Формирование поликультурной личности в процессе обучения иностранному языку

Формирование поликультурной личности в процессе обучения иностранному языку
Добрый день, уважаемые коллеги!
Целью обучения иностранным языкам в настоящее время становится не развитие набора конкретных иноязычных умений и навыков на получение отдельных знаний о культуре страны изучаемого языка, а формирование такой языковой личности, которая будет способна к активной и продуктивной жизнедеятельности в глобальном поликультурном обществе .

А задачей современного учителя является создание мотивации и формирование комплекса умений учить самого себя. Понятно, что умение не приходит к ученику без помощи учителя. Разумное сотрудничество учителя и ученика предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность , предоставленную ученику, которая, в конечном счете, ведет к целеполаганию, автоматизации его познавательной деятельности.

Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях.

Среди направлений работы по формированию поликультурной личности можно выделить следующие:
- формирование поликультурной компетенции младших школьников,
- поликультурное образование в деятельности классного руководителя,
- диалоговое обучение,
- сопоставительное изучение грамматики русского, татарского и английского языков;
- формирование межличностного общения у подростков
- поликультурная направленность гражданского воспитания.

В процессе познавательной деятельности как достаточно унифицированной возникают представления о картине мира. Однако на формирование этой картины влияет язык, являющийся не только средством коммуникации и познания, но средством создания той особой реальности, той культуры, в которой живет человек. Роль языка состоит не только в передаче сообщений, но и во внутренней организации того, что подлежит сообщению, а языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира. Поэтому одним из главных факторов, способствующих будущей адаптации учеников школы на основе татарской культуры как синтеза многих культур, выступают татарский и русский языки, традиции, обычаи, обряды, знание истории родного края, традиционный хозяйственный уклад.

В связи с этим особое значение, особую роль, приобретает в работе школы обучение языкам (иностранным и родным для учеников языкам, в том числе русскому и татарскому), анализу текстов авторов различных национальностей. Всё это в контексте национальных культур и в контексте некоторой новой общности, ориентированной на взаимодействие этих культур, на обогащение, благодаря этому взаимодействию, культуры человека татарской общности как этнографического феномена.

Вступление в силу государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества.

Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1. Предметные результаты.
2. Личностные результаты, такие как:
- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
3. Метапредметные результаты включают в себя:
- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:
- социализацию;
- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.

И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

А сейчас мне хочется остановиться на работе нашего МО учителей английского языка. В нашем методическом объединении работают 7 учителей английского языка;
2 учителя работают учителями начальной школы , ведя уроки английского языка в своих классах.
  
Все учителя имеют высшее образование, регулярно проходят переподготовку на курсах повышения квалификации при ИРО РТ,  работают над  повышением педагогического мастерства, подтверждая и повышая квалификационные категории.

Основные направления работы МО:
-МШАН (малая школьная академия наук ) ;
-Подготовка учащихся к олимпиадам , ЕГЭ ;
-ВУЗ-Школа (педагогическая практика студентов ТГГПУ) ;
-Театральная деятельность ;
-Говорим и поем по-английски

В 2011-2012г стартовал проект " Английский язык для РТ". В рамках этого проекта учителя обучались в дистанционной школе EF. Нам удалось повысить профессиональную компетенцию.
Вот уже второй год активно внедряют в учебный процесс сингапурскую методику кооперативного обучения.

Учителя нашего МО на своих сайтах охотно размещают методические разработки и cценарии , поурочное планирование, тестовые задания и т.д.

Активность учителей:
-Низамутдинова Резида Сайделовна работает по своей авторской программе с учениками начальной школы. Ее воспитанники занимают первые места в районных и городских конкурсах театральных постановок на английском языке. По инсценировке из 1-й части этой книги, которая посвящена обычаям и традициям татарского народа, ее ученики заняли 1-е место в 2013 году в городском фестивале "Этот волшебный мир". Мы надеемся, что материал этой книги позволит активизировать и заинтересовать учащихся, сделать уроки интересными в изучении английского языка. Издание будет полезным и востребованным для учеников и учителей нашей Республики.
Сейчас Резида Сайделовна работает над выпуском методического пособия по обучению английскому языку по интенсивной методике с элементами национально – регионального компонента для учителей английского языка нашей Республики Татарстан.

-Проведение открытых уроков в рамках проведения семинара-практикума руководителей и учителей образовательных учреждений Ульяновской области (Дульская С.В., Оганесян Л.М., Гудовских Л.В.);
-Международный конкурс переводов по проблеме преподавания английского языка Teachers Zone ( 1 место, Гудовских Л.В.);
-Публикации разработок на Всероссийских образовательных дистанционных порталах « Продленка», « Инфоурок», « Pedmir» и др.;
-Создание личных сайтов на дистанционных образовательных порталах


Каждый год мы охотно принимаем на педагогическую практику студентов педагогического института. За 20 лет работы в школе у нас прошли практику более 50 студентов. Мы гордимся тем, что многие из них состоявшиеся учителя, работают и в нашей школе!

Наши дети принимают активное участие в различных мероприятиях.

Результаты внеурочной деятельности :
-Творческие работы обучающихся,
-Призовые места на олимпиадах , конкурсах и конференциях;
-Участие в игровом конкурсе «Британский Бульдог»;
-3 место в международной лингвистической олимпиаде Speak Easy;
-Участие во Всероссийском турнире « Осенний марафон»;
-Призовые места во Всероссийской олимпиаде « Знатоки английского языка» ;


-Всероссийский турнир « Осенний марафон»
-Всероссийская олимпиада « Знатоки английского языка»
- Международная лексическая олимпиада Speak Easy
- Всероссийский дистанционный конкурс по английскому языку Инфоурок, Продленка, Рыжий Кот


Стало доброй традицией проводить в школе концерт англо-американской песни .








15