«Формирование полиязычной и поликультурной личности»


«Формирование полиязычной и поликультурной личности»
Народ будет мудр в воспитании потомства,
заботясь о его здоровье, образовании и
мировоззрении…
Будет одинаково хорошо владеть
казахским, русским и английским
языками…
Он будет патриотом
своей страны, известной и
уважаемой во всем мире.
Н.А.Назарбаев
Программа полиязычного обучения предусматривает создание новой модели образования, способствующей формированию конкурентоспособного в условиях глобализации поколения, владеющего языковой культурой. Знание казахского, английского и русского языков даст молодежи ключ к мировым
рынкам, науке и новым технологиям, создаст условия для формирования
мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе
приобщения к этнической, казахстанской и мировой культурам. В этом году
делаются первые шаги к внедрению новой модели образования в вузах:
реформируются стандарты образования, в вузах открыты спецотделения, где
преподавание ведется на трех языках. Следует отметить, что программа
полиязычного образования, внедряемая в Казахстане, является уникальной и
подразумевает, в отличие от западных аналогов, параллельное и
одновременное обучение на трех языках.
Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках - это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность,коммуникативность и технократичность.
Культурно-образовательная ситуация современного мирового сообщества определяется двумя основными тенденциями в его развитии: глобализацией и информационно-технической революцией.Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок труда представляют собой реальное последствие этих тенденций. Появляется необходимость развивать в себе способности, которые позволят быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. Наряду с такими личностными качествами, как гибкость, способность работать в коллективе и т.д., речь идет о культурной и интеркультурной компетенции и знании языков.Положение школ Республики Казахстан уникально для реализации взаимосвязи и диалога культур.Наша республика — один из немногих исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп.Республика Казахстан является государством, где установлен билингвизм: согласно Конституции РК, казахский язык является государственным, а русский – официально-употребляемым, языком межнационального общения. Именно поэтому система образования республики характеризуется как система двуязычного образования, которая очень быстро трансформируется в полиязычную. Языковые цели современной системы образования республики сводятся к следующему: полиязычие и поликультура; понимание и гармония между различными языковыми и культурными группами; овладение в совершенстве другим языком и повышение профессиональных шансов учащихся на международном уровне.В своем Послании народу Казахстана от 3 марта 2004 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что достичь уровня конкурентоспособной страны Казахстан сможет лишь в том случае, когда будет отвечать всем требованиям мирового сообщества, а именно: соответствовать всем стандартам, принятым в мире. Это относится и к образованию, и экономике. Добиться признания мирового сообщества наше государство сможет, создав все условия для формирования полиязычной и поликультурной личности. Реализовать в полной мере процесс формирования такой личности сможет лишь профессионально подготовленный педагог. Таким образом, роль педагога - одна из самых важных в воспитании нового поколения, соответствующего современным требованиям. Необходимо подготовить специалистов, способных воспитать полноценную, всесторонне развитую личность, знающую несколько языков, прекрасно ориентирующуюся в разной культурной среде.Цель процесса формирования полиязычной и поликультурной личности: передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры — синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету.Взаимосвязь языка и культуры несомненна, несомненно и их соизучение, основная цель — понимание ценности каждого языка и культуры. Овладение межкультурной коммуникацией — постепенный процесс, требующий больше времени и подготовки, в условиях современной школы может быть решенпутем интеграции культуроведческих сведений из различных областей знаний.В настоящее время в нашей стране приоритетными направлениями современного образования рассматриваются информатика, экономические, правовые знания и английский язык. Английский язык сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность выпускника школы, колледжа или вуза на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого человека.
Кроме того, Казахстан стремится стать обществом, информированным во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому обращение молодежи к Интернету делает необходимым владение письменной коммуникацией, в том числе на английском языке. Его важность как инструмента доступа к источникам информации неоспорима. В связи с этим учащиеся должны чувствовать себя адекватно подготовленными для коммуникации в такой системе.
Начиная с 2013-2014 учебного года в первых классах школ Казахстана будет введено изучение английского языка.
Определенную проблему в обучении английскому языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. На обучение письменной речи приходится отводить больше времени, чем запланировано программой. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания приходится вначале выполнять устно, а затем письменно.
Конечный результат работы школ во многом соответствует той модели современного молодого человека, которую некогда обрисовал Владимир Константинович Бацын: «В идеале из ребенка должен вырасти Человек компьютерной эпохи, умеющий добывать любую информацию, знающий три языка, один из них желательно восточный (в нашем случае – казахским языком). Этот человек должен уметь контактировать с людьми разных культур».Перед коллективами педагогов необходимо ставить задачу формирования культуры мира, которая представляется нам как целостная система, состоящая из двух звеньев:— развитие национального самосознания учащихся на базе своей культуры и языковой среды;— овладение достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей.Подытоживая сказанное, можно выделить следующие положительные результаты межкультурного образования:— формируется и развивается культурологическая компетенция учащихся (умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты);— расширяется страноведческий кругозор (знание дополнительных сведений о стране изучаемого языка, обычаях, традициях, известных людях, современных политических и культурных событиях);— четко проявляется мотивация изучения языков, связанная с будущей профессией;— повышается общая культура (в том числе коммуникативная).
Учитель английского языка ШГ №32
г. Астана Казахстан
Ахметвалиева Т.Р.