Доклад Качественная подготовка к ЕНТ — залог успеха


Качественная подготовка
к ЕНТ -залог успеха
Абилхаирова Жанар АхметовнаУчитель русского языка и литературы
СШ №2 аула КараоткельСогласно Закону «Об образовании», ЕНТ – одна из форм итоговой аттестации выпускников школ, совмещенная со вступительными экзаменами в ВУЗ или профессионально-технические школы. Соответственно, одна из важнейших задач в современной школе – подготовка школьников к итоговой государственной аттестации
В образовании сегодня совершенствуются не только стандарты образования и методика преподавания. Создается национальная система оценки качества образования, в которой формат ЕНТ играет не последнюю роль. Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».
Говорят, человек ко всему привыкает. Но к Единому национальному тестированию, заменившему в 2004 году одновременно и выпускные школьные экзамены, и вступительные вузовские, привыкнуть никак не удается. Во- первых, ЕНТ - это стресс не только для выпускников и их родителей, но и для педагогов, так как по его результатам делаются выводы, насколько качественно они сумели обучить учащихся своему предмету.
Так что же такое ЕНТ? Единое национальное тестирование обязательно для выпускников школ Казахстана, которые собираются продолжить учебу в вузах.Основные технологические элементы ЕНТ разрабатывались в Казахстане с 1999 года. Тогда комплексное тестирование абитуриентов проводилось независимым органом – Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования. 13 марта 2004 года правительство РК приняло постановление «О введении единого национального тестирования».
Основной целью введения единого экзамена в форме тестов было названо создание внешней оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования.
Основными задачами ЕНТ является мониторинг и управление качеством образования при помощи единых измерительных материалов.
Введение ЕНТ позволило объективно оценивать деятельность организаций образования, определять их реальный рейтинг, усилить внимание общественности к проблемам среднего образования, повысить мотивацию учащихся и учителей в хороших результатах обучения, определить направления совершенствования содержания образования, улучшения качества учебных программ, учебников, технологии обучения, подготовки учителей.
В связи с введением ЕНТ в школах широко используется такая форма проверки, как тестовые задания.
Тест – это совокупность специально подготовленных вопросов стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.
Применение тестовых заданий позволяет измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков; проверить значительно больший объем знаний; дать более объективную оценку знания учащихся; провести проверку выполненной работы быстрее по сравнению с обычными формами; оценить каждого ученика.
Для ученика это тоже выгодный вариант контроля, так как он не утомляет детей; не нужно формулировать ответь и думать как его грамматически правильно написать; ученик может заняться самопроверкой.
Но нельзя забывать , что для учащихся на уроках русского языка большее значение имеет развитие речи. Поэтому тесты не должны являться единственной формой проверки.
Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий тестирования. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях, а недостаточность умений, непонимание терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.
Работу по подготовке к ЕНТ начинаю в 7 классе. Стараюсь все виды орфограмм дать до 7 класса. Составляю тесты, задания по разделам орфографии. Постоянно анализирую выполнение заданий, отмечаю те, с которыми не справляются, и на уроках разбираем их выполнение. Методически целесообразно вовлечь в работу по анализу учеников, для того чтобы они сами поняли и осознали проблемы, которые нам предстоит решать. Учиникам раздаю проверенные ответные листы. У каждого выпускника имеется тетрадь для работы с тестами. После краткого анализа учащиеся письменно объясняют ошибку, и все вместе записывают объяснение ошибки друг друга и записывают правила и тренируются на примерах, отрабатывая ещё раз пробел в этой или той орфограмме. На уроках я предлагаю и тестовые задания из тестовых книжек. Ведется мониторинг пробного тестирования на каждого учащегося. Начиная с октября месяца провожу консультации, на которых разбираем наиболее трудные темы, а также вопросы с пробных плановых тестирований, на которые ученик не смог ответить или затруднялся, например, правописание не с различнами частями речи; н и нн в суффиксах различных частей речи;правописание предлогов, окончаний различных частей речи. На этих же занятиях проводится повторение всего учебного материала по разделам. Начинаем повторение с разделов «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Словообразование», «Орфография», «Синтаксиса и пунктуация», «Стилистика»Ученики ведут записи в тетрадях для подготовки к ЕНТ. Стараюсь дать распечатки правил, в которых учитываются различные информационные источники. Такие распечатки ведутся с 9-ого класса и накапливаются, в файловые папки - копилки. Во время уроков 10-15 минут учащиеся работают с тестами по разделам: «Фонетика», «Орфография», «Морфология», «Синтаксис». Вводятся контрольные уроки, на которых отрабатываются навыки решения тестов из сборников для подготовки к ЕНТ. Из сборников разных лет разбираем на уроке трудные случаи расстановки ударений, случаи пунктуации. 
Затруднение вызывает работа с оралманами, которые не изучали русский язык. Особое внимание уделяется повторению общих тем, которые являются ключевыми в развитии орфографических навыков: «Правописание суффиксов», «»Правописание корней», «Правописание приставок», «Правописание окончаний», так как именно эти темы составляют основное содержание тестовых заданий.
Подготовка к ЕНТ активно начинается вестись с сентября месяца. Но постепенно планомерная работа начинается с 8-го класса, когда учащимся предлагаются тесты.
1. Первоначально составляется планирование по подготовке К ЕНТ, где учитывается программный материал с 5-го по 9-й класс.
2.Подготовка ведется как на уроке русского языка , так и на дополнительном внеурочном часе.
3.Отрабатывается время заполнения и механика закрашивания на специальных бланках.
4. Повторяется каждый раздел русского языка. Учениками ведется тетрадь для правил.
5. После повторения раздела предлагается выполнение тестовых заданий по данному разделу различного уровня.
Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Для этого, прежде всего, необходим план работы, в котором особое место отводится ведению информационной карты, включающей в себя следующие данные: качественную характеристику ученика, качественные показатели учебной деятельности учащихся, показатели эмоционального состояния выпускников.Залогом высоких результатов является систематическая продуманная работа. Желаю успехов коллегам и выпускникам. 
я