Сценарий классного часа Веселуха-рассыпуха: песни, танцы и частушки


Сценарий классного часа на народном отделении «Веселуха-рассыпуха: песни, танцы и частушки»

Вся жизнь человека подразделена на будни и дни отдыха от трудов насущных. Существуют еще и праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но и веселится, танцует, поет.
Русское народное гуляние пришло к нам из глубины веков, когда многодневные гуляния устраивались на Рождество, Масленицу, Ивана Купала, Святки и множество других праздников.

Сопровождались гулянья играми, весёлыми хороводами, плясками, посиделками с песнями - задорными и печальными, задушевными, игрой на гармошках, сопелках и дуделках.
lefttop

Массовое проведение праздников под открытым небом сегодня превратилось в хорошую традицию.

Стоит отметить, что уже в XIX в. гармоника обязательная участница всех народных празднеств и гуляний. А на протяжении ХХ века баян, аккордеон и гармонь стали неотъемлемой частью быта народов России. Эти инструметы— неотъемлемые участники всех народных праздников и гуляний на селе и в городе. Ведь все русские народные и популярные песни, частушки исполнялись и исполняются под аккомпанемент баяна, гармони или аккордеона.

Вот и сегодня ребята, играя на наших инструментах мы попробуем изобразить народное гулянье, которое сопровождается песнями, танцами и частушками.
Начнём мы с песен.

Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов. В песне отражаются особенности народного характера, речи.
Основные виды песен - это народные и композиторские. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель – народ.
В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания.
Песни русского народа разнообразны по происхождению, содержанию, особенностям бытования и другим характерным чертам. Это даёт возможность подразделить их на жанровые разновидности.
Надо отметить, что народные гулянья могут сопровождаться не только задорными и танцевальными песнями, но и печальными, задушевными.
Сейчас мы послушаем лирические песни, которые выражают личные чувства и настроения поющих.
1.В исполнении Маслова Егора прозвучит русская народная песня «Степь, да степь кругом (преп.Беспалова Т.А.).
В этой песне поётся о тяжёлой судьбе ямщика.

Почему песня долго живёт? Да потому, что она принимается сердцем народа… А если слова сливаются с напевной, красивой, яркой мелодией, песня становится шедевром.
2. Дорожкин Даня исполнит одну из задушевных песен Евгения Родыгина «Уральская рябинушка»(преп.Урываев А.Г.). 
Песне в этом году исполнилось 64 лет, но она всё также пользуется популярностью среди народа.Вечер тихой песнею над рекой плывет,Дальними зарницами светится завод,Где-то поезд катится точками огня,Где-то под рябинушкой парни ждут меня.

3. Шарыкин Витя исполнит украинскую народную песню «Ехал казак за Дунай»( преп. Печенева О.А.).
Эта песня относится к военной группе песен. Казак – человек вольный, независимый, искатель приключений.( Їхав козак за Дунай, сказав: "Дівчино, прощай!)

Игровые песни
Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки.

4. Михалченкова Алина исполнит Р.Н.П. в обработке Сударикова «Как под горкой под горой» (преп. Печенева О.А.).
Под гармонь, баян, аккордеон можно не только петь, но и прекрасно танцевать. И сейчас мы будем говорить о танцевальной музыке.
Танец пришёл к нам из глубокой древности. За свою историю он претерпел большие изменения. В истории даже был такой период, когда танцы вообще запрещались, считались «порождением дьявола».
Жизненной необходимостью высших слоев общества танец становится с 14 века (балы, маскарады).
В народной же среде танец бытовал и был популярен с давних-давних времен. Ни один праздник, ни одна вечеринка не обходилась без гармошки.
У каждого народа, в разных странах были свои танцы с присущими им движениями и музыкой.
Россия.
История русского танца уходит в языческие времена. Пляски, игры, обряды были непосредственно связаны с повседневной и праздничной жизнью восточных славян и в своеобразной форме отражали познание ими природы.
Народные бытовые пляски и хороводы были популярны среди различных слоев русского общества до XVII века, а затем, когда начала прививаться «европейская мода», в привилегированной среде народные танцы стали «недостойным занятием». Традиции народной пляски на Руси сохранялись лишь в искусстве скоморохов и в театральных зрелищах.
В конце XVII — начале XVIII веков появились новые европейские танцы: менуэт, контраданс, полонез, краковяк и др., которые вытесняли из городской среды русских народный танец. В деревнях и на рабочих окраинах городов продолжали развиваться традиционные формы и национальные особенности русского танца. Известны разнообразные переплясы: камаринская, барыня, трепак, казачок, матаня, хоровод.
Характерными танцевальными приемами в русских народных танцах были: шаг, притоптывания, верчение и присядка. Пляска обыкновенно начиналась с «выхода», когда танцор, торжественно  занимал место в центре круга, выпрямлялся, откидывал голову и упирал руки в бока. Затем он попеременно приседал, выставляя вперед то одну ногу, то другую. При этом танцор выкаблучивался, ставя ногу то на носок, то на каблук (выкрутасы). Мужчины часто плясали попеременно, как бы соревнуясь друг с другом (перепляс).
Частым элементом русской пляски были хлопанье в ладоши, по телу и голенищу сапог.
Пляскам парни и девушки учились с малых лет. Они наблюдали за старшими на праздниках и свадьбах, тут же пробуя. С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но придумать что-нибудь своё — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. Соревнуясь в пляске, молодёжь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Парни и девушки присматривались друг к другу, и, чтобы понравиться, старались в танцах показать себя.
До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов — чаще всего на ярмарках, а также на Масленицу. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина, угощений или денег. Добыча, как правило, делилась на всю «честну́ю» компанию. Состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. С каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости.
Сейчас мы будем слушать «Русскую плясовую». Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом районе пляски отличаются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Раньше это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец.
5.«Русская плясовая». Исполняет Червов Артем (преп. Беспалова Т.А.).

Беларусь.
Из белорусских народных танцев наиболее известны Берёзка (хоровод), Бычок , Голубец , Крыжачок, Лявониха, Селезень (карагод).
Особенность белорусского танца динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения.
Один из самых популярных белорусских народных танцев - «Крыжачок». Предполагают, что название танец получил от слова «крыжак». Так в Белоруссии называют дикого селезня. Сам танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц. Так же возможно, что название «Крыжачок» происходит от слова «крыж» (крест), так как для этого танца характерны построения в форме креста, переходы крест-накрест.
Танец «Крыжачок» имел и другие названия; «Крыжык», «Паулючок», «Антошка», в зависимости от названий припевок к нему. «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством па в быстром темпе. Рисунок танца замысловатый и сложный. Заключительная часть носит весёлый, задорный характер и отличается на редкость красочным и быстро сменяющимся рисунком.
«Крыжачок» известен также и в Польше, что объясняется территориальной близостью, соседством двух народов — белорусов и поляков.
6.Б.Н.Т. «Крыжачок». Исполняет Заручевский Арсений (преп. Урываев А.Г.).

Польша.
Польские народные танцы: Краковяк, Куявяк, Мазурка, Оберек, Полонез.
«Краковя́к» — быстрый польский танец. Возник он среди краковяков — жителей Краковского воеводства. В XIV веке получил распространение в шляхетской среде. В старину его танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В танце обычно чётное количество пар, но часто в него включают и общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца: галоп, подскоки, основной ход, приставные шаги на месте, поворот на месте парой.
Исполняется танец весело, темпераментно, с горделивой осанкой.
Парни чаще всего одевают белые рубашки с маленькими закрытыми воротничками и широкими длинными рукавами на обшлагах, белые в красную полоску штаны, заправленные в черные сапожки, синие камзолы без рукавов, пояса из желтого пазумента с украшениями и красные конфедератки с небольшими павлиньими перьями.
Девушки наряжаются в белые блузы с широкими короткими рукавами и оборками на воротнике, широкие цветастые юбки в сборку, белые вышитые фартуки, короткие красные безрукавки и «короны» с пестрыми лентами сзади и красные бусы.
7.П.Н.Т. «Краковяк». Исполняет Пушкарев Саша (преп.Урываев А.Г.).

Чехия.
Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехии относится к глубокой древности. Уже в XI—XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне.
Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Им свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие.
Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца. Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.
Одним из самых любимых танцев в Чехии является «Полька».
«Полька» – старинный чешский танец. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все. Полька по происхождению - крестьянский танец. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского.
Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В России живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская. А мы слушаем «Елисеевическую польку».
8.«Елисеевическая полька». Исполняет Губин Тимофей ( преп. Меренков В.И.).

Бразилия.
Музыкальный стиль «ламбада» возник в одном из бразильских штатов.
Термин «ламбада» португальского происхождения и дословно означает «соприкасаться». Но в Бразилии этим словом называли любую понравившуюся музыку – хит, шлягер.
«Ламбада» – это парный танец. Музыкальный размер – 4/4, темп – 70 тактов в минуту. Идея танца – триумф молодости, красоты. Ламбаду можно танцевать на месте, а можно перемещаться по танцевальной площадке так, чтобы не мешать другим танцующим. Основу танца составляют постоянные вращательные движения бедрами, напоминающие восьмерку. Фигуры ламбады можно танцевать в произвольной последовательности. Традиционно женский костюм состоит из пышной юбки длиною выше колен с многочисленными воланами.
В восьмидесятые годы «ламбада» стремительно ворвалась в нашу жизнь и покорила весь мир. «Ламбада» – это прекрасная возможность снять стресс, улучшить настроение, надолго получить заряд позитива.
9.«Ламбада». Исполняет Погодин Саша (преп. Меренков В.И.).

10.Танец «Во саду ли, в огороде» хореографическое отделение (преп. Ермакова Л.И.).


Песня русская в берёзах,Песня русская в хлебах –На покосах, на морозах,На санях и на лугах.На ветру шумят рябины,Каждый слушать их готов!Столько песен у России,Сколько во поле цветов!
Русский народ любит веселые, радостные песни, потому что они создают бодрое настроение, заряжают своей энергией. Такие плясовые песни исполняются под русские народные инструменты, такие как баян, гармонь, аккордеон. Без веселого разудалого наигрыша гармоники невозможно представить себе народные гулянья и праздники. Как правило, наигрыши сопровождаются пением частушки или, как еще говорят, «прибаски», «скоморошки». Сама жизнь подсказывает тему частушек. Но характерное для всех частушек - спеть то, что скрывается, о чем не говорится. События в ней повествуются не прямо, а намеком.
11. Рус. нар. частушка. Семеновна исп. Саратов Костя ( преп. Урываев А.Г.).

Возникновение частушки относится ко второй половине 19-ого века, но корни у нее более древние. Частушка многое унаследовала из веселых плясовых песен, старинных потешных припевок, которые были в ходу у российских скоморохов. За быстрый частый темп исполнения, по сравнению с обычной песней, за ней закрепилось название «частушка» или «вертушка», «коротушка» или «припевка».
Миниатюрность формы, легкость и простота запоминания сделали частушку любимой в народе.
12. «Припевки» исп. Ковалев Илья (преп. Урываев А.Г.).

Говоря о частушках, нельзя не упомянуть о русской исполнительнице частушек Марии Мордасовой. Частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси, Рождественского и Масличного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. И частушка пользуется большой популярностью. В разных местностях частушки поют на разные мотивы. В каждой области, в каждом районе сочиняют свои частушки, на свой мотив, близкий к культуре своего народа. Например, частушка-Самарка (Петровского района Саратовской области) или частушка – Матаня Воронежская, частушка-досада Петровская.
Частушки более медленного, певучего лирического содержания в народе называют «страдания».
13. «Страдания» исп. Сидоренко Егор, Меренков В.И. (преп. Меренков В.И.).

Ни одну сотню лет частушка веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжелые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.
В старые времена был такой обычай на Руси: когда заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует частушки-рассыпушки.
14. «Частушка» обр. А. Сударикова исп. Ковалева Саша (преп. Печенева О.А.).

Частушки сочиняются и в наши дни. Их можно узнать и отличить от частушек прошлого времени.
15. «Частушки-нескладушки» исп. мужской ансамбль в составе: Иванов Максим, Губин Тимофей, Осташков Яша, Ильин Егор, Ефремов Глеб, Седнев Даня, Червов Артем, Ребиков Костя (руководитель Жигунова Е.Р.).