Презентация к уроку по повести В.Быкова Обелиск


Старайся исполнить свой долг и тотчас узнаешь, чего ты стоишь.Эмерсон Нравственные истоки героизма (на примере повести В.Быкова «Обелиск»). Цель урока: 1. Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне .2.Развитие умения целостного анализа художественного произведения.3.Воспитание духовно – нравственной личности, умеющей сострадать, помнить героическое прошлое своего народа. .Оборудование : портрет В.Быкова, выставка книг о Великой Отечественной войне, компьютер, презентация В жизни всегда есть место подвигу… Что такое Совесть ? Что такое Совесть ? - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке;-внутреннее сознание добра и зла;-тайник души, в котором отзывается одобрение каждого поступка;-способность распознать качество поступка;-чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла;-небольшая любовь к добру и истине;-прирожденная правда в различной степени развития. Самопожертвование- приглушение в себе всех мирских страстей и жизнь для других.Честь- нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души.Подвиг- доблестный поступок.Долг- обязанность человека по отношению к обществу. Гуманизм- человечность, милосердие, любовь к ближнему.Память- свойство души хранить, помнить, не забывать прошлого. И ПУСТЬ НЕ ДУМАЮТ,ЧТО МЕРТВЫЕ НЕ СЛЫШАТ, КОГДА О НИХ ЖИВЫЕ ГОВОРЯТ. «Память противостоит уничтожающей силе времени…»(Д.С.Лихачев) Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в городе Бычки Ушацкого района Витебской области. Обучался на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Окончил Саратовское пехотное училище. В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии. Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 году, однако творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского строя В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР ( за повести «Обелиск», 1971 г., и «Дожить до рассвета», 1973 г.), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды»Народный писатель Беларуси умер 22 июня 2003 года в 20часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском. Произведения В.Быкова. Журавлиный крик (1959)Эстафета (1959)Болото (1961)Альпийская баллада (1963)Западня (1964)Сотников (1970)Обелиск (1971)Глухой час ночи (1972) Два рассказа (1972)Дожить до рассвета (1972)Волчья стая (1975)Его батальон (1976)Пойти и не вернуться (1978)Знак беды (1983)Карьер (1986) Книги В.Быкова о войне Книги В. Быкова о войне Какие проблемы поставлены в повести? Где происходят события, описанные в произведении? Назовите главные нравственные координаты повести «Обелиск». Главный герой повести «Обелиск», написанной в 1971 году -сельский учитель Алесь Иванович Мороз. Он добровольно сдался немцам, понимая, что в живых его не оставят, не спасет он и своих учеников. Правильно ли он поступил? Школа. Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Найдите в тексте примеры, подтверждающие «часы ученичества», полученные ребятами в школе. - В чем прочность родства детей и учителя? Какие качества воспитывал Мороз в своих учениках Как ребята усвоили уроки своего учителя?На что рассчитывали фашисты, объявив: придет Мороз – учеников отпустят? Что им было выгоднее : чтобы он пришел или нет? Почему Мороз сделал именно такой выбор ? - Так что заслужил Мороз: забвения или памяти?- Что совершил при жизни? Какой след он оставил?- Прослеживается ли связь поколений, в чем она?- Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам? Чья позиция вам ближе ? Почему? Ксендзов: «Что он такое совершил? Убил он хоть одного немца? Особого подвига за этим Морозом не вижу…» Ткачук: «Он сделал больше, чем убил бы сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». Подвиг – героический, самоотверженный поступок, совершенный в опасных условиях, связанных с риском. Самоотверженный, тяжелый труд; важное дело, начинание. Большой толковый словарь русского языка РАНПодвиг - доблестный поступок, дело, важное, славное деяние. В.И.Даль. «Словарь живого великорусского языка» «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми. (Ю. Фучик) «Реквием» Р. Рождественского :Песню свою оправляя в полет,Помните о тех, Кто уже никогда не споет,Помните!Во все временаБессмертной земли Помните!К мерцающим звездамВедя корабли, О погибших помните!Встречайте трепетную весну,Люди Земли !Убейте войну,Прокляните войну, Люди земли Мечту пронесите через года И жизнью наполните Но о тех, Кто уже не придет никогда, Заклинаю,помните! Домашнее задание: написать сочинение – эссе НА ТЕМУ «Что является нравственными истоками героизма? (на примере повести В.Быкова «Обелиск»)»