Урок русского языка на тему: Шолоховская биография: от истоков до Нобелевской премии.Типы сложноподчинённых предложений (9 класс)


Типы сложноподчинённых предложений
Урок русского языка в 9 классе Джумагалиева Б.Г., СОШ №36 г.Уральска Лексическая тема урока: Шолоховская биография: от истоков до Нобелевской премии.
Цели урока: 1.Формировать понятие о типах СПП;
2.Развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся по составлению схем СПП и синтаксического разбора данных предложений;
3. расширить кругозор учащихся, воспитывать интерес к творчеству М. Шолохова.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, практический.
Оборудование: учебник русского языка для 9класса («Арман-ПВ», 2013г., авт.Б. Исмагулова, Ф. Саметова), интерактивная доска, слайды.
Ход урока:
I.Организационный момент. (Приветствие. Психологический настрой)- Мне очень приятно видеть ваши лица, ваши глазки и, приветствуя вас, сказать, что вы самые лучшие и что у вас всё получится, тем более что у нас сегодня необычный урок. Цель нашего урока: углублять, закреплять, применять.
II.Блиц-опрос. 1.Какие предложения называются сложными?
2.Какие виды сложных предложений знаете?
3.Что такое ССП?
4. Что такое СПП?
5.Как соединяются части бессоюзных сложных предложений?
6.По опорной таблице и по алгоритмам СПП с разными видами придаточных предложений учащиеся сами дают определения о типах СПП.
III.Вступительная беседа. (Работа с эпиграфом)
Мы сегодня будем говорить о человеке, который о себе когда-то сказал: «На Дону я - казак, на Урале – казах». Чем же дорог для нас Михаил Александрович Шолохов?
(Сообщение 1. Ученик рассказывает о детских годах М. Шолохова, демонстрируются слайды). IV.Задание 1. Определить вид предложения, составить схему.
/Михаил Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской, который ныне носит название Шолоховского района Ростовской области./
(Сообщение 2. О начале творческого пути Шолохова) V.Задание2. Сделать синтаксический разбор предложения./Отец пригласил местного учителя для того, чтобы обучить мальчика грамоте./
(Сообщение 3.Ученик рассказывает об открытии дома-музее Шолохова в селе Дарьинском и музее-заповеднике в станице Вёшенской.)
VI.Задание3. Конструирование предложений. (Составьте и запишите СПП).
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ
1.В двухэтажном просторном доме,
2.Хозяин предпочитал,
3. В “охотничьей” комнате- ружья и снасти,
4. После войны семья Шолоховых приезжала в Западно-Казахстанскую область,
5. В октябре 1965 года здесь он узнал, А. …которые Михаил Александрович непременно брал с собой, уезжая в Казахстан.
Б. …где писатель не только охотился и рыбачил, но и работал.
В. …что стал Нобелевским лауреатом.
Г. …чтобы нужные вещи находились на привычных местах
Д. …где жила семья писателя, время словно остановилось
(Сообщение 4. О праздновании в 2015 году 110 летия М. Шолохова в Западно-Казахстанской области). VII.Задание 4. Реконструкция (Подобрать к схемам предложения).


1.Западно-казахстанцы гордятся тем, что Михаил Александрович считал их своими земляками.
2.Когда Шолохов находился на озере Жалтырколь, было получено известие о присуждении ему Нобелевской премии.
3.Первое, что поражает на ростовской земле,- это схожесть природы, которая и привлекла Шолохова.
VIII.Заключительное слово о Шолохове (о последних годах, о наградах, о самых известных произведениях писателя).IX.Тестовая проверка.X.Домашнее задание.Упр.7 стр.52
XI.Подведение итогов урока. Выставление оценок.