совершенствование навыков самостоятельного поиска и систематизации материала;
4)развивать умение работать с картой;
5)развивать умение обобщать информацию и делать свои выводы, отстаивать свою точку зрения; 3)личностный–
а) способствовать росту познавательной самостоятельности школьников,
б)воспитывать культура умственного труда, в)продолжить работу над формированием географической картины мира
г)совершенствование умений работать в группе и самостоятельно.
Универсальные учебные действия:
1)личностные - осознание необходимости изучения информационного пространства;
2)планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать результаты и записывать их;
3)извлекать информацию через игру, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Ресурсы: учебники, тетради, географические атласы ,портрет В.И. Вернадского, компьютер, презентация, схемы, мини-животные, растения
Ход урока:
Организационно-мотивационный этап.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в воображаемое путешествие - на природу.
II. Целеполагание. Вопрос. Обратите внимание на картинки и послушайте музыку. Далее предположите, о чём мы сегодня должны узнать. 
(ответы обучающихся). Предполагаемый ответ ученика.
Природа - это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы. III. Изучение нового материала. 1. Создание проблемной ситуации на уроке. 1.1Вводная информация  Вопрос. Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете? ( Создание психологического дискомфорта) 1.2 Наводящая информация.  Какой источник информации вы можете использовать? ( Словарь С.И. Ожегова ) 1.3 Дополнительная информация.  Комплекс – это сочетание чего – нибудь. (значение из словаря) 1.4 Разрешение проблемной ситуации. В результате ответа школьники приходят к обобщающему выводу. Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений, животных, почв, горных пород. 
Нарисовать кластер: «Взаимосвязь компонентов природы»
2 Организация работы с учебником и работы в тетради. 2.1 Соотнесение наработанной информации с определением ПК в учебнике и составление кластера ПК в тетради и на доске. (стр.202)

2.2 Решение проблемной задачи.
-Вводная информация.  Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.   Вопрос. Почему расплодились мыши, от которых погибли растения?  -Поиск путей решения проблемы, применение известных способов действия.  Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность.  -Нахождение решения.  В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов.  Вопрос. Как можно показать связь между компонентами ПК на схеме? Учащиеся устанавливают связи между компонентами, приводят свои примеры, показывают на схеме стрелками;
2.3 Составление опорного конспекта в тетради ( источник знаний - атлас )

Название пк
растения
животные

1
Водоем



2
Луг



3
Лес хвойный



Предполагаемый вывод: «Природные комплексы разнообразны и неповторимы».
2.4 Рассказ учителя.  Все компоненты природы взаимодействуют и образуют единую оболочку, которая называется географической. Географическая оболочка самый большой природный комплекс.
Ее составляют оболочки Земли:

литосфера,
гидросфера,
атмосфера.
гидросфера


Условия в географической оболочке оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они создали «живую» оболочку Земли - биосферу. Учение о биосфере разработал академик Владимир Иванович Вернадский. IV Закрепление изученного материала 1.4 Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону» - Сосна, ель, рысь, карась. ( карась из другого ПК - водоема) -Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва - компонент) -Заяц, волк, косуля, олень (волк - хищник) -Океан, луг, овраг, озеро (океан - крупный ПК)
2.4.Игра «Ты мне ,я тебе» .
Докажите влияние компонентов природы.
V. Подведение итогов урока .
Ребята давайте подведём итог урока.
Какова была наша цель?
Дали мы с вами определение - что такое природный комплекс?
Приведите примеры природных комплексов.
Что мы узнали нового с вами?
Как влияет человек на природу? Как называется влияние человека на природу? Что нужно сделать ,чтобы сохранить её?
VI .Рефлексия:
Мне было интересно.
Я узнал, что.
Я смогу самостоятельно.
Мне было.

Ребята оцените работу других. Кто был самым активным?
Кто правильно отвечал на вопросы? Кому вы поставите хорошие отметки? Они получат маленькие награды в виде открыток: «Молодец», «За правильный ответ», «За быстрый ответ», «Самый активный», «За старание». Как у вас настроение? Спасибо за прекрасный урок! Все молодцы!
Ребята, у вас на столах лежат листы со словами песни «Улыбка»,давайте споём все вместе.
Спасибо всем! Удачи вам!
VI I.V. Домашнее задание: 1 уровень: знать, что обозначают географические термины ПК, географическая оболочка, биосфера, уметь приводить примеры разнообразных ПК 2 уровень: приведите примеры того, как в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс 3 уровень: докажите, что Мировой круговорот воды связывает компоненты географической оболочки.































Урок на тему:

«Природный комплекс»



(6 «Б» класс МБОУ СОШ №1 г.Грозный Гимназия №12)



Учитель географии:Ясуева Марина Шахруновна




2014 г.
Рисунок 115