Статья. Игровые технологии. Влияние игры на развитие личности школьника.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
Заозёрова Светлана Ивановна.
Учитель начальных классов СШ № 24 города Жезказгана.
Руководитель группы «Игровые технологии».

Долгое время педагоги и психологи недооценивали роль игры в школьном возрасте. Полагали, что с поступлением ребёнка в школу, игра перестаёт занимать в жизни детей сколько-нибудь значительное место. Но уже с 60-х годов ведутся исследования о выявлении особенностей игры школьников и поиски способов её применения. Обучение в школе интенсивно обогащает внутренний мир ребёнка. Рассказы учителя, чтение книг о героях вызывает у детей желание быть похожими на них. Невозможность приблизиться к миру взрослых компенсируется игрой.
Ребёнок не может жить без активности, без игры. Самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет жизни ребёнка, и поэтому потребность в игре особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребёнка, его отношение к действительности, к людям. (1)
Методика педагогического применения игры будет правильной в том случае, если удастся сохранить всю прелесть творческого характера игры.
Воспитательные возможности игры не вызывают сомнений. Игра затрагивает все стороны личности ребёнка – его ум, чувства, воображение, волю.
Известные слова М.Горького «Игра для детей – путь познания мира» получили широкое применение в педагогике.
Игра влияет на развитие личности ребёнка. Он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых, приобретает основные навыки общения. Дети ориентируются на достижения сверстников, стремятся быть лучше. Стремление «быть лучше» создаёт мотивы успеха, является одним из условий способности осознавать свои достоинства и недостатки. (2)
Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру. Игры, чаще всего, отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в разные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих отношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, мышления, наблюдательности.
Игры движутся от предметных к ролевым, от ролевых к дидактическим. В дидактической игре интерес перемещается к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. (3)
По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. Дидактические игры особенно необходимы в младших классах. Игра привлекает внимание даже самых инертных маленьких школьников. Постепенно у детей пробуждается интерес к учебному предмету.
В зависимости от материала, дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, печатные игры и словесные игры. Все основаны на принципе наглядности. Наиболее сложные словесные игры, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления. Дети учатся высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения.
Для успешного обучения грамоте и математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала.
Материальная форма действия является исходной, внешне-речевая предполагает рассуждения, умственная форма действия осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированы представления и понятия.
Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно образного и словесно-логического. (4)
На уроках должны иметь место игры на разные виды деятельности:
- исполнительскую;
- воспроизводящую;
- преобразующую;
- поисковую.
В условиях двенадцатилетней школы дети начинают обучение с 6 лет.
Шестилетки – особый народ. Внимание и запоминание у детей 6-7 лет слабые, особенно если учение не захватывает. Значит в урок должны быть введены игры и игровые ситуации. Дети чрезмерно подвижны и не могут спокойно высидеть 15-20 минут – надо давать выход их энергии.
Игровые мотивы и организация игр.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
- Учащиеся учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
- При решении коллективных задач используются различные возможности учащихся; дети осознают полезность быстро соображающих, тщательно работающих и осмотрительных.
- Совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
2. Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к людям.
3. Познавательные мотивы:
- Каждая игра имеет результат, стимулирует к достижению цели.
- Игроки изначально равны. Результат зависит от самого игрока.
- Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся погружаются в историческую обстановку.
- Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
- Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие создаёт комфортное состояние на уроках.
- В иге всегда есть таинственно-неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, толкает на поиск ответа.
Если игра коллективная, необходимо хорошо знать состав играющих, их развитие, физическую подготовленность, способности возраста, интересы. В играх осуществляются цели нескольких уровней.
Первая: удовольствие от процесса игры.
Вторая: функциональная, она связана с выполнением правил игры.
Третья: она отражает творческие задачи – разгадать, распутать, добиться результата.
Основные принципы организации игры:
- Отсутствие принуждения любой формы.
- Принцип развития игровой динамики.
- Принцип поддержания игровой атмосферы.
- Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
- Принцип перехода от простейшего к сложным игровым формам.
Урок-игра требует определённых правил:
Предварительная подготовка. Должны быть заранее распределены роли.
Обязательные атрибуты игры: оформление, перестановки.
Обязательна констатация результата игры.
Компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты необучающего характера.
Перед учителем стоят задачи:
- Опираться на достижения предыдущего возраста.
- Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста.
- Подготовить почву для последующего возраста. (5)
Безусловно одно: воспитательная, образовательная ценность игр зависит от участия в них педагогов.
Главное – уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Игровые формы работы позволяют расти как ученикам, так и учителю.


ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. – М.: Просвещение, 1990.
Волина В.В. Игра – дело серьёзное. – С.-Пб.: Дидактика Плюс, 1999.
Спиридонова В.С. Играя учимся математике. – М.: Просвещение, 1993.
Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
15