УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АККОМПАНЕМЕНТ (фортепиано)

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа№1» г.Тайшет


Принято протоколом
педсовета
№_________________
от ____________2010г.




УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУДОД
ДМШ№1 г.Тайшет
________________Ляшенко Г.А.




УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету

АККОМПАНЕМЕНТ
(фортепиано)
Для учащихся 6-7 классов
по ОП «Инструментальное исполнительство»
Возраст учащихся 13-16 лет



Составитель:
Преподаватель МКОУ ДОД
ДМШ №1 г.Тайшета
Квасова И.А.







г. Тайшет
2010
Пояснительная записка

Настоящая программа разработана с целью систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.
Программа составлена на основе программы «Класс аккомпанемента. Составители : Л.Н. Андреева, Ю.М. Андреев. Красноярск. 2001 г.».
Цель занятий в классе аккомпанемента – приобщение учащихся к живому музицированию, развития у них музыкальных способностей и понимания музыки.
Задачи программы: формирование практических навыков аккомпанирования; воспитание чувства партнерства, сопереживания, ответственности; знакомство с вокальной и инструментальной литературой разных эпох, стилей и жанров; развитие навыков чтения с листа, транспонирования; расширение общего кругозора музыканта.
Аккомпаниаторская практика стимулирует появление у учащихся ритмической воли, способствует расширению динамического диапазона, развитию тембрового слуха.
Следует иметь в виду, что типы аккомпанементов могут быть разными: гармоническое сопровождение (чередование бас-аккорд), арпеджированные аккорды, либо аккордовые фигурации, полифонический тип сопровождения, смешанный тип сопровождения с элементами подголосочности. Последовательность изучения этих типов аккомпанементов примерно такова, как она записана выше. Постоянное наличие нотного текста перед глазами хорошо развивает ориентировку в нотах, влияет на формирование ясных внутренних слуховых представлений учащихся.
Условия реализации программы
Занятия аккомпанементом проводятся в рамках времени, отведенного учебным планом на изучение предмета по выбору, в объеме 1 часа в неделю на ученика.
Данная программа предусматривает индивидуальную форму работу с учащимися 6-7 классов. Форма организации учебного процесса – урок. Используются различные методы обучения.
Для успешной реализации программы необходимо наличие квалифицированных кадров, имеющих практический концертмейстерский опыт, знающих обширный репертуар, представляющих его сложности и особенности, а также владеющих методикой преподавания данного предмета. Непременным условием реализации программы является также наличие квалифицированных иллюстраторов (солистов).
Учет и контроль успеваемости
Произведения, изучаемые в классе аккомпанемента, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося.
Промежуточная аттестация осуществляется в виде зачета в 6 классе, итоговая – в виде экзамена в 7 классе.

Содержание

В течение года ученик проходит 4-6 произведений различных стилей и жанров.
В работе над репертуаром педагог может добиваться различной степени завершенности исполнения музыкальных произведений. Некоторые из них могут быть детально изучены с обязательной домашней проработкой. Часть репертуара проходится эскизно.
Работу с учащимися следует вести по следующему плану:
Начинать работу лучше с простейших инструментальных пьес,
чтобы обратить внимание учащихся на особенность сольной партии.
Дать учащемуся сведения об инструменте, которому ему предстоит аккомпанировать. Это сведения о специфике инструмента, тембровой окраске, динамике голоса, тесситуре.
Особое внимание необходимо уделять изменениям в темпе, синхронности исполнения темпа, динамики, штрихов.
Синхронность – это первое техническое требование совместной игры: вместе брать и снимать звук, переходить к следующему, вместе считать и слушать паузы.
Работа над штрихами ведется педагогом вместе с иллюстратором. Необходимо раскрыть специфику исполнения на скрипке: деташе, спиккато, мартале, пиццикато.
В 7 классе необходимо учить учиться транспонированию:
начинать с тональностей, не имеющих знаков альтерации при ключе;
ритмическая организация должна быть самой простой;
при необходимости следует упрощать фактуру, но с соблюдением мелодической линии.
Зачет в 6 классе - 2 разнохарактерных произведения один раз в учебном году либо по одному произведению 2 раза в учебном году.
Экзамен в 7 классе - исполняется 1 произведение.

Примерные репертуарные списки

Предлагаемый данной программой репертуар предназначен для работы с учащимися старших классов.
Репертуар подбирается для каждого конкретного ученика, с учетом его игровых возможностей, музыкального и интеллектуального развития. При выборе репертуара следует помнить, что новые задачи, стоящие перед учеником, предпочтительнее решать вначале на более легком репертуаре.

1. Алябьев. «Соловей».
«Я вижу образ твой».
«Нет, не люблю я вас».
2. Булахов. «Не пробуждай воспоминаний».
«Гори, гори, моя звезда».
3. Варламов. «Горные вершины».
«Белеет парус одинокий».
«На заре ты ее не буди».
4. Глинка. «Сомнение».
«Жаворонок».
5. Гурилев. «Матушка-голубушка».
6. Даргомыжский. «Мне грустно».
«Я вас люблю».
7. Римский-Корсаков. «Не ветер вея с высоты».
8. Чайковский. «Мой Лизочек».
«Колыбельная песня в бурю».
9. Шуберт. «Утренняя серенада».
10. Шуман. «Я не сержусь».
11. Шопен. «Желание».
12. Григ. Соч. 18 № 7. «Избушка». Соч. 48 № 6. «Сон».




























Список литературы

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. – М., 1978.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М., 1974.
Браудо И. Артикуляция. – Л., 1961.
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
Крюкова В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.
Маккинон Л. Игра наизусть. – Л., 1967.
Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. – М., 1967.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – Киев, 1977.
Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997.
Программа по фортепиано для детских музыкальных школ. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры. Министерство культуры СССР. – М., 1991.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М., 1971.