ДокладРазвитие познавательной деятельности на уроках обучения грамоте в классах коррекции

Тема: «Формирование познавательной активности на уроках обучения грамоте у детей с умственной отсталостью».
Стратегия воспитания МАОУ СОШ №8 ориентирована на то, чтобы современный воспитательный процесс сочетался с отечественными традициями, современным опытом, достижениями общественных наук, предусматривающих культурно – исторический, системно – деятельностный подход к развитию личности каждого ученика нашей школы.
Дети с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства: имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи, эмоциональной сферы, они неспособны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т.е. могут быть в определённой степени интегрированы в общество.
В работах многих педагогов и психологов были выявлены и обобщены факторы, влияющие на формирование навыка у детей с умственной отсталостью:
- влияние особенностей физического развития;
- влияние особенностей восприятия, процессов внимания и памяти, анализа и сравнения;
- нарушение программирования и контроля над действием;
- отсутствие знаний и умений для формирования нового навыка;
- несформированность процессов анализа и синтеза у детей;
- уклонение от задачи без попытки к её решению.
Таким образом, при формировании учебных навыков необходимо учитывать, что дети с тяжёлой умственной отсталостью не умеют ориентироваться в условии задачи, не могут программировать свои действия и оценивать результат в связи с интеллектуальным недоразвитием.
Эффективность коррекционной работы с умственно отсталыми детьми во многом обусловлена глубиной и объёмом знаний , которые педагог имеет о ребёнке.
Обучение чтению и письму проводится параллельно. Осуществляется также метапредметная связь с занятиями по рисованию, лепке (выкладывание букв из пластилина, цветных палочек, пуговиц, мозаика, конструирование). Широко применяется художественная литература( стихи, потешки сказки), слушание музыки, пение.
На уроках обучения грамоте использую задания, которые позволяют учащимся:
- выполнить задания по словесной инструкции с последующим речевым воспроизведением выполненного действия;
- выполнять звукобуквенный анализ слова на определённую букву;
- выделять заданную букву в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
- прописывать буквенные дорожки, добавлять недостающие графические элементы картинки или буквы.
Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности , элементами которых могут овладеть некоторые дети с тяжёлой умственной отсталостью.
Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных названий помогут умственно отсталому ребёнку распознавать вывески на учреждениях, этикетки на товарах.
Усвоение даже некоторых сведений, предлагаемых программой обучения грамоте, даёт основание для оптимизма в педагогической работе с данной категорией детей.
Надеюсь, что через мой педагогический опыт по теме будет формироваться в ученической среде позитивная модель поведения как норма, будет наблюдаться снижение уровня негативных социальных явлений.































Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Навык чтения – это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Процесс овладения чтением является очень сложным. Вовлекаются все волевые качества – восприятие, внимание, воображение, память. У детей моего класса заниженный уровень познавательной активности, поэтому научить их читать очень трудно.
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, эстетического, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Чтение – вот лучшее учение. Это главное учение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Этому умению учит учитель начальной школы.
Как учить, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».
Учить детей читать – дело непростое. Надо не только научить читать буквы, а научить читать мысли, задумываться над каждым написанным словом – чему оно учит.
На уроках я использую различные приёмы: найти изучаемую букву в тексте и зачеркнуть её; составить схемы слов; разделить слова на слоги; составить схемы предложений.


15