Календарно – тематическое поурочное планирование по экологии (6 класс)


Календарно – тематическое поурочное планирование по экологии (6 класс)
№ п/пТема урока
Элементы содержания урока Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля
Домашнее задание Дата
по плану факт
Введение. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (3 часа)
1 Экология как наука. Среда обитания и условия
существования. Экология растений и животных как учебный предмет
ИКТ Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.
Термины: среда обитания,
условия существования, экология растений,
растительные сообщества. Знать, что такое экология.
Уметь различать понятия: среда обитания и условия существования.
Приводить примеры особенностей взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Текущий.
Тест.
Вопрос 3 на с. 8. Задания 1 к § 1 § 1, 2 05.09 2 Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг Познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания. Текущий.
Отчёт.
В. 5 на с.8 § 1, 2 12.09 3 Вводный
контроль Вводный
§ 1, 2 19.09 Тема 1. Свет в жизни растений (2 часа)
4 Свет и фотосинтез.
Влияние света на рост и
цветение растений.
Практическая работа.
Определение количества
солнечных дней в году в
своей местности.
Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. ИКТ Основные понятия:
свет и фотосинтез,
растения длинного
дня, растения
короткого дня,
прямой солнечный свет.
Фотосинтез
Светолюбивые растения,
теневыносливые и тенелюбивые растения Знать, для чего нужен свет растениям
Уметь различать
понятия: растения длинного
дня, растения короткого дня Доказать, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравнить выросшие на свету и в темноте проростки Текущий.
Выполнение практической работы
Вопросы 3, 5 на с. 20
§ 3, 4, 5, 6
Отчет по опыту. 26.09 5 Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. ИКТ
Лабораторная
работа. Изучение строения листьев
светолюбивого и
тенелюбивого
растений под микроскопом Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
Изучение строения листьев
светолюбивого и тенелюбивого
растений под микроскопом.
Основные понятия:
Рассеянный свет, светолюбивые растения,
теневыносливые и тенелюбивые растения Уметь различать экологи-ческие группы растений по отношению к свету. Изучить микропрепараты листьев камелии и герани.
Сделать вывод о связи
строения листа с его функцией и его расположением
относительно направления световых лучей Текущий.
Выполнение лабораторной работы
§ 7, 8 03.10 Тема 2. Тепло в жизни растений (3 часа)
6 Тепло как необходимое условие жизни растений.
Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений
ИКТ
Основные понятия:
тепло — необходимое условие жизни,
тепловые пояса, теплолюбивые
растения.
Тепловые пояса, вторичное цветение, температурные границы, промораживание Знать, почему тепло необходимо для жизни растений. Уметь пользоваться терминами.
Объяснять значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Текущий.
Тест.
Вопрос 3 на с. 8 Задания 2 – 4, к § 9 § 9.
Подготовить проект по теме 10.10 7 Разнообразие температурных условий на Земле. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды ИКТ Экологические группы растений по отношению к теплу.
Выделение тепла растениями.
Термины
Точечный термометр. Объяснять причины разнообразия температурных условий на Земле.
Итоговый
Тест. В. 3 на с. 33 Задания 4, 7, 9 – 12 § 10, 11 17.10 8 Температура как
экологический фактор.
Приспособления растений
к различным температурам
Практическая работа.
Определение среднегодовой и среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. ИКТ Экологические группы растений по
отношению к теплу.
Определение среднегодовой и
среднесезонных температур своей
местности и растений, приспособленных к ним.
Термины
Теплолюбивые растения Называть экологические группы растений по отношению к теплу и холоду.
Определять среднегодовые и среднесезонные температуры по дневникам
наблюдений. Находить (с помощью учителя) по справочникам с/х растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности. Текущий.
Выполнение практической работы
§ 12, 13 24.10 Тема 3. Вода в жизни растений (3 часа)
9 Вода как необходимое
условие жизни растений.
Практическая работа.
Определение количества
дождливых и засушливых дней в году в своей
местности.
ИКТ Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Внутренний запас воды, завядание растения, внекорневая подкормка, эпифиты, воздушные корни, суккуленты. Основные понятия: вода – необходимое условие жизни, влажность. Определять по дневникам
наблюдений количество
дождливых и засушливых
дней в году в своей
местности Текущий.
Выполнение практической работы
§ 14, 15 2-я чет 14.11 10 Влажность как
экологический фактор.
Практическая работа.
Приспособленность растений своей местности к условиям влажности.
Опыт в домашних условиях.
Влияние воды и тепла на прорастание растений. Экологические группы
растений по отношению к воде.
Основные понятия: влаголюбивые растения,
засухоустойчивые
растения, суккуленты, орошение, осушение.
Влаголюбивые растения,
земноводные растения, водяные устьица Называть экологические группы растений по отношению к воде.
Определять приспособленность
растений своей местности к условиям влажности. Доказывать необходимость воды и тепла для прорастания семян. Текущий.
Выполнение практической работы
§ 16, 17 21.11 11 Приспособление растений к различным условиям
влажности. ИКТ
Лабораторная
работа. Знакомство с
водными,влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Знакомство с водными,
влаголюбивыми и засухоустойчивыми
растениями.
Эфемеры, суккуленты, засухоустойчивые растения.
Арык, орошение, полив. Определять приспособленность
растений к различным к условиям влажности Выявлять особенности строения растений с разным
отношением к влаге. (По гербарным экземплярам) Текущий.
Выполнение лабораторной работы
§ 18- 20 28.11 Тема 4. Воздух в жизни растений (3 часа)
12 Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.
Лабораторная работа.
Определение с помощью домашних растений степени запыленности
воздуха. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
Термины
Сернистый газ,
серная кислота, кислотные дожди. Объяснять значение
для растений азота, кислорода и углекислого газа.
Определять степень
запыленности воздуха
(с помощью ленты – скотча) Текущий.
Выполнение лабораторной работы
Вопрос 4 на с. 71 § 21 05.12 13 Ветер в жизни растений.
Лабораторная работа.
Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром ИКТ Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Ветроустойчивые растения.
Ветровал, бурелом, флагообразная крона. Ветроустойчивые деревья.
Перекати – поле. Изучить с помощью лупы приспособления растений к опылению и распространению ветром (по коллекции плодов и семян). Текущий.
Выполнение лабораторной работы § 22 – 25. 12.12 14 Урок обобщения и систематизации знаний.
Итоговое тестирование Экологические факторы: свет, тепло, вода, воздух.
Обобщать и систематизировать знания.
З. 1 – 24 к §14 – 20 зад. 1 – 11 к §21 – 25 Итоговый
§ 1 – 25. 19.12 Тема 5. Почва в жизни растений (3 часа)
15 Почва как необходимое условие жизни растений.
Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. Виды почв. Состав почвы.
Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. Почвы песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые, гумус, гниение, серозёмы, почвенное питание.
Минеральные и органические вещества
почвы, гумус, почвенное питание. Знать основные понятия.
Доказывать,
что сроки прорастания
семян и развития
проростков зависят от типа почвы. Тесты.
Вопрос 4 на с. 65 Задания 1 – 4 к § 26 – 27 § 26 -27. 26.12 16 Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека,
влияющие на качество почв. ИКТ Основные понятия:
солевыносливые (солеустойчивые)
растения.
Термины
Азотное голодание. Азотолюбы. Солончак. Солевыносливые
растения. Растения – соленакопители. Знать экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв Текущий.
Задания 8 – 12 к § 28 – 29 § 28 -30. 3-я чет 16.01 17 Экскурсия.
Человек и почва. (Экскурсия проводится в хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады) Основные понятия:
плодородие почвы,
органические и минеральные удобрения, эрозия почв.
Зеленое удобрение. Известкование почв. Рассоление почв. Познакомиться с процедурой подготовки почвы на примере выращивания комнатных растений. Текущий. Задания 15 – 18 к § 28 – 30 § 26 -30, повторить § 1-3. 23.01 Тема 6. Животные и растения(2 часа)
18 Взаимное влияние
животных и растений.
Значение животных для опыления и распространения растений.
Лабораторная работа. Способы распространения
плодов и семян. ИКТ Основные понятия: растительноядные
животные, растения – хищники,
животные – опылители и распространители семян растений.
Растительноядные животные, животные – опылители, похитители нектара. Соплодия.
Сверхдальнее расселение. Знать, как взаимно влияют животные и растения.
Изучить с помощью коллекции плодов и семян и лупы приспособления семян и плодов к распространению
животными.
Текущий.
Выполнение лабораторной работы
Вопрос 4 на с. 90. § 31 -32, повторить § 4-6. 30.01 19 Значение
растений для животных.
Растения – хищники.
Лабораторная работа.
Изучение защитных приспособлений растений.
ИКТ Значение
растений для животных.
Основные понятия: растительноядные
животные, растения – хищники,
животные – опылители и распространители семян
растений.
Растения – хищники. Эпифиты. Знать о значении растений для животных Доказывать на гербарных экземплярах растений, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса— колючки.) Текущий. Выполнение лабораторной работы
§ 33 - 34, повторить § 7-10. 06.02 Тема 7. Влияние растений друг на друга (1 час)
20 Различные формы взаимодействия
между растениями.
Конкуренция между растениями по отношению к различным
экологическим факторам.
Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. Прямое и опосредованное
влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия
между растениями.
Основные понятия:
растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.
Растения – паразиты, корневые присоски, конкуренция, затенение,
фитоклимат Изучить приспособления лиан, обеспечивающие им
преимущество в выживании (с помощью гербарных экземпляров, например, гороха, чины, плюща и др.)
Текущий.
Выполнение лабораторной работы
Задания 7 – 10 к § 35– 36 § 35 -36, повторить § 11-13, подг. проект по теме. 13.02 Тема 8. Грибы и бактерии в жизни растений (2 часа)
21 Круговорот веществ
и непрерывность
жизни.
ИКТ
Роль грибов и бактерий в жизни растений.
Термины
Сапротрофы. Паразиты.
Круговорот веществ. Микориза Знать о роли грибов и бактерий в жизни растений. Объяснять, почему нельзя сажать растения в свежий навоз, торф, компост. Текущий.
Задания 1 – 2 к § 37 – 38 § 37 -38, повт. § 14-16. 20.02 22 Бактериальные и грибные болезни растений.
Лабораторная работа. Грибные заболевания
злаков. Бактериальные и
грибные болезни растений.
Основные понятия:
Фитофтороз, фитофтора
Знать основные понятия.
Называть болезни растений, вызываемые грибами.
Текущий.
Выполн. лабораторной работы § 39. З. 7–9 повт. § 17-20. 27.02 Тема 9. Сезонные изменения растений (2 часа)
23 Листопад и его роль в жизни растений. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. ИКТ Основные понятия: лесная подстилка, озимые, однолетники, глубокий и вынужденный покой, яровые однолетники, фенологические фазы.
Весеннее сокодвижение,
фенология, фенологические фазы. Объяснять приспособленность
растений к сезонам года.
Уметь различать озимые и яровые однолетники.
Текущий.
Задания 1 – 14 к § 40 – 42 § 40 – 42, повторить § 21-23. 05.03 24 Экскурсия.
Приспособление растений к сезонам года.
Приспособление растений к сезонам года.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые, однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники,
фенология, фенологические фазы. Познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений. Научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе. Отметить, как разные растения приспособились переносить зимние условия. Текущий.
Задания 1 – 14 к § 40 – 42, в рабочей тетради с печатной основой § 40 – 42, повторить § 24-27. 12.03 Тема 10. Изменение растений в течение жизни (1 час)
25 Изменение растений
в течение жизни
ИКТ
Условия обитания и длительность
возрастных состояний растений.
Основные понятия:
периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости. Знать периоды жизни и возрастные состояния растений. Объяснять значение различных факторов
(экологических) для растений разных периодов жизни и
возрастных состояний. Задания 1 – 5 к § 43 – 45
§ 43 – 45, повторить § 28-30. 19.03 Тема 11. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2 часа)
26 Жизненное
состояние растений как
показатель условий их
жизни.
ИКТ Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая
приспособленность. Знать уровни жизненного состояния растений.
Объяснять разнообразие
условий существования растений.
Приводить примеры
растений с узкой экологической приспособленностью. Текущий.
Задания 1 – 8 к § 46 – 47.
§ 46 – 47, повторить § 31-33. 4-я чет 09.04 27 Практическая работа.
Воздействие человека на растительность.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность. Проследить влияние человека на растительность на разных этапах развития общества. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авт.: И.Н. Пономарева и др.)» учебника «История средних веков» (авт.: М.В. Пономарев и др.) Текущий.
Выполнение практической работы
§ 46 – 47, повторить § 34-37. 16.04 Тема 12. Жизненные формы растений (1 час)
28 Разнообразие жизненных форм растений. ИКТ
Практическая работа.
Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья – душители и деревья – рощи.Изучить особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке.
Сделать выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм. Обсудить их санитарное состояние. Текущий.
Выполн. практической работы.
Вопросы 5 – 7 на с. 164 § 48 – 49, повторить § 38-40. 23.04 Тема 13. Растительные сообщества (2 часа)
29 Количественные
соотношения видов в
растительном сообществе.
Практическая работа.
Изучение состояния сообщества пришкольного
участка, парка и т. д. (Группами по 3-5 человек)
ИКТ
Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. Естественные и искусственные растительные сообщества.
Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ, озёрный ил, опустынивание Знать растительные сообщества, их видовой состав, количественные соотношения видов в растительном сообществе. Объяснять устойчивость растительных сообществ. Обследовать состояние растительности на пришкольном участке, в парке и т. д. Выяснить степень
антропогенного влияния на растения. Называть строение растительных сообществ: ярусность, слоистость и т.д. Текущий.
Выполнение практической работы
Вопросы 4,5 на с. 174
§ 50 – 56, повторить § 41-43. 30.04 30 Экскурсия. Строение растительного сообщества.
Строение растительных
сообществ: ярусность,
слоистость, горизонтальная расчлененность. Знать количественные соотношения видов в
растительном сообществе. Называть строение растительных сообществ. Текущий.
З. 1, 3 – 6 к §52 – 53 § 50 – 56, повт. § 44-47. 07.05 31 Итоговое тестирование. Итоговый индивидуальный контроль 14.05 Тема 14. Охрана растительного мира
(3 часа)
32 Обеднение видового
разнообразия растений.
Практическая работа. Охраняемые
территории России. Редкие и охраняемые
растения своей местности. ИКТ Редкие и охраняемые
растения.
Охраняемые территории.
Основные понятия:
редкие растения,
охраняемые растения,
Красная книга,
охраняемые территории,
Красная книга Саратовской области Знать о разнообразии охраняемых территорий России.
Называть охраняемые растения своей местности.
(С помощью пособия «Экология растений», атласа с географической картой «Охрана природы России»). Текущий. Выполнение практической работы
Вопросы 4 – 6, на с. 199 § 57 – 58, повторить § 48-54. 21.05 33 Итоговое занятие
ИКТ
Защита проектов, практических и исследовательских работ
Итоговый индивидуальный контроль
28.05 34, 35 Резерв
Итого 35 уроков