Почему исследовательская работа в школе важна для педагога и только потом для ученика.


Почему исследовательская работа в школе важна для педагога и только потом для ученика.
Восточная мудрость: «Любить может научить
только тот, кто находиться в состоянии любви»
Творческие работы – понятие широкое, объединенное смыслом термина творчество. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата (Википедия).
Для того чтобы создать качественно новые материальные и духовные ценности необходимо иметь внутреннее побуждение - вдохновение для творческого процесса. Творческий процесс не возникнет на пустом месте без определённых подготовительных процессов, которые создают видение новых идей. Основным этапом для творческого вдохновения должна быть информационная составляющая:
1) изучение различных источников информации в выбранном направлении.
2) коммуникабельность, которая помогает при беседах с коллегами, с профессионалами в данной области, просто с интересными людьми расширить наш кругозор и создать благоприятную почву для появления темы которую захотелось бы исследовать.
Внутреннее горение учителя создаёт вокруг него атмосферу, вибрацию попадая в которую в учениках появляется желание постигать этот мир, исследовать его, изучать что-то новое непознанное ими. Они входят с учителем как-бы в резонанс и усиливают данное состояние, которое выливается в исследовательскую деятельность.
Вывод 1. Для того чтобы подойти к исследовательской работе с учениками необходимо чтобы сам педагог находился в определённом тонусе, «внутреннем горении», иметь творческую жажду что то исследовать.
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследование это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма в естествознании можно считать следующую последовательность действий:
- наблюдение объекта (явления);
- фиксация определенных параметров объекта, с помощью адекватных методик;
- теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации.
Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.
Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.
Благодаря активной позиции в поиске нового знания учитель повышает свой профессиональный уровень и тем самым создаёт благоприятную ситуацию, при беседах с учениками, возбуждая у них интерес к изучению нового и неизвестного.
Вывод 2. Самый быстрый способ обучения это собственный пример. Если учитель внутри организован, горит интересом к исследованию, следовательно, он заражает своим состоянием ученика и очень быстро передаёт ему желание что-то исследовать.
Ученическое исследование, безусловно, имеет определённое отличие от научного: цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Проектная деятельность учащихся, позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят, при этом знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив публичным докладом на уроке по защите своей позиции.
Опыт публичного выступления снимает многие страхи перед своими сверстниками. Даёт опыт отстаивания своей точки зрения. Создаёт чувство уверенности, когда действительно в работу вложена не только информация но и частица своей души. Активное участие вместе с преподавателем в работе над конкретной темой формирует у учащегося концентрацию внимания, мобилизацию сил в заданном направлении, умению не распылять свои силы, а прикладывать их для получения результата. Опытный учитель не стремится всё проделать за ученика. А наоборот старается только направлять и помогать в организации самостоятельного добывания знания и результата. Тем самым создавая успешную защиту ученика во время публичной защиты на конференции.
Вывод 3. Достойное выступление учащегося возможно только в случае организации педагогом самостоятельной активной деятельности в выбранном направлении.
Педагог, который только первый раз приступает к исследовательской работе, при определении темы должен учитывать материальную базу. Без материальной базы, не возможно получить качественный результат. Для того чтобы сделать интересную работу нужен фактологический материал с которым будет работать ваш ученик. Это важно и для самого ученика, где он увидит, что предшественником получения нового знания необходимо опираться на опыт и знания предыдущих открытий. Это как клубок потянешь за кончик ниточки и можно раскрутить из простой темы, в большую и интересную.
Следующий важнейший этап это умение оформить работу. Оформление работы разбивается на две составляющие:
- в виде статьи, в которой вы подробно по плану заносите все ваши разделы, в которых будут ваши фотографии, табличные данные, графики, выводы и заключения.
- и презентация, в которой вы должны в очень понятной форме с минимальным количеством текста донести суть своей работы.
Я считаю, именно умение презентовать свою работу очень хорошо развивает и организует ум, как учителя, так и ученика, чётко без лишних слов предать самую главную мысль, то новое что вы пытались исследовать.
Заключительный этап это умение педагога подготовить ученика к выступлению на аудиторию. Достойное и успешное выступление своей работы будет только в том случае когда будут выдержаны условия, которые перечислены выше:
- умение учителя создать условия для максимального участия ученика в исследовательском процессе - это и поиск темы исследования, работа с различными источниками информации в выбранном направлении и создание материальной части для успешной реализации задуманного;
- мастерство учителя научить ученика не терять главное в ходе рутинной работы и провести красной чертой при оформлении через всю статью и презентацию;
- чётко увязать поставленные задачи с полученными выводами;
- не привязываться к предполагаемому результату, а уметь любой полученный результат оформить как новое знание;
- показать перспективу развития вашей темы и её практическое применение;
- во время подготовки к презентации задача учителя как психолога настраивать ученика не на победу, а на желание поделится своими результатами с другими ребятами. Талант учителя убрать элемент соревнования при защите - это очень важно для психики ребёнка.
Заключение.
Вернёмся к восточной мудрости: «Любить может научить только тот, кто находиться в состоянии любви», поэтому любой педагог желающий получить достойный результат сам должен активно работать в этом направлении и только потом увлечь своей активной деятельностью учеников. Успехов вам друзья!
Источники информации:
1.Что такое хорошая исследовательская работа. http://urokiistorii.ru/learning/method/517522. Что такое исследовательская работа. http://pandia.ru/text/78/263/92398.php
3. Исследовательская деятельность учителя http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/metodicheskaja_rabota_uchitelja/issledovatelskaja_dejatelnost_pedagoga/10-1-0-23#.VvnWMX1Byvg
4. Исследовательская и проектная деятельность http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2
5. Доклад: «Научно – исследовательская деятельность учащихся» http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html