ДокладРазвитие мыслительной деятельности на уроках русского языкка


МКОУ Новобелянская СОШ
Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка
Подготовил учитель начальных классов:
Орищенко Татьяна Владимировна
Обучение русскому языку предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Приучая ребёнка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, учитель закладывает основы успешной мыслительной деятельности учащегося.
Однако, важно учесть, что не каждое задание способствует развитию мыслительной деятельности. Поэтому должны быть задания, требующие осуществления мыслительных операций в новых условиях: т.е. в условиях непривычной формулировки задания, применение нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Приведу фрагменты урока русского языка по теме «Третье склонение имен существительных»
Урок строго исходя их триединых дидактических целей.
Ход урока.
На доске ряд слов: повадка, НЛО, разбег, стекло, походка, прорубь, сказка, озеро, гнездо.Учитель. Чем похожи данные слова?
(имя существительное, неодушевленные, нарицательные, в единственном числе)
Учитель. Какие задания можете предложить?
(виды группировок, разделить слова по составу, по роду, по орфограмме)
Учитель. Поддерживаю идею: разделите слова на три группы по составу (самостоятельно делят и записывают в тетрадь)
Предлагаю объединить слова по склонению на две группы, но есть лишнее слово. Дети объединяют 1-ое и 2-ое и находят лишнее слово.
Теперь работаем над лишним словом «прорубь» (одни учащиеся говорят, что это женский род, значит первое склонение, другие - слово имеет нулевое окончание, значит относиться ко второму склонению, но один ученик утверждает, что нельзя слово отнести ни к 1-ому, ни ко 2-ому.)
ученики высказывают свое мнение, спорят и приходят к выводу, что правильное последнее утверждение.
И работаем на наборном полотне, чтобы наглядно убедились ребята, которые хотели отнести слово «прорубь» к 1-ому и ко2-ому склонению.


Учитель. К какому же склонению отнесёте слово «прорубь»? (ученики вели наблюдения, группировали, сравнивали и применили знание в новой для них ситуации и сделали правильный вывод: предложили отнести слово «прорубь» к 3-ему склонению)
На доске слова: ель, моль, дочь.
Учитель. Можно ли слово «прорубь» объединить с данными словами и почему? Чем они похожи?
(учащиеся сравнивают слова и приходят к выводу: можно объеденить, т.к. женский род и у всех на конце «ь» знак).
Учитель. Так какие существительные относятся 3-ему склонению?
(учащиеся самостоятельно делают вывод, читают по учебнику)
Учитель. На что нужно обратить внимание, чтобы определить склонение?
Составляем алгоритм памятки.
Далее работа по учебнику. Дети из упражнений выписывали
существительные 3-его склонения при этом определяли род, выделяли окончания.
Из приведенного фрагмента урока видно, что такой подход позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал, они оказываются не пассивными слушателями, а активными участниками урока.