Современная детская литература как школьный предмет


Процесс осознания и принятия ценностей начинается с самого раннего детства. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Важнейшим средством формирования ценностной системы подрастающего поколения всегда являлась литература. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Как известно, детская литература – произведения, написанные специально для детей с целью формирования их мировоззрения, эстетических запросов и расширения кругозора. Воспитательное значение такой литературы очень велико. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Это богатая пища для серьёзных размышлений о добре и любви и ненависти, дружбе и предательстве.
В школьный компонент программы был включен предмет «Современная детская литература», цель которого духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами свободного чтения. Курс рассчитан на три года, с 5 по 7 класс, и нацелен на совместную деятельность библиотекаря, учителя, ребенка, родителя.
Задачи курса: знакомить учащихся с СДЛ, ее особенностями, с современными детскими писателями; раскрыть связь с классической литературой, установить преемственность тем, проблем, идей; формировать духовно-нравственные ценности младших подростков, потребность в чтении, художественный вкус, умение ориентироваться в мире культуры; воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя.
Программа курса включает в себя новые материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет знания учащихся по литературе, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному, речевому развитию школьников, формированию духовно-нравственных ценностей.
Новизна программы определяется подбором недостаточно изученного литературного материала, что открывает перед участниками учебного процесса широкое поле для исследовательской деятельности.
Актуальность программы курса определяется тем, что он способствует духовно-нравственному воспитанию младших подростков, решает задачу социальной адаптации учащихся, стимулирует интерес к изучению современной литературы.
Так, при изучении рассказа Л.Улицкой «Капустное чудо», учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Л.Улицкой, проводят параллели с ранее изученными рассказами «Конь с розовой гривой», «Уроки французского», задумываются над важностью милосердия, доброго и внимательного отношения к людям, душевной чуткости. Продуктом урока является творческая работа «Чудо в моей жизни».
Сходную воспитательную цель по содержанию имеет урок по рассказу Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро», в котором также поднимается тема милосердия, человеческой уникальности, независимости, умения защищать слабого. На этапе рефлексии учащимся предлагается написать эссе «Легко ли быть рыжим?»
Такие духовно-нравственные ценности, как доброта, самопожертвование, сострадание, умение жить ради других, не унывать в любой жизненной ситуации затрагивает повесть Э.Портер «Поллианна». В ходе урока учащиеся выписывают из текста книги предложения, отражающие философию и мировоззрения главной героини, на основе которых составляется афиша «Уроки жизни от Поллианны».
В романе А. Гавальды «35 кило надежды» поднимаются такие темы, как ценность детства, семьи, выбор жизненного пути, значение труда и творчества в жизни человека, ценность личности.
Огромным духовно-нравственным потенциалом обладает книга А. Лиханова «Мальчик, которому не больно», которая заставляет задуматься о мужестве, силе духа, терпении больного от рождения мальчика, поразмышлять о ценности жизни и православных ценностях.
В 5ом классе учащимся предлагается познакомиться с книгами М. Парр «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал», М. Аромштам «Мохнатый ребенок» и ««Когда отдыхают ангелы»; с произведениями о животных Д. Пеннака «Собака Пес», В. Воскобойникова «Девочка, мальчик, собака»; современными литературными сказками С. Прокофьевой «Не буду просить прощения», А. Гиваргизова «В честь короля», сказочной повестью Д. Сабитовой «Цирк в шкатулке» и философскими произведениями: Э. Портер «Полианна», У. Старк «Пусть танцуют белые медведи», Э.-Э. Шмитт «Оскар и Розовая Дама». Тема школы глазами детей, ценности дружбы и взаимопомощи и роль учителя в жизни ребенка раскрывается в книгах А. Гавальды «35 кило надежды», С. Горбачева «Внеклассные уроки», А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее». Тема войны затрагивается в произведении Н. Сухининой «Прощание славянки» и С. Горбачева «Ни за что». Завершается курс современной детской литературы в 5 классе литературной гостиной, посвященной творчеству современных поэтов: М. Яснова, М. Бородицкой, Г.Дядиной, Л. Яковлева и др.
В 6 классе к прочтению предлагаются книги А. Жвалевского, Е. Пастернак «Гимназия №13», «Я хочу в школу», «Москвест», «Типа смотри короче» ,В. Крупина «Босиком по небу», трилогия «Заветное» Д.С. Лихачева, В.П. Астафьева, Г.В. Свиридова, В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей», В. Железников «Чучело» и «Чудак из 6 Б», Б. Минаев «Детство Левы», Ульф Старк «Чудаки и зануды», А. Лиханов «Кикимора» и «Лежачих не бьют», рассказы Е.Габовой и Л.Улицкой.
В курс изучения современной детской литературы в 7 классе входят книги: Е.Мурашова «Класс коррекции», Д.Сабитова «Три твоих имени», Монах Варнава (Е.Санин) «Мы до нас», «Белый гонец», «Святая святым», Хайтани «Взгляд кролика», Д .Пеннак «Глаз волка», Т.Крюкова «Костя+Ника», Михеева Тамара. «Лёгкие горы», Раин О. «Слева от солнца», «Отроки до потопа», «Человек дейтерия», «Игра в поддавки», У.Старк «Чудаки и зануды». Заканчивается изучение курса книжным фестивалем «Лучшая книга современного писателя»