Особенности методики преподавания русского языка как иностранного. 2 часть


Особенности методики преподавания русского языка как иностранного2 часть Хидиров Александр Михайлович Буквы русского алфавита Особенности фонетической системы В русском языке шесть гласных звуков: [а], [е], [о], [у], [и], [ы]. В узбекском языке тоже их шесть: [а], [е], [о], [u], [i], [o`]В таджикском языке их шесть: [а], [е], [о], [у], [и], [ӯ].В азербайджанском языке тоже их шесть: [а], [е], [о], [u], [o`], [i] Особенности фонетической системы При обучении русскому языку необходимо обратить внимание на 2 момента В русском языке два лабиализованных гласных звука: [о], [у] в узбекском три - [о], [u], [o`], в таджикском три - [о], [у], [ӯ] артикуляция гласного зависит от его положения в слове. Следует учитывать четыре основные позиции гласных под ударением: между твердыми согласными (дом), после мягкого согласного перед твердым (пел), между мягкими (пять), после твердого перед мягким (боль). Особенности фонетической системы Необходимо обратить внимание учащихся на позиции редуцированного звука с целью правильной отработки произношения: редуцированный звук в начале слова: [ΛптЕ'ка], [ΛнанА'са], ΛкнО' ; в первом предударном слоге: [жΛра’], [нΛра’], [п’итА'к], [чиэсЫ'), миэчИ',; во втором предударном слоге в разных позициях [съдΛвОґт], [дъмΛвОґй']. ; в абсолютном конце слова [шкО'ла], дУ'ма. Произношение согласных звуков . В русском языке 37 согласных звуков: [п] – [п’], [б] – [б’], [ф] – [ф’], [в] – [в’], [т] – [т’], [д] – [д’], [с] – [с’], [з] – [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [ш’], [ж’], [к] – [к’], [г] – [г’], [х] – [х’], [j’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [л] – [л’].В узбекском 25: [b], [p], [v], [f], [t], [d], [s], [z], [i], [ch], [sh], [k], [g], [х] , [j], [m], [n], [r], [l], [y], [q], [g`], [h], [ng], [` ](гортан. звуки: 3)В таджикском языке их 23: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т] , [ф], [х], [ч], [ш], [ғ], [к],, [j], [h][ъ] ](гортан. Звуки: 2) Произношение согласных звуков . Согласные по дополнительной артикуляции делятся по твердости – мягкостиглухости – звонкостиИмеет ли место это явление в родных языках?И в узбекском, и в таджикском согласные как в русском делятся по звонкости и глухости Однако такое явление как мягкость согласных отсутствует и в том, и в другом языке . Хотя некоторые звуки в заимственных словах таджики произносят мягче, чем узбеки. Например: олим-ученый. Очень часто узбеки неправильно произносят гортанный звук [h] Произношение согласных звуков Необходимо также учитывать особенности реализации признака глухости/звонкости в потоке речи:оглушение на конце слова (сад); калид-калитоглушение перед глухими согласными (лодка); калидча - калитчаозвончение перед звонкими согласными (просьба). Нисбат – низбат, якдона-ягдона, донишгох - донижгох (тадж). Произношение согласных звуков Памятка:Звуки  [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] — глухие (не имеют пары по твер­дости-мягкости)Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.Звуки [й], [ч], [ш′] — всегда  мягкие.  Двух согласных Трех согласных Четырех согласных Пяти согласных На стыке слов Ударение в словах (зада – urg`u) В таджикском языку ударение может падать на первый слог, на середину и на конец словаВ узбекском языке ударение всегда падает на последний слог в слове Ударение в словах (зада – urg`u) ударный гласный в русском языке более энергичен по артикуляции, и более длителен разноместность подвижностьРазноместность ударения – признак, служащий для дифференциации значений слов в русском языке (мукб – мэка, дорогуй – доругой, парум – пбром, целэю – цйлую и т.д.), с большим трудом воспринимается учащимися.подвижностьгородб – гурода, окну – укна, доскб – дуску Основные типы ударения в словах 1) tatб – доска, река, студент;2) tбta – книга, море, бегать;3) tatatб – институт, журналист, режиссер;4) tбtata – девушка, выбежал, маленький;5) tatбta – работа, забота, зачетка;6) tatбtata – занятия, понравиться, заранее;7) tatatбta – передача, пересдача, переводчик;8) tatatatб – передавать, пересдавать, переводить;tбtata – маленького, миленького, слабенького.Фонетическая зарядка: это часть урока, обычно в его начале, специально выделяемая для закрепления и тренировки произносительных навыков. Произношение согласных Грамматика. Ядро грамматического минимума Части речи. Существительное. Что необходимо понять учащимся по теме «Имя существительное»? Р од существительных. Число существительных. Одушевленные и неодушевленные существительные Система падежей Обучение русской лексике. Части речи. Существительное. Категория рода. Род существительных гостьденьзверькартофелькашельконтрольнольогоньпуть секретарьуголь фестиваль Сущетвительные м.р. Сущетвительные ж.р. Род существительных Род существительных Части речи. Существительное. Категория числа. Единственное и множественное число имеют существительные как в таджикском, так и в узбекском языке. Однако разные окончания существительных в русском языке у учащихся вызывают трудности: журнал - журналы музей - музеим.р. словарь – словари банк - банки письмо - письма карандаш - карандаши -ы / -и море – моря -а/ -я комната – комнаты окно - окна статья - статьи ж.р. тетрадь - тетради книга – книги ручка - ручки Категория числа.Окончание множественного числа в узбекском языке – lar maktablar, daraxtlar, bolalarВ таджикском языке - hо, он, гон, ён, вонбачахо, шахрхо занон, мардон, нависандагон, шогирдон бобоён, охувонФормы множественного числа для запоминания до`м - дом`а брат - братья человек - людиго`род – город`а стул - стулья ребёнок - детиве`чер – вечер`а друг – друзьяп`оезд – поезд`ап`аспорт – паспорт`а небо-небеса мать-матери чудо-чудеса дочь-дочерикрестьянин – крестьяне В узбекском и таджикском языках есть существительные которые употребляются в ед.числе, но под ними понимают и множество данного предмета. Например, Бозорда олма, нок, ковун, тарвуз сотилади. Дар бозор себ, нок, харбуза ва тарбуз мефурашанд. На рынке продаются яблоки, груши, арбузы и дыни. Части речи. Существительное. Одушевленные и неодушевленные.В узбекском языке нет данной категории. в узбекском языке kim?- кто? – люди nima? - что? – все остальные существительныеВ таджикском языке – подобная категория есть, но она отличается от русской категории - исмхои шахс – ки? ва гайришахс – чи?. Ки? - Кто? – люди Чи? - Что? – все остальные существительные Части речи. Существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное. Падежи подойти .. к маме к папе к дому к коню к ночи к степи onamni otamni uyni otni kechga сho`lga ..oldiga bordim Существительное. Падежи подойти .. к маме к папе к дому к коню к ночи к степи модар назди падар хона асп вакти шом дашт назди ..рафтан Падежи русского языка Сын сидел рядом с мамой. Сына не было дома. К сыну подошла мама. Я издалека увидел сына. Все были довольны сыном. Они много говорили о сыне.O`gil onasining oldida o`tirar edi. O`g`il uyda yo`q edi. Ona o`g`lining oldiga keldi. Men o`g`ilni uzoqdan ko`rdim. Hama o`g`lidan rozi edi. O`g`il to`g`risida ko`p so`zlashdilar.Писар назди модараш нишаста буд. Писар дар хона набуд. Модар ба назди писар омад. Ман аз дур писарро дидам. Хама аз писар хурсанд буданд. Онхо дар бораи писар бисёр харф заданд. . Продолжение в 3 части