Конспект факультативного занятия для 8-9 класса по теме Месторасположение крупных городов азиатской части РФ

К О Н С П Е К Т У Р О К А – И С С Л Е Д О В А Н И Я
в 9 классе
по теме «Крупные города азиатских экономических районов России»

Цели занятия: - более подробное знакомство с крупными городами России;
- формирование начальных навыков преобразования карты в осмысленную картосхему,
- умения определять физико-географические объекты, влияющие на расположение населенных пунктов, то есть формирование основ пространственного анализа карты;
- развитие патриотизма через расширение знаний о Родине.

Оборудование: - административная и физическая карты России, атласы;
- листы ватмана со схемами, таблички;
- справочники, энциклопедии;
- учебная мебель кабинета;

Опережающее дом. задание: 1. Внимательно рассмотрев карты экономических районов Азиатской России, выделить по 2 крупных города в каждом экономическом районе, выявить особенности их ФГП и ЭГП:
2. По группам подготовить компьютерные презентации по избранным крупным экономическим центрам.

Ход занятия:
Расстановка мебели показана на схеме. Входя в актовый зал (там проходило занятие), ученики самостоятельно определяют, через какой проход в ряде стульев пройти внутрь.
Вводная часть занятия:
-Где прошло большинство ребят? Почему? (В центре, так как этот проход почти напротив входа, он ближе и удобнее.)
-Рассмотрим расположение столов. Если нам необходимо усадить в зале контролера для отслеживания потоков информации, движущейся от одной группы к другой (группы располагаются на «лучах» Yобразной конфигурации), где разумнее определить для него место? Почему? (В центре, где он сможет проконтролировать потоки, идущие во все три направления.)
Группы рассаживаются по своим местам, а круглый стол устанавливается в центре конфигурации (он символизирует пунсон).
Учитель: Сегодня мы решили более подробно познакомиться с крупными городами Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Все знают, что поселения – это важные географические объекты. Как вы помните, мы уже выяснили, что сельские поселения формируются «на земле». Вспомните, а на чем формируются городские поселения, что необходимо им для роста и развития? (Город функционирует «на связях») Таким образом, очевидно, что говоря о городе, рассуждая, почему он возник и существует именно в этом месте, почему один город активно рос и стал важным экономическим центром страны, а другой так и остался «заштатным городишком» (мы уже знаем, что это означает), мы определяем его как узел связей, использующий природные и созданные каналы проницаемости для своего развития.
Сейчас, помня о теме сегодняшнего занятия, попробуем изобразить наш зал в виде картосхемы. Как выдумаете, чем обернется на этой схеме ряд стульев и Yобразно расположенные столы? Где будет север и юг?
Группы рисуют упрощенную картосхему, на которой стулья представляются Уралом, а столы реками Обь и Иртыш.
Верно. В понижении Урала стоит город-миллионер Екатеринбург, «ворота в Азию», через него шли первопроходцы покорять Сибирь (об этом был разговор при изучении Уральского экономического района).
Теперь следующее задание. Вы уже знаете, что многие города формируются на берегах рек. Назовите выбранные вами крупные азиатские российские города, месторасположение которых соответствует этой Yобразной конфигурации.
На доске схема уже без линии Урала. Ученики рассказывают о Новосибирске, Омске, Иркутске, Хабаровске, используя таблички с названиями рек, городов и определяя стороны горизонта. Рассказ сопровождается небольшими презентациями городов.
При наличии времени полезно подчеркнуть, что Новосибирск находится еще и на границе природных зон лесов и лесостепей, выяснив, какую выгоду получает город из своего рубежного положения.
Есть ли у вас примеры крупных городов, ГП которых не вписывается в эту схему?
Ученики называют Норильск, Владивосток и объясняют их ГП. Для иллюстрации ГП Норильска мебель убираем совсем, на доске рисуем схему с учетом месторождения руд металлов. Для рассказа о Владивостоке из стульев изображаем извилистую береговую линию и выясняем, что разумнее строить город на берегу бухты.
Рассмотрим ГП Норильска. Почему столь крупный город существует не просто в зоне очагового расселения, а за Полярным кругом? (У страны появилась необходимость в цветных металлах Норильского месторождения, а, как известно, руды эти при выплавке дают более 95% отходов, следовательно, нужно было строить металлургический комбинат, который требует такого большого города.) Итак, Норильск определяем как город, стоящий на руде. Вы правы, утверждая, что эти же позиции объясняют ГП Мирного и Удачного, городов-«алмазников» Якутии, пусть они и гораздо меньше по людности.
Владивосток – крупнейший город Дальнего Востока, образовался практически одновременно с Николаевском-на-Амуре. Они оба являются морскими портами Тихого океана и расположены практически на одном расстоянии от Хабаровска. Если берег океана обозначить линией и провести к ней линию связи от Хабаровска– центра Дальнего Востока- до каждого из этих городов, то получим Тобразную конфигурацию их ГП. Почему же Владивостокская агломерация стала «миллионщицей», а сам город имеет население около 600 тысяч, а Николаевск–на-Амуре значительно меньше? (Ценность Владивостока определяется его близостью к государственной границе с Китаем, Японией и КНДР, что дает возможность устанавливать внешнеторговые отношения, во-первых. Во-вторых, геоширота Владивостока (сравнимая с сочинской), уникальность его природы и его расположенность на берегу рекреационного Японского моря также способствуют росту экономического значения. А Николаевск-на-Амуре этих преимуществ не имеет, хотя и расположен в устье Амура, то есть имеет общий канал проницаемости с Хабаровском.)
Ребята, в ваших рассказах о городах уже несколько раз был назван общий для всех этих крупных городов канал проницаемости, созданный людьми. Верно, это Сибирский тракт и Транссиб. Какие из названных городов расположены на Транссибе?
Ученики называют города и указывают, что Новосибирск был образован во время строительства железнодорожного моста через Обь.
Итак, сделаем выводы:
Города всегда образуются «на связях». Большинство крупных городов располагаются на месте слияния рек, служащих каналами проницаемости.
Важно не только благоприятное ГП, не только наличие каналов проницаемости, но и наличие большого числа востребованных межместных связей, то есть экономическая обусловленность роста и развития города.
В Восточной Сибири есть ряд городов, не имеющих ярко выраженных каналов проницаемости. Они располагаются на крупных экономически востребованных месторождениях, полезные ископаемые которых выгоднее обрабатывать на месте добычи. Для таких городов создаются искусственные каналы связей (ж/д для Норильска, автодорога-зимник для Удачного).
Таким образом, сегодня рассмотрены три вида конфигураций ГП городов: Yобразная (в месте слияния рек), Тобразная (морские порты) и ГП «на руде».

Рефлексия: производилась путем выставления оценок уроку и себе.
Итог: урок – 4,6 балла, за работу себе – 4,3 балла.




С А М О А Н А Л И З З А Н Я Т И Я

Данное занятие по теме «Крупные города азиатских экономических районов России» может быть проведено в ходе изучения программы или с ребятами 9 классов, занимающимися на профильных курсах по географии.
Основная цель профильного обучения в 9 классе – расширить знания ребят о своей стране, дать основы картографии, подготовиться к участию в олимпиадах и выпускным экзаменам в форме ОГЭ.
Для работы с группой ребят, проявляющих интерес к изучению географии, разумеется, данное задание будет очень полезным и познавательным. Отношение учеников к нетрадиционным формам проведения занятий всегда положительное, но данный вид работы увлек их по-настоящему и на следующих занятиях мы, по просьбе самих ребят, рассматривали другие конфигурации, спорили, доказывали свою точку зрения так же активно, как и на данном занятии. Хорош этот метод и тем, что позволяет работать в одиночку, в паре и в группе.
Главное, на мой взгляд, в уроке понимания карты – доступность и наглядность объяснения, что приводит к осмысленному запоминанию географической карты, установлению логических связей. Такая форма работы помогла ребятам понять взаимозависимость объектов карты, в том числе и городов между собой («не может быть города самого по себе»).
Как говорят сами дети, теперь они более осмысленно смотрят на карту и подмечают куда больше закономерностей и линий связи на ней.
Но самое главное, что они сумели сделать перенос и объяснили себе (а затем на классных часах и одноклассникам) почему в начале своей истории в 1936-1937 годах наш поселок Зырянка был дважды перенесен на другое место. Сейчас Зырянка стоит в устье Ясачной, притока Колымы, на двух ее берегах и на левом высоком берегу Колымы, но изначально ее начинали строить в десятке км ниже по Колыме. Эти знания они передали и ребятам младших классов, которые изучают курс краеведения. Также ребята сумели найти объяснение и месторасположению села Угольное, ГП которого объясняется просто: оно стоит на месторождении каменного угля – это основа экономики района. Зырянка же закладывалась как речной порт для перевозки этого угля. Впоследствии они нашли конфигурацию )( , подходящую для объяснения ГП еще одного села нашего района – Арылах, где живут скотоводы. Им выгодно жить между 2 крупными озерами, окруженными болотами и кочкарниками, веди именно мимо их села проходит зимник до Среднеколымска, Момы, Магадана.
Материал дает и учителю и ученикам теоретическую базу для более глубокого практического понимания экономических карт, станет толчком и к более осмысленному восприятию своей малой Родины.
Наиболее сложным на этом занятии для ребят оказался вопрос о причинах разного размера людности и экономического значения Николаевска-на-Амуре и Владивостока. Кроме того, не сразу сумели они ответить на вопрос: почему порт не был построен на самой близкой от Хабаровска точке берега океана?
Для меня же при подготовке занятия самым сложным оказалось не утонуть в обилии информации, выбрать только необходимую в данном случае, чтобы суметь уложиться в рамки одного занятия. Видимо, в будущем учебном году мы будем с ребятами рассматривать на каждом занятии лишь одну конфигурацию.












Уважаемый Сергей Вячеславович!

Огромное Вам спасибо за эту возможность дистанционно углубить свои знания.
Для меня, самоучки, это особенно важно. В педучилище, а затем и в институте я получила специальность учителя начальных классов. Работая заместителем директора по воспитательной работе, согласилась заменить уехавшего учителя географии. Сначала вела уроки в 6-7 классах, благо, что в педучилище изучала методику и теорию естествознания. Теперь же веду весь курс географии, элективные и профильные курсы. Географией увлекалась еще в школе, теперь пытаюсь привить интерес и любовь к ней своим ученикам.
Мы живем, как Вы понимаете, очень далеко от «очагов цивилизации». Горько, но у нас даже книжного магазина нет. Увы, экономически невыгодно! С нашей самой сложной в Якутии транспортной схемой книги становятся просто «золотыми». Конечно, пользуемся любой оказией, чтобы приобрести книги, атласы, карты. Помогают в этом и сами ребята и их родители, даря кабинету различные пособия. Поэтому возможность иметь под рукой материал Ваших лекций я ценю очень высоко.
Понимая, что география это наука не только «где?», но, в первую очередь, «почему?», я стараюсь именно с этих позиций строить уроки. С курсами 6-8 классов это получается проще, а вот с курсами экономической географии все сложнее. Ваши лекции (да и публикации в «Географии» и брошюры) помогли мне обобщить и более четко сформулировать для себя возможности взаимопроникновения физической и социально-экономической географии из школьного курса, пути развития логического мышления на уроках, разнообразить виды географических заданий. Материал Ваших лекций помогает мне учить детей осмысленно смотреть на карту и запоминать ее не механически, а с учетом различных связей.
Теперь на уроках будем использовать картосхемы (конфигурации расположения городов) для картографических задач. Особенно важны подобные задания, как мне кажется, при подготовке к сдаче выпускных экзаменов, которые у нас в школе сдают ежегодно более четверти выпускников 9 и 11 классов.
Однако, позвольте не совсем согласиться с Вашим мнением о вине учителей географии в отсутствии у абитуриентов или выпускников комплексных знаний по географии. Это не вина, это беда наша. Ведь в учебных планах наблюдается тенденция к сокращению количества часов на изучение географии, а научить хочется всему и многому Например, как уместить весь объем курса 6 класса при 1(!) часе географии в неделю – такова учебная нагрузка по БУП РС(Я) для русскоязычных школ? А как вместить в курс 10 класса всю многообразную картину мира, если в учебниках даже для кратких сведений о многих широко известных странах мира не нашлось места? Сколько говорится и пишется о необходимости этого пресловутой комплексности, а почему-то до сих пор географы обучают детей понятиям «масштаб», «градусная мера» гораздо раньше математиков. Правда, в нашей школе за счет школьного компонента восстановлено прежнее количество уроков и даже введен курс краеведения, и, конечно, мы стараемся скорректировать программы с учителями обществоведения, биологии, основ экономики и т.д, вводим профильные курсы.
Простите за это пространственное отклонение от темы, хотя это и не совсем отклонение. Говорю так потому, что мы с коллегами ввели в практику систематическое проведение интегрированных уроков, например, по темам «НТР», «Глобальные проблемы человечества», «Нефть и газ в России» и т.д. А теперь планируем еще и проведение в системе уроков истории и географии городов русских. И за эту возможность для интеграции

отдельное Вам спасибо, Сергей Вячеславович!

С благодарностью
Ваша ученица, слушатель курсов
учитель географии
Галюк Галина Александровна.



К О Н С П Е К Т У Р О К А
в 11 классе
по теме: «Историко- географические регионы мира».


Цели: - закрепить и уточнить понятия «регион мира» на основе же имеющихся знаний и
анализа карт и текста учебника.
- развивать картографические умения.

Оборудование:- физическая и политическая карты мира
- карточки со словарными понятиями
- сообщения учащихся
Ход урока:

Вводное сообщение учащихся.

Мы живем на планете Земля всего 40 тысяч лет. Жизнь людей протекает на земной
поверхности, общая площадь которой 510 млн км2 и всего 149 млн км2 приходится на долю суши.
Нам, людям, для нормальной жизни необходимы, как минимум, три важнейших условия: наличие воздуха, чистой питьевой воды и энергии Солнца.
Человек – часть природы Земли. Ее дом- географическая оболочка, сфера взаимопроникновения литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
Исторической родиной человечества ученые считают юго-восточную Африку, а точнее Танзанию, где обнаружены древнейшие стоянки человека разумного. А по мере развития цивилизации люди осваивали все новые и новые пространства, расширяя тем самым границы Ойкумены.

Задания группам ( по картам):

На контурной карте проследить пути освоения Ойкумены.
Определить современные границы Ойкумены и Неоойкумены.
Выделить на контурной карте Старый и Новый Свет, определить причины возникновения этих понятий.
Определить рейтинги по территории и экономическому развитию частей света и материков планеты.

Информация групп об итогах своей работы.

Таким образом, мы выяснили, что поделить мир на регионы можно по-разному.
а) на Старый и Новый Свет ( т.е. на части света). Но тогда, где же будет место Австрии и Антарктиде?
Запись:
Европа («закат», «запад»)
Старый Свет Азия ( «восток», восход)
Африка ( по названию племени аборигенов)

Америка ( 1493г., Хр.Колумб.)
Новый Свет Австрия ( 1770г. Д.Кук А. Тасман)
Антарктида ( 1812г. Лазарев, Белаксгаузей)
(против севера)

б) на отдельные материки.
Запись:
1. Евразия 4. Ю. Америка
2. Африка 5. Антарктида
3. С. Америка 6. Австралия

Но при изучении экономической географии мы будем изучать мир, деля его на историко-географические регионы:

Европа делится на субрегионы:
Западная Европа Северная Европа
Восточная Европа Южная Европа
Азия делится на субрегионы
Юго-Востоная Азия Средняя Азия
Индокитай Ю-Западная Азия
Ближний Восток Южная Азия
Америка
Северная Америка
Андская страна
Латинская Америка Страны Инд-Востока
Центральная Азия
Африка
Страны
Тропическая Африка
Экваториальная Африка
Восточная Африка
Южная Африка
Австралия и Оксания
Меланезия
Микронезия
Полинезия

Но можно разделить мир на регионы и по физической карте. Покажите тихоокеанские страны, страны Карибского бассейна, Балканские, страны Персидского залива, страны Скандинавские.
Подведение итогов работы. Выставление оценок. Определение домашнего задания. Возможно проведение рефлексии.

При наличии времени можно провести географический, картографический диктант по принципу:
Учитель показывает регион на карте, ученики записывают его название.
2 вариант: разгадываются названия регионов по их описанию или по группе стран, входящих в него.