Справка по итогам классно-обобщающего контроля в 10 классе


СПРАВКАпо итогам классно-обобщающего контроля в 10 классе
Тема контроля: адаптация учащихся 10 класса к условиям обучения в профильной школе.
Цель контроля: учет индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в процессе адаптации к условиям обучения русского языка и математики на профильном уровне, сформированность ОУУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.
Сроки: с 08.10.12 – 16.10.12г.
Проверяющий: заместитель директора по УВР Р.П. Архипова
Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:
1.Посещение уроков русского языка, алгебры, истории, обществознания, химии.
3.Проверка рабочих тетрадей по русскому, алгебре, обществознанию, истории.
4.Проверка дневников и классного журнала.
5.Хронометраж домашнего задания.
6.Анкетирование учащихся.
7.Родительское собрание совместно с педагогами школы и учащимися 10 класса по итогам классно-обобщающего контроля.
С 08.10 по 23.10 2012г в рамках внутришкольного контроля проводился классно-обобщающий контроль в 10 классе с преподаванием русского языка и математики на профильном уровне.
Содержание контроля: единство требований к обучающимся со стороны учителей предметников, изучение особенностей профильного обучения адаптация школьников к обучению в 10-м классе.
Преподавание русского языка в 10-м классе ведется на профильном уровне, учителем русского языка и литературы Мезиновой Т.В. (высшая квалификационная категория). Посещение уроков показало, что учитель знает психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста, владеет методикой преподавания предмета. Этапы уроков четко прослеживаются, учитель включает задания развивающего характера, применяет на уроках различные формы, методы и технологии обучения, привлекает учащихся к выполнению краткосрочных информационных проектов с последующей защитой в форме презентации. Для оптимизациии учебной нагрузки и подготовки к сдаче ЕГЭ учитель практикует разноуровневое тестирование.
Преподавание математики.
Алгебра и начала анализа и геометрия в 10 классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебникам  С.М.Никольского «Алгебра и начала анализа» (профильный  и базовый уровни ), УМК Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 10-11» (профильный  и базовый уровни). В 10 классе математика изучается на профильном уровне – 6 часов в неделю.
Учитель математики Шупарская Т.А. (высшей квалификационной категории) работает не первый год, осуществляет обучение на базовом и профильном уровне, владеет методикой ведения урока, знает возрастные особенности десятиклассников, отбирает содержание учебного материала и методически отрабатывает его на уроках; все этапы уроков строятся в соответствии с методическими требованиями, отражают цели и задачи урока, содержание изучаемого и повторяемого  материала способствует успешной адаптации учащихся к условиям обучения в старшей школе. Учащиеся на уроке организованны, активны. В своей работе с классом она всегда использует дифференцированный подход, систему разноуровневых тестов. Отношения с классом выстраиваются на основе взаимопонимания и уважения, конфликтные ситуации разрешает умело и профессионально, поддерживает доброжелательные и доверительные отношения, что является важным аспектом в процессе адаптации.
Преподавание истории и обществознания.
Учитель высшей квалификационной категории Архипова Р.П. ведёт преподавание истории и обществознания на высоком профессиональном уровне. Учитель использует на уроках много дополнительного материала, приучает учащихся использовать различные источники для получения информации, в том числе и Интернет. Во время проведения уроков активно используются элементы технологии развивающего обучения, что способствует не только развитию мыслительной деятельности, но и  позволяет учащимся определить уровень, на котором они работают. На каждом уроке продумывается использование исторических документов, текстов творческого характера, планируется работа со слабыми учениками с целью их адаптации к условиям обучения в старшей школе. На её уроках учащиеся активны, любознательны, учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, что положительно влияет на развитие учебно-коммуникативных навыков. Раиса Пантелеевна умело использует деятельностный подход  в обучении, технологии развивающего обучения, что способствует повышению мотивации учащихся в учебном процессе.
Преподавание химии
Павлова Е.В. (высшая квалификационная категория) работает с классом не первый год, ведёт обучение по химии по программе Габриеляна, на базовом уровне (2 часа в неделю). Елена Васильевна формирует ЗУН учащихся через использование химического эксперимента, с последующим анализом результатов  и  выводами, практикует самостоятельное написание учащимися уравнений химических реакций, на своих уроках она формирует у учащихся материалистические знания о мире. Учитель всегда чётко представляет структуру урока, может определить цели и задачи урока, соответственно может выбрать оптимальные и эффективные методы изложения учебного материала, т.к. владеет знаниями по методике преподавания химии. Отношения с классом строит на основе взаимного уважения, в общении доминирует демократический стиль.
В ходе проведения классно-обобщающего контроля были проверены тетради по:
русскому языку:
Все учащиеся имеют две рабочие тетради. Все учащиеся выполняют требования к ведению тетрадей: правильно подписаны, соблюдаются правила оформления классных и домашних работ (число пишется прописью, указывается тема урока, указываются виды работ, номер упражнения). Учителем качественно и систематически проверяются тетради учащихся (каждая домашняя работа – обязательно), ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Работа над ошибками проводится систематически. Задания, выполняемые в классе, разнообразны: словарный диктант, объяснительный диктант, анализ текстов (подготовка к экзамену), проверочные работы-тесты, творческие задания, самостоятельные работы и др. Тетради ведутся аккуратно, соблюдается единый орфографический режим. Замечаний по ведению тетрадей нет
по алгебре:
Цель проверки: ведение учащимися тетрадей по предмету, регулярность и качество проверки домашних и классных работ, качество проверки контрольных работ.
Проверка показала, что все учащиеся 10 класса имеют необходимое количество тетрадей для работы в классе и дома. Ведение тетрадей учащимися, оформление титульного листа соответствуют единым требованиям. В основном тетради ведутся учащимися аккуратно.
Учитель Шупарская Т.А. добилась того, что все тетради учеников грамотно подписаны. Она постоянно следит за графической культурой учащихся – все чертежи выполняются только карандашом и по линейке.
Практически во всех тетрадях по математике отражены разнообразные формы работы, такие как самостоятельные и проверочные работы, контрольные срезы, работа с дидактическим материалом. Объем классных и домашних работ соответствует норме. Качество проверки ученических работ удовлетворительное.
по истории:
Тетради общие, подписаны в соответствии с орфографическими нормами, без ошибок. Большинство учащихся аккуратно и своевременно ведут записи в тетради. Работа в тетрадях видно ведётся регулярно, учитель своевременно собирает и проверяет тетради, выставляет оценки, как за работы, так и общую оценку за ведение тетради. В выполненных  работах просматривается дифференцированный подход учителя, присутствует разнообразие видов работы.
по обществознанию:
Тетради проверяются учителем регулярно и находятся в хорошем состоянии. Работа в тетрадях видно ведётся регулярно, особенно хочется отметить большое разнообразие видов работ: тесты, самостоятельные работы, развёрнутые ответы, составление таблиц и схем. Результаты проверки тетрадей представлены в таблице.
Проверка классного журнала.
У всех учителей темы уроков прописаны в соответствии с тематическим планированием. В основном все учителя – предметники правильно и своевременно заполняют журнал, накопляемость оценок достаточная. Однако некоторые учителя (Мезинова Т.В., Болясов А.Б.,) допускают исправления в журнале. Низкая накопляемость оценок у учителей Котковой И.Н. (география) и Черных Н.И. (биология).
Проверка дневников учащихся
На момент проверки дневники были у всех учащихся. Записи ведутся аккуратно, оформлены первые страницы, написано расписание уроков, домашнее задание, имеются подписи родителей и классного руководителя. Текущие оценки выставляются учителями-предметниками и классным руководителем. Лучшие дневники у таких учащихся как: Павленко Л, Косогова Е, Ефименко Н. Тем не менее, имеются и незаполненные дневники у таких учащихся как: Кулак А. Хильченко Е, Капкаева Ю. Классный руководитель регулярно проверяет дневники, записывает замечания и благодарности. Не все учителя-предметники выставляют отметки, допускают записи и замечания при незаполненном дневнике.
 Хронометраж домашнего задания. Было обработано 24 анкеты. 50 % учащихся тратят на выполнение домашнего задания  1-2 часа, что говорит не о низкой нагрузке этих учеников, а об их безответственном отношении к учебе, о чем свидетельствуют посещенные уроки. 18,2% вообще не выполняют домашнее задание.  Основная часть учащихся выполняют домашнее задание регулярно. 13% учащихся класса тратят свыше 4 часов, что свидетельствует о неправильной организации работы дома по выполнению заданий и перегрузке учащихся.  Большинство учащихся (55,6% ) считают, что немного устают во время уроков, но, отдохнув, выполняют домашние задания, и у них еще остается свободное время. 22,2 % учащихся класса ответили, что сильно устают во время уроков, им тяжело даются домашние задания, а свободного времени практически не остается, что свидетельствует о перегрузке данных учащихся.
Проведение родительского собрания
По итогам классно-обобщающего контроля было проведено родительское собрание совместно с учащимися и педагогами школы. Были отмечены недостатки в организации свободного времени учащихся, отсутствие контроля со стороны отдельных родителей, намечены пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, а также усиление контроля за пропусками занятий отдельными учащимися ( Звиададзе Л, Петрова М, Кулак А).
 Выводы.
Качество знаний в 10 классе достаточно высоко, что свидетельствует о том, что в основном все учащиеся 10 класса  подготовлены к изучению учебного материала и обучению на профильном уровне по отдельным предметам.
Учащиеся не испытывают значительных учебных перегрузок.
Значительная часть учащихся относится к учебной деятельности серьёзно.
Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в профильной школе,
Отмечается достаточно высокий уровень адаптации учащихся 10 класса.
Рекомендации.
Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультпаузы.
Учителям – предметникам продолжить работу по адаптации учеников к условиям обучения в профильной школе.
Учителям  - предметникам в системе использовать информационные технологии на своих уроках.
Учителям  физкультуры требовать от учащихся выполнения инструкций по охране труда в спортивном зале, не допускать учащихся к занятиям без соответствующей формы и обуви.
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.
Классному руководителю 10 класса вести дальнейшую работу по предупреждению пробелов в ЗУНах учащихся, по сохранению контингента класса.
Классному руководителю и учителям – предметникам ответственнее относиться к заполнению классных журналов, своевременно выставлять оценки и прописывать темы уроков.
Классному руководителю усилить контроль за выставлением текущих оценок в дневники, записью домашних заданий и ведение дневников учащихся, за пропусками занятий.
Провести промежуточные и итоговые  контрольные работы по русскому языку, математике, истории, биологии, химии, физике,  английскому языку в декабре и апреле месяцах.
Обсудить результаты классно-обобщающего контроля на совещании при директоре.
Заместитель директора по УВР         ____________              Р.П.  Архипова