Рецензия на статью Взять сторону подростка для классных руководителей

Рецензия на статью
«Взять сторону подростка»
Котельникова Галина Николаевна
Учитель биологии МБОУ ООШ п.Шумный

Прочитанная мною статья Каплуновой С.В. «Взять сторону подростка» рассматривает проблему переходного возраста. В начале статьи автор приводит примеры о «разительно меняющихся детях», которые из ласковых, спокойных и послушных, вдруг превращаются в грубых и порой неуправляемых.
Каплунова в этой статье пытается помочь нам разобраться в причине этой перемены. Она делает акцент на переходный возраст, во время которого резко понижается самооценка, повышается неуверенность в себе и своих возможностях. Подростки начинают задумываться о собственной значимости для родителей и друзей, становятся агрессивными, обиженными и часто любыми способами стремятся освободиться от зависимости взрослых. Возможно, что они даже видят «угрозу» там, где ее на самом деле нет. Начинают защищать себя вызывая своей грубостью обиду родителей и друзей. Появляется жажда признания себя среди сверстников, которая часто вступает в противовес с эмоциональной зависимостью от родителей.
Автор правильно ставит вопрос: «Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками?», ведь многое зависит от родителей. Например, когда ребенок нахамит, многие родители дают ему отпор, ругают его и ставят на место. Но правильно ли это? Я думаю, что это грубое отношение родителей только ухудшит и без того нелегкое положение. Если постоянно критиковать его, то уверенность ребенка в себе будет постоянно снижаться. В результате ребенок может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!» Как правильно заметила автор «Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.» Родителям надо постоянно поддерживать самооценку ребенка, чтобы не допустить глубокого разлада с самим собой и окружающим миром.
Каплунова выделяет несколько принципов поведения с ребенком:
1.Безусловно принимать его
2.Слушать его переживания и потребности
3.Бывать вместе
4.Не вмешиваться в те дела, с которыми он справляется сам
5.Помогать, когда просит
6.Поддерживать успехи
7.Доверять
8.Постоянно использовать в общении приветливые фразы и т.д.
Ведь детям, как и взрослым, хочется чтобы их уважали, любили и понимали, чтобы они были кому-то нужны, чтобы у них был успех в делах и учебе. Если все это, или хотя бы часть, будет, то у ребенка будет желание развивать свои способности, он станет уважать себя. «Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители» - говорит автор.
Я считаю, что родителям надо быть мудрее и не провоцировать своего ребенка на грубость, не надо обижать его, не читать нотаций. Родителям иногда нужно задумываться о том, что возможно и они вели себя так же в этом возрасте. И всеми силами и способами поддерживать ребенка в трудное для него время.
Каплунова дает понять, что: «Все дело в том, что подростки склонны к переживаниям. Самые смешные истории они склонны рассматривать чрезвычайно серьезно, как вопрос жизни и смерти». Если мы вмести с ними найдем смешное в происходящем, мы поможем им выбраться из кризиса.
И в заключение автор напоминает мудрое напутствие, которому я постараюсь следовать в дальнейшем: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нетРезультат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

Литература: «Классный руководитель № 6, 2004 год». Автор статьи – Каплунова С.В., учитель, г.Новоуральск.