Примерная программа опережающего обучения игре в баскетбол для групп начальной подготовки в системе дополнительного образования.

Содержание



Введение.
Примерная образовательная программа опережающего обучения игре в баскетбол для групп начальной подготовки в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка.
Учебный план.
Организационно – методические указания.
Содержание учебного материала.
Методические особенности проведения учебных занятий
Заключение.
Список литературы.
Приложения.












I.Введение

Дополнительное образование является многомерным пространством – информационным, культурным, правовым, способствующим социальному становлению и развитию личности.
Дополнительное образование – есть путь (способ) решения ребенком жизненно важных для него проблем образования, организации досуга, выбора круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров, профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации.
Одним из требований к содержанию дополнительного образования является то, что содержание дополнительного образования реализуется в образовательных, учебных, досуговых программах учреждений дополнительного образования детей. Эти программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора профессии, начального освоения определенных профессиональных знаний и умений. Поэтому наличие рабочих программ по всем видам деятельности в дополнительном образовании является актуальным.
В настоящее время в Рязанской области отсутствует программа опережающего обучения игре в баскетбол в группах начальной подготовки в системе дополнительного образования.
Отсутствие таких программ затрудняет деятельность специалистов, что является огромной проблемой.
Цель – разработать и написать Примерную программу опережающего обучения игре в баскетбол в группах начальной подготовки дополнительного образования.
Задачи – изучить существующие программы и нормативные документы по выбранной теме, специальную литературу; изучить и обобщить собственный опыт и опыт ведущих тренеров и на этой основе создать Примерную программу опережающего обучения игре в баскетбол в группах начальной подготовки дополнительного образования.
Методы:
- Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность спортивных школ;
- Изучение методических пособий, литературы по работе с детьми на - Изучение программы для ДЮСШ и СДЮШОР по баскетболу при работе с группами начальной подготовки и спортивно – оздоровительными группами;
- Анализ собственной практической деятельности за 11 лет работы.



















II. Примерная образовательная программа опережающего обучения игре в баскетбол для группы начальной подготовки в системе дополнительного образования

1.Пояснительная записка
Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, улучшает быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие у детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а так же элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений с мячом имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации ловкости и ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота. Прыгучесть, сила. Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка учащегося писать. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы, удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.
Спортивные игры воспитывают нравственно – волевые черты характера детей, приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.
Цель: Работая в системе дополнительного образования общеобразовательной школы, основной целью преподавателя является привлечение детей в спортивную секцию, привитие любви к физическим упражнениям, к здоровому образу жизни. Метод набора в секцию, должен носить массовый а не селекционный характер. Поэтому на начальном этапе работы с детьми возникает ряд затруднений вызванных:
разным уровнем физических возможностей воспитанников;
разным уровнем подготовленности (некоторые дети не имеют опыта игр с мячом в ДДУ, во дворе, в семье;
нехваткой физических сил для выполнения технически правильного баскетбольного элемента, например, броска по кольцу (особенно у девочек).
Решение данных проблем составляет инновационную часть данной программы.
Задачи:

Оздоровительные:
Повышение устойчивости детского организма к воздействию внешней среды, закаливание организма.
Формирование у детей потребностей в здоровом образе жизни.
Гармоническое развитие всех органов и систем организма (сердечнососудистая, дыхательная, нервная система).
Формирование навыков правильной осанки.

Воспитательные:
Привитие любви к систематическим занятием спортом.
Воспитание уверенности в себе, целеустремленности, настойчивости.
Воспитание чувства товарищества, коллективизма, умение общаться со сверстниками.

Образовательные:
Обучение умениям управлять своими движениями и координировать их.
Обучение основам техники баскетбольных упражнений и игре в баскетбол.
Развивающие:
Воспитание физических качеств (гибкость, ловкость, выносливость, сила, быстрота) по средствам выполнения физических упражнений.

Программа предусматривает использование основополагающих принципов физического воспитания и специфических принципов спортивной подготовки (принцип комплектность, принцип преемственности, принцип вариативности; но и принцип направленности на максимально возможное достижение, принцип единства общей и специальной подготовки, принцип непрерывности тренировочного процесса, принцип единства постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок, принцип волнообразности динамики нагрузок, принцип цикличности тренировочного процесса, принцип возрастной адекватности многолетней спортивной деятельности).
Программа рассчитана для групп начальной подготовки на период обучение 3 года.
В тренировке используются как общепедагогические (совестный, наглядный) методы, так и практические:
- метод подводящих упражнений
- разучивание упражнений по частям (расчлененный метод)
- разучивание упражнений в целостном виде
- в большей степени на этапе начальной подготовке используется игровой метод;
- в меньшей степени - соревновательный метод.

Формы и виды работы:

групповые занятия (теоретические и практические) по утвержденному расписанию.
участие в соревнованиях по ОФП, спортивных играх между группами начальной подготовки, эстафетах, турнирах по минибаскетболу.
проведение индивидуально – дифференцированных занятий.
просмотр и методический разбор учебных кинофильмов и программ, соревнований с участием ведущих спортсменов и собственных выступлений.
самостоятельные занятия – домашнее задание по совершенствованию физических качеств с учетом особенностей каждого ребенка.
подготовка и сдача контрольных нормативов (тестов) по общей, специальной физической и технической подготовки









2. Учебный план
При составлении учебного плана я учитывала режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 49 недель занятий непосредственно в условиях занятий школы и дополнительные 3 недели для тренировки в спортивно – оздоровительном лагере.

ТАБЛИЦА 1

Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий

Виды подготовки, ч.
Этап начальной подготовки


до года
свыше года


1 - й
2 - й
3 - й

Теоретическая
8
8
18

Общая физическая
115
118
108

Специальная физическая
66
67
58

Техническая
80
93
93

Тактическая
15
38
49

Игровая
63
60
60

Соревновательная
16
30
30

Восстановительные мероприятия
-
-
-

Инструкторская и судейская практика
-
-
-

Контрольные испытания
2
2
2

Медицинское обследование
-
-
4

В спортивном лагере
72
108
108

Всего часов за 52 недели
437
524
530









При составлении примерного учебно-тренировочного плана я использовала данные указанные в таблицах 2 и 3.


ТАБЛИЦА 2

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества
Возраст, лет


9
10
11
12
13
14
15
16

Длинна тела



+
+
+
+


Мышечная масса



+
+
+
+


Быстрота
+
+
+






Скоростно-силовые качества

+
+
+
+
+



Сила



+
+
+



Выносливость
+
+




+
+

Анаэробные возможности
+
+
+



+
+

Гибкость
+
+







Координационные способности
+
+
+
+





Равновесие

+
+
+
+
+












ТАБЛИЦА 3

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучение (%)


Средства подготовки
 


нп


до года
свыше года

Общая физическая
32
25
25

Специальная физическая
19
16
16

Техническая
23
21
21

Тактическая
4
15
15

Игровая
18
17
17

Соревнования
4
6
6

















3.Организационно- методические указания
Примерное понедельное распределение видов подготовки в группах 1-ого года обучения начальной подготовки, (мин.)

Теоретическая – 10
ОФП – 150
СФП – 86
Техническая – 104
Тактическая – 19
Игровая – 83







































2) В своей программе я рекомендую поэтапное построение подготовки. Каждый большой годичный микроцикл для групп начальной подготовки содержит 3 цикла (табл.4), которые завершаются соревнованиями. Подготовка к соревнованиям планируется в три этапа:

1. Общеподготовленный микроцикл
1. Преобладание обучению новому материалу и физическая подготовка













2. Специально - подготовительный микроцикл
2. Увеличение объема упражнений технико-тактического совершенствования и игровой направленности.













3. Предсоревновательный микроцикл
3. Задачи физической подготовки решаются специализированными баскетбольными средствами.















3) Считаю важным планирование соревнований и основной подготовки к ним в каникулярное время

ТАБЛИЦА 5

План график каникулярных недель средней общеобразовательной школы №51 г. Рязани на 2012-2013 учебный год

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь



неделя



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22



Февраль Март Апрель Май Июнь



неделя



23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46



- каникулярная неделя

Примерный календарь контрольно- соревновательных мероприятий на 2012-20013г

Октябрь – соревнования по физической подготовке.
Ноябрь – соревнования по подвижным играм (вышибалы, перестрелка и др.).
Январь – участие в областном фестивале по технике б/б «Минибаскет».
Февраль – участие в ежегодном межрегиональном фестивале по технике баскетбола (г. Москва)
Март – «Веселые старты»
Май – стритбол.
Июнь- участие во всероссийском фестивале по минибаскетболу (г. Анапа)

Соревнования являются важнейшим стимулом в процессе подготовки спортсмена. Я предлагаю своим воспитанникам участие в фестивалях по минибаскетболу, которые включают в себя не только баскетбол и конкурсы по технике баскетбола, но и конкурсы по плаванию, танцам, рисованию, что помогает детям проявить не только спортивные способности; воспитывает направленность на всестороннее развитие и расширение творческого потанцевала детей. Так же предлагаю детям соревнования по подвижным играм и эстафеты «Веселые старты» с элементами б/б, которые позволяют формировать некоторые элементы техники баскетбола и закаливают состязательный дух. Для группы начальной подготовки 1-го года обучения соревнования могут проходить внутри группы или между двумя параллельными группами ввиду ограничения стрессовых ситуаций. Переход к игре в б/б и соревновательным играм по б/б следует осуществлять после достижения хороших технических и физических навыков группы.


5) Контрольные испытания


ТАБЛИЦА 6

1. Нормативные требования по физической подготовки

Группы
Прыжок в длину с места (см)
Высота подскока (см), (по Абалакову)
Бег 20 м(с)
Бег 40 с(м)
Бег 300 м


мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки

ГНП
1-й год
160
155
30
28
4,2
4,5
4 п 15
4 п
1,16
1,20


2-й год
174
160
32
32
4,0
4,3
5 п
4 п 20
1,07
1,15


3-й год
190
180
35
35
3,9
4,0
5 п 20
5 п 10
5,5
1,00




2. Нормативные требования по технической подготовке

Исследуя таблицу контрольных нормативов по технической подготовке в программе для ДЮСШ и СДЮШОР и проводя собственные исследования в работе с группами начальной подготовки дополнительного образования я разработала следующую таблицу:

ТАБЛИЦА 7

Нормативные требования по технической подготовке

Группы
10 штрафных бросков (кол - во попод.)
10 средних бросков (кол - во попод.)
Восьмерка между ног 10 раз (сек.)
Ведение мяча змейкой 6 стоек, 10 метров (сек.)
Передача мяча в стену с 2-ух метров за 60 сек. (кол-во)

ГНП
1-й год
2 3 4
2 3 4,
16 1
14,2
24


2-й год
2 4 6
2 4 6
15
13,5
30


3-й год
3 5 7
3 5 7
14
12,7
35


В целях сохранения положительной самооценки детей, исключения их психологического перенапряжения, закрепления правильных технических навыков считаю важным:
- для начальной подготовки 1-го года обучения проведение контрольных испытаний не более одного раза в год;
- для начальной подготовки 1-го года обучения контрольные испытания следует проводить в конце учебного года;
- для начальной подготовки всех возрастов помощь, поддержка педагогов, дополнительные занятия с детьми, отстающими по физической и технической подготовки;
- для начальной подготовки всех возрастов считаю возможным проведение контрольных нормативов и игровой форме.

6) Микроструктура уч-тр. Занятий
15-й до 20-й минут – подготовительная часть построение, разминка, игры на внимание, некоторые нетравмоопастные подвижные игры;
С 20-й до 40-й – начало основной части урока – техническая подготовка, подводящие упражнения;
С 40-ой до 70-ой минуты – середина основной части урока, период, наиболее благоприятный для разучивания новых упражнений , а так же техническое совершенствование старых;
С 70-й до 80-й – отдых;
С 80-й до 110-й – заключение основной части урока – подвижные игры, эстафеты, баскетбол;
С 110-й до 135-й – заключительная часть урока – направлена на снижение физического возбуждения, - спокойные игры, упражнения для профилактики травм, растягивание, упражнения на расслабление.


4. Содержание учебного материала

1) Теоретический материал
ТАБЛИЦА 8
Примерный учебный план по теоретической подготовке

Тема
нп


 


1-й
2-й
3-й

Физическая культура и спорт в России
1
1
-

Состояние и развитие баскетбола в России
-
1
1

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
1
2
1

Влияние физических упражнений на организм спортсмена
1
2
2

Гигиенические требования к занимающимся спортом
1
2
2

Профилактика травматизма в спорте
1
2
2

Общая характеристика спортивной подготовки
-
1
1

Планирование и контроль подготовки
-
1
1

Основы техники игры и техническая подготовка
1
2
2

Основы тактики игры и тактическая подготовка
-
-
2

Физические качества и физическая подготовка
1
1
1

Спортивные соревнования
1
1
1

Правила по мини-баскетболу
-
2
1

Правила по баскетболу
-
1
2

Установка на игру и разбор результатов игры

5
5

Всего часов
8
24
24







2) Программный материал для практических занятий

ТАБЛИЦА 9

2.1 Техническая подготовка

Приемы игры
Этапы начальной подготовки


1-й
2-й

1
2
3

Прыжок толчком двух ног
+
+

Прыжок толчком одной ноги
+
+

Остановка прыжком
 
+

Остановка двумя шагами
 
+

Повороты в перед
+
+

Повороты назад
+
+

Ловля мяча двумя руками на месте
+
+

Ловля мяча двумя руками в движении
 
+

Ловля мяча двумя руками в прыжке
 
+

Ловля мяча двумя руками при встречном движении
 
+

Ловля мяча двумя руками при поступательном движении
 
+

Ловля мяча двумя руками при движении сбоку
 
+

Ловля мяча одной рукой на месте
 
+

Ловля мяча одной рукой в движении
 
+

Передача мяча двумя руками с верху
+
+

Передача мяча двумя руками от плеча /с отскоком/
+
+

Передача мяча двумя руками от груди /с отскоком/
+
+

Передача мяча двумя руками снизу / с отскоком/
+
+





Продолжение табл. 9
1
2
3

Передача мяча двумя руками с места
+
+

Передача мяча двумя руками в движении
 
+

Передача мяча двумя руками в прыжке
 
+

Передача мяча двумя руками /встречные/
 
+

Передача мяча одной рукой сверху
 
+

Передача мяча одной рукой от головы
 
+

Передача мяча одной рукой от плеча /с отскоком/
 
+

Передача мяча одной рукой сбоку / с отскоком/
 
+

Передача мяча одной рукой снизу / с отскоком/
 
+

Передача мяча одной рукой с места
+
+

Передача мяча одной рукой в движении
 
+

Ведение мяча с высоким отскоком
+
+

Ведение мяча с низким отскоком
+
+

Ведение мяча со зрительным контролем
+
+

Ведение мяча без зрительного контроля
 
+

Ведение мяча на месте
+
+

Ведение мяча по прямой
+
+

Ведение мяча по дугам
+
+

Ведение мяча по кругам
+
+

Ведение мяча зигзагом
 
+

Броски в корзину двумя руками сверху
+
+

Броски в корзину двумя руками от груди
+
+

Броски в корзину двумя руками снизу
+
+

Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита
 
+

Броски в корзину двумя руками с места
+
+

Броски в корзину двумя руками в движении
+
+

Броски в корзину двумя руками /ближние/
+
+

Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом
+
+

Броски в корзину двумя руками под углом к щиту
+
+

Броски в корзину двумя руками параллельно щиту
 
+


Продолжение табл. 9
1
2
3

Броски в корзину одной рукой сверху
 
+

Броски в корзину одной рукой от плеча
+
+

Броски в корзину одной рукой снизу
 
+

Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита
+
+

Броски в корзину одной рукой с места
+
+

Броски в корзину одной рукой в движении
+
+

Броски в корзину одной рукой в прыжке
 
+
·