Конспект урока по окружающему миру на тему Полезные ископаемые: каменный уголь для 3 класса

Конспект по окружающему миру для 3 класса.
Тема: Полезные ископаемые: каменный уголь".
УМК: "Школа России"
Тип урока: предметный.
Цели урока:
Познавательные:
формировать у детей понятие о каменном угле, как об одном из полезных ископаемых, его составе и применении;
формировать практических умений при организации практических действий.
Развивающие:
развитие наблюдательности при выполнении практической работы, позволяющие выделить свойства каменного угля;
развитие логических УУД:
- анализ при выделении свойств каменного угля;
- сравнение разных видов угля по их отличительным свойствам;
- установление причинно-следственных связей между свойствами каменного угля и способами его применения;
- группировка при отнесении каменного угля к группе горючих полезных ископаемых;
- обобщение при описательной характеристики каменного угля как полезного ископаемого.
развитие самостоятельности при работе по алгоритму.
Воспитательные:
воспитание устойчивого познавательного интереса;
воспитание культуры общения;
воспитание аккуратности при выполнении опытов и работе с раздаточным материалом;
воспитание чувства гордости за богатства нашей страны, которое экспортируется в другие страны;
воспитание рационального отношения к использованию полезных ископаемых;
воспитание уважения к людям труда.

Оборудование:
для демонстрации опыта - для учителя: спиртовка, пинцет, образцы каменного угля, мультимедийное оборудование: презентация по теме "Способы добычи каменного угля";
для учащихся: раздаточный материал: молоточки, кусочки каменного угля, стакан с водой, ложечка, лист белой бумаги, салфетки.

Подготовительная работа:
сообщение о происхождении каменного угля (готовит один ученик);
применение каменного угля (учитель обязательно указывает литературу, где он может прочитать) - ( готовит ученик);
месторождение и добыча каменного угля.


ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.
Мы снова вместе – вы и я
Начинаем наш урок – он для вас
Мы будем вместе грызть
Гранит науки, в добрый час.
Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.
Ученик:

- Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II. Проверка домашнего задания по теме "Природные богатства и труд людей - основа экономики". (Тест.)


III. Самоопределение к деятельности.
- Из чего изготовляют автомобили, самолёты, поезда? (Из стали, металла.)
- Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них? (Бензин, горючее.)
- Из чего делается горючее? (Из нефти.)
- Недра Земли и её поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров и затоплений.
- Тема нашего урока: "Полезные ископаемые: каменный уголь".
- Мы узнаем о полезном ископаемом, о его значении, и способах добычи.

IV. Работа по теме урока.
1) Сообщение о происхождении каменного угля.
Традиционно считается, что история происхождения каменного угля на планете начинается с девонского периода палеозойской эры (около 400 миллионов лет назад). Именно в это время, в связи с потеплением климата и увеличением влажности, на Земле начинается бурный рост доисторических разновидностей флоры. Большинство месторождений каменного угля образовалось в результате отмирания и особой консервации древних папоротников, хвощей и плаунов. Растения разлагались и превращались в торф, затем их перекрыли плотные слои почвы, которые под высоким давлением законсервировали и приостановили гниение.
Так начинается углеобразование: вначале появляется бурый уголь, постепенно превращающийся в каменный уголь, и затем - в антрацит с 98 процентным содержанием углерода.
Как видим, непредсказуемость климатических процессов на планете Земля предоставила человечеству уникальную возможность использования природных богатств задолго до нашего появления.

2) Применение каменного угля.

Область использования каменного угля просто огромна.
Из угля добывают серу, ванадий, германий, цинк, свинец.
Сам уголь – превосходное топливо.
Используется в металлургии для выплавки железа, при производстве чугуна, стали.
Полученную после сжигания угля золу используют в производстве строительных материалов.
Из угля после его специальной обработки получают бензол и ксилол, которые используют в производстве лаков, красок, растворителей, линолеума.
Путем сжижения угля получают первоклассное жидкое сырье для получения графита. А также нафталина и еще ряда ароматических соединений.
В результате химической обработки каменного угля на сегодняшний день получают свыше 400 видов промышленных продуктов.
3) Месторождение и добыча каменного угля.

Месторождение каменного угля.

Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. Самые крупные залежи угля в мире находятся в США. Это Аппалачский каменноугольный бассейн, чьи запасы превышают отметку в 1600 млрд. тонн.
В России самый большой угольной бассейн – Кузнецкий, что в Кемеровской области. Запасы Кузбасса составляют 640 млрд. тонн.
Перспективна разработка месторождений в Якутии (Эльгинское) и в Тыве (Элегестское).

Добыча каменного угля.

В зависимости от глубины залегания угля применяют либо закрытый способ добычи, либо открытый.
Закрытый, или подземный метод добычи. Для этого метода строят шахтные стволы и штольни. Шахтные стволы строят, если глубина залегания угля 45 метров и выше. От нее ведут горизонтальный тоннель – штольню.
Существуют 2 системы закрытой добычи: камерно-столбовая и добыча длинными очистными забоями. Первая система менее экономична. Ее используют лишь в тех случаях, когда обнаруженные пласты мощные. Вторая система гораздо безопаснее и практичнее. Она позволяет извлекать до 80% породы и равномерно доставлять уголь на поверхность.
Открытый метод применяют, когда уголь залегает неглубоко. Для начала проводят анализ твердости почвы, выясняют степень выветриваемости почвы и слоистость покрывающего слоя. Если грунт над пластами угля мягкий, достаточно использования бульдозеров и скреперов. Если верхний пласт толстый, то пригоняют экскаваторы и драглайны. Пролегающий над углем мощный слой твердой породы взрывают.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V. Практическая работа: "Каменный уголь".
План работы:
1. Актуализация.
2. Постановка проблемы или проблемной ситуации.
3. Свойства каменного угля (практическая работа):
название,
состояние,
цвет,
блеск,
запах,
хрупкость,
прочность,
отношение к воде (легче - тяжелее; раствором ли в воде),
применение,
условное обозначение,
местонахождение в России, в Калужской области,
как добывается (как образуется).

Алгоритм выполнения практической работы по теме: "Каменный уголь".
Запишите название полезного ископаемого в таблицу.
Какое состояние имеет уголь: твёрдое, жидкое, газообразное. Выбери и запиши.
Возьмите кусочек каменного угля и проведи по белой бумаге. Какой цвет оставляет? Запиши.
Посмотрите есть ли блеск. Для того чтобы узнать сравни три кусочка угля. Запишите.
Есть ли запах? Понюхайте кусочки каменного угля обнаружили ли вы специфический запах по которому можно узнать каменный уголь не видя его. Запиши выделенное тобой свойство.
Чтобы узнать это свойство необходимо завернуть кусочек угля в салфетку и стукнуть по нему молоточком (выполняет один ученик). Как можно назвать это свойство? Прочный или хрупкий?
Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой. Что вы при этом наблюдаете? Как вы думаете легче или тяжелее каменный уголь воды?
Помешайте в стаканчике ложкой. Что произошло с ним? Как вы думаете растворим каменный уголь или нет. Запишите.
Горючесть (выполняет учитель).

VI. Анализ полученный представлений.
С какой целью выполняли практическую работу?
Что при этом должны были делать?
Что при этом наблюдали?
Почему эти наблюдения могут служить доказательством?
Какой вывод можно сделать?

VII. Итог урока.
- Давайте поиграем в игру "Хорошо - плохо".
- Чем хорош уголь?
топливо
электричество
лекарства
краски
искусственные ткани
бензин
- Чем плох уголь?
разрушается почва
не возобновляется
копоть
сажа
загрязняет атмосферу



Заключительная беседа.
- С каким новым полезным ископаемым мы сегодня познакомились на уроке?
- Чем уголь опасен для человека?
- Какое главное свойство угля узнали?
- Где на территории России добывают уголь?
- Почему горючесть является главным свойством?
- Давайте ребята сформулируем вывод о каменном угле.

VII. Рефлексия.
- У вас на столе 2 шахтера (один - улыбается, другой - хмурится). Выберите и покажите того, чьё эмоциональное состояние вы испытывали на уроке.

Домашнее задание.
1. Найти загадки про уголь.
2. Учебник с. 46 - 50.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Рисунок 615