ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Социальный прогресс – это поступательное развитие человеческого общества, вершиной общественного прогресса является создание условий для всестороннего развития личности. На современном этапе развития общества перед ним стоит задача дальнейшего совершенствования нравственного воспитания подрастающего поколения. Нравственное воспитание должно вырабатывать у детей твердые моральные убеждения, навыки поведения, обобщение этических представлений. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. На основе классификации видов знаний (по М. Н. Скаткину) Трофимова Е.Д. выделила три группы этических представлений, которые формируются у детей: об общечеловеческих ценностях и о нравственных качествах личности; о нравственных отношениях к окружающему миру; о сотрудничестве, о способах общения и взаимодействия [2].
При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми [1].
Поэтому вопрос о единстве пoведения ребенка и этических представлений особенно актуален в истории современной педагогики.
Основным и самым лучшим «воспитателем» для детей является книга. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Книга может вдохновить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, она помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
У детей младшего школьного возраста имеются начальные представления об этических нормах. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому для учителя важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, действительную и ложную помощь товарищу. Для этого необходимо использовать примеры из различных детских произведений. Они позволяют раскрыть школьникам сложность взаимоотношений между людьми, разнообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Рассказы в школьных учебниках подобраны таким образом, чтобы дети могли понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, необходимо, чтобы ученик видел, что так поступают уважаемые им люди. К.Д. Ушинский писал: “… то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении”[3]. Существуют методы, с помощью которых можно правильно воздействовать на ребенка.
Первый метод - словесное воздействие: читая произведение, учитель интонацией подчеркивает переживания героев и обращает свое внимание на переживания слушателей. Он просит детей рассказать, что они переживали, когда он читал им то или иное место произведения.
Второй метод – личный пример: учитель голосом, интонацией, мимикой должен показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.
Третий метод - упражнения в правильном поведении: педагог должен формировать у школьников формы поведения, в которых реализовались бы убеждения школьника. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно научаются выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.
Четвертый метод – роль одобрения и осуждения: одобрение, поощрение служат закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание, наказание являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.
Таким образом, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения – в неразрывном единстве всех этих проявлений. Для этого существуют различные средства и методы, которых учителя должны придерживаться в своей работе.
Список литературы:
1. Никитина Л. Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.
2.Трофимова, Е.Д. Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.02 / Трофимова Елена Давидовна; [ГОУ ВПО - Урал. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург: 2004. - 22,[1] c.; 21 см.
3. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений[Текст]: в 11 т. Т. 2./ К.Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР,1985.