Презентация по биологии «Каменный уголь», 6 класс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РС (Я) «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2 VIII ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»


День открытых дверей 7 февраля 2012 года
открытый урок
6 класс
тема: «Каменный уголь»

Открытый урок проведен
учителем географии и естествознания
Зориной Е.Г.
Якутск 2012 г.
Предмет: «Биология. Неживая природа- 6 класс»
Тема: «Каменный уголь§ 43».
ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний
Цели:
расширить и углубить знания о каменном угле;
развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся;
развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность;
привести знания учащихся в систему;
создать условия для формирования чувства гордости за родной край.
Техническое обеспечение: ПК учителя, интерактивная доска, мультимедиа проектор, экран, слайд-презентация «Каменный уголь», карта – “Полезные ископаемые РФ”, загадки.Основные понятия: антрацит, каменный уголь, бурый уголь, шахта, шахтер, каменноугольная смола, кокс, светильный газ Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, карточки «Свойства полезных ископаемых (глина, гранит, песок)» плакаты, молоток, каменный уголь.План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний
I. Работа с «Дневником наблюдения»
а) Рассказ о феврале. (слайд№ 2)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Наступил февраль, то верно.
Февраль – снежень, бокогрей, лютый. (слайд№ 3)
1 февраля – какова в этот день погода, таков будет и весь февраль.
Ну, природа есть природа.
А какая же на улице погода?
 б)*Характеристика погоды:
Облачность. Осадки. Температура. Ветер.
*Работа в группах (сообщить).
II. Проверка домашнего задания
а) Игра «Собери слова» (слайд№ 4)
еыпзноел - полезные
киесыоапем – ископаемые
Учитель: – Что такое полезные ископаемые? (слайд№ 5)
Учащиеся: Полезные ископаемые*- это породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: - Полезные ископаемые бывают…(слайд№ 6)
Учащиеся: - твердые, жидкие, газообразные.
б) Отгадать загадки:
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
(слайд№ 7) Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит) (слайд№ 8) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
(слайд№ 9)
в) Задания группам: подчеркнуть их свойства полезных ископаемых, соответствующим: глине; граниту; песку;
Глина (слайд№ 10) Гранит (слайд№ 11) Песок (слайд№ 12)
твёрдое; очень крепкое; чёрного цвета;
плохо пропускает воду; вязкое; сыпучее;
чёрного цвета; сыпучее; горючее;
пластичное; жёлтого цвета; жёлтого, белого цвета;
красного, белого, голубого, серого цвета; белого, серого, красного цвета; хорошо пропускает воду;
сыпучее; хорошо полируется; имеет запах;
вязкое; зернистое ископаемое; отдельные песчинки округлой формы;
Где применяют?
Глина Гранит Песок
строительство; строительство; строительство;
изготовление кирпича; отделка; стекло;
глиняная посуда; плитка, черепица; в быту;
349694514795500III. Работа над новым материалом
а) Отгадать загадку: (слайд№ 13)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
б) Применение каменного угля в хозяйстве
Вводная беседа
Учитель: - Потрогайте батареи отопления – горячие! Почему?
Учитель: Откуда пришла в батареи горячая вода?
Учитель: Чем нагревают воду в котлах?
Демонстрация
Щелчок выключателя – загорелись электролампы – мы получили свет.
Учитель: Почему загорелись электрические лампы?
Учитель: Откуда поступает ток?
Учитель: Где ещё, кроме освещения, применяется электричество?
**Из каменного угля делают: краски, пластмассы, резину, лекарства.
Вывод: Каменный уголь – источник тепла и энергии, важное химическое сырьё.
в) Свойства каменного угля. Работа в группах с каменным углем.
Демонстрация
Свойства:
Цвет – чёрный.
Твёрдость – сломать руками.
Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой бумаге).
Растворение в воде – стакан с водой (нет).
Горение – главное свойство каменного угля. (слайд № 14)
Итог: Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит.  Образовался из отмерших древних растений.
Чтение текста стр. 134, запись в тетради.
В природе встречается три вида каменного угля:
Антрацит – чёрного цвета, блестящий, выделяет много тепла. (слайд № 15)
Обыкновенный каменный уголь - чёрного цвета, меньше блеска, пачкает руки, хуже горит, выделяет меньше тепла. (слайд № 16)
Бурый уголь – тёмно-бурый цвет, не блестит, горит плохо и мало выделяет тепла. (слайд № 17)
г) Добыча каменного угля
IV. Отгадывание ребусов
Шахта – это глубокие колодцы, которые доходят до пластов каменного угля. (слайд № 18)
Разрез (слайд № 19)
шахтёр (слайд № 20)
V. Рассказ учителя
Каменный уголь в основном залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность, поэтому уголь находили давно... в оврагах, по берегам рек. Люди из любопытства бросали его в огонь, но при горении уголь сильно коптит и выделяет резкий запах (много углекислого газа), поэтому в кострах уголь не применяли.
До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого.
Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни. (слайд № 21)
Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».Слова его оказались пророческими.
Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах. Показать устройство шахты (рисунок 87, стр. 135) и труд шахтёра.
(слайд № 22)Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в ладони и под ногти въелась угольная пыль. При бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью. Она попадает в лёгкие, и человек много дней отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из лёгких).
Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью, образованной при бурении пласта, ведь не везде лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает силикозом – профессиональным заболеванием шахтёров.
Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в шахтах большие и умные машины, помогающие шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины применяют там, где пласт угля имеет толщину около 1 метра и больше, но во многих шахтах уголь добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см, здесь машину не применишь. И шахтёр работает, согнувшись, или даже лёжа тяжёлым отбойным молотком (иногда можно видеть отбойный молоток на улице – им вскрывают асфальт, при этом молоток издаёт звук, похожий на стрельбу из пулемёта, и сильно трясётся). Удержать его в руках целую смену может только очень сильный человек. Представляете, как болят у шахтёра руки после смены?
К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн (1400 человек). В среднем 4 человека в день.
VI. Месторождения каменного угля
Месторождение – что это?
Месторождения   каменного   угля   на   карте   обозначаются   чёрным квадратом.
Работа с физической картой России, с атласами.
В России много месторождений каменного угля. Самые крупные из них:*Печорское – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора.
Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я. Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима.
VII. Образование каменного угля
Рассказ учителя, демонстрация отпечатков, картина (леса карбона).
Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, – зрелище завораживающее. Откуда же взялся каменный уголь?
Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно.
Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было).
По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах.
Умирая, растения (трава, деревья) образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали.
Но главное чудо в другом – ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле миллионы лет назад.
И неважно, где мы греемся, у печки или батарей отопления.Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы» – чудо-консервы.
VIII. Итог урока Оценивание работы учащихся.
IX. Домашнее задание
Применение каменного угля. Каменный уголь – ценное ископаемое. Им отапливают жилые помещения, используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций. Из каменного угля при нагревании до высокой температуры в закрытых огнеупорных камерах получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ.
Из каменного угля делают: краски, пластмассы, резину, лекарства.
Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Глина
твёрдое;
плохо пропускает воду;
чёрного цвета;
пластичное;
красного, белого, голубого, серого цвета;
сыпучее;
вязкое;
Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Гранит
очень крепкое;
вязкое;
сыпучее;
жёлтого цвета;
белого, серого, красного цвета;
хорошо полируется;
зернистое ископаемое;
Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Песок
чёрного цвета;
сыпучее;
горючее;
жёлтого, белого цвета;
хорошо пропускает воду;
имеет запах;
отдельные песчинки округлой формы;