Методическая разработка по теме: «Цветочная фантазия из соленого теста» (Мастер-класс для педагогов)

Управление образования Администрации г. Электросталь
Московской области
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «РОСТОК»










Мастер-класс

«Цветочная фантазия из солёного теста»



Педагог дополнительного образования:
Дудина Ирина Владимировна

























Г. о. Электросталь
2014 год
МАСТЕР-КЛАСС
педагога дополнительного образования Дудиной И. В.
для учителей ИЗО и педагогов дополнительного образования.


Тема: «Цветочная фантазия из солёного теста».

Цель: способствовать повышению мастерства педагогов через реализацию активных форм работы.
Задачи:
Познакомить педагогов с эффективными приемами и методами работы с соленым тестом на примере создания растительных и цветочных элементов и последующим композиционным решением.
Способствовать творческой самореализации педагогов.
Создать психологически комфортную обстановку.

План проведения:
Подготовительный этап.
Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
Постановка целей и задач мастер-класса.
Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (соленое тесто, скалка, стеки, расческа, ножницы, емкость для воды, кисть №2 или №3, куски ткани, клеенки, основа из оргалита).
Оформление помещения творческими работам педагога и обучающихся (этапы выполнения, образцы работ).
Основной этап.
Встреча гостей.
Представление педагога методистом или самопрезентация педагога. Рассказ об истории возникновения соленого теста и особенностях методики работы с тестом педагога-мастера.
Практическая часть.
«Цветочные мотивы» (техника, этапы и приемы выполнения листьев, лепестков, цветов, шишек и т.д.).
« Композиция в ромбе, круге» (составление композиции на основе из оргалита).
Заключительная часть.
3.1 Обобщение, выводы, предложения.
3.2 Ответы на вопросы, рекомендации.
Подведение итогов
4.1 Анализ занятия и оценка результатов.
4.2 Выступление зрителей.
4.3 Подготовка отзыва педагогу.


1. Введение.

1.1 История возникновения лепки из соленого теста.

В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.

Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме.

Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны, поэтому стали добавлять соль в большом количестве. История не сохранила имени того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделие.

Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами.

В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку.

Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.

В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.

1.2 Значимость искусства лепки из соленого теста.

Все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста. Этому способствует доступность материала, а также простота техники, что позволяет полностью сосредоточиться на воплощении творческих замыслов в поиске новых решений и различных художественных экспериментов.
Одним из разделов моей работы с детьми по изобразительному искусству и самым любимым у детей является лепка из соленого теста. Этим видом искусства дети могут заниматься с любого возраста, так как соленое тесто является экологически-чистым материалом.
Занятия лепкой очень полезны:
Они развивают мелкую моторику у детей, которая способствует развитию мышления и улучшению памяти;
Занятия лепкой являются одним из методов арт-терапии, терапии посредством искусства, они успокаивают и гармонизируют, помогают отдохнуть, снять напряжение, расслабиться, почувствовать себя успешным;
Они расширяют художественный кругозор, формируют нравственное представление и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

2. Развитие композиционных навыков в процессе лепки из соленого теста.

2.1 Понятие композиции.
Композиция – это составление, соединение частей (элементов) в единое целое и их взаимное расположение в художественном произведении. Иван Николаевич Крамской писал: «Композиции нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное» .
Для развития композиционных навыков детей знакомят с этапами выполнения композиции.
Для выполнения любой композиции необходимо выбрать тему. Тема может быть разной и состоять из 2-х элементов (ежик с грибком, мышь с сыром и т.д.) и более элементов («Цветочная композиция», композиция «Весна», «Весеннее настроение» или рамочки для фото). Взаимное расположение элементов имеет большое значение в композиции. Композиция должна хорошо смотреться, не должна загромождаться мелкими элементами, и в то же время не быть пустой.
Большое значение имеет выбор формата.
Формат – это размер площади размещения элементов композиции.
Существует много вариантов композиции : симметричная, ассиметричная, композиция в круге, овале, ромбе, квадрате, прямоугольника.
Следующим этапом композиции является составление эскиза, в котором выбирается расположение главного элемента.



2.2. Теория вымешивания теста и инструменты для работы.

Составление композиции начинается с приготовления соленого теста. Один стакан соли (мелкой), 1 стакан муки, добавить 0.5 стакана воды воды, постепенно перемешивая. Тесто готово.
Готовность теста определяется его эластичностью. Оно не должно крошиться и прилипать к рукам.
Для работы с соленым тестом понадобятся самые разнообразные инструменты:
Скалка (для изготовления плоских изделий).
Стеки из коробки с детским пластилином.
Трубочка от упаковки с соком (ей удобно делать отверстия для подвешивания фигурок).
Давилка для чеснока (для создания длинных и коротких волокон).
Расчески (для имитации фактуры или прожилок).
Ножницы (для подрезов чешуек или иголочек).
Колпачки от фломастеров (для создания рельефной поверхности).
Также необходимы следующие принадлежности: клеенка, основа из оргалита, кисточка, баночка с водой, полотенце.


2.3. Технология лепки из соленого теста.
Технология лепки подразумевает знакомство с приемами и методами работы с соленым тестом на примере создания растительных и цветочных элементов и последующим композиционным решениям.

2.3.1. Лепка листьев.

1-ый способ.
Скатаем 5-6 шариков.
Разминаем каждый шарик в лепешку.
Вытягиваем вдоль и заостряем по 2-м сторонам, получаем «плоскую лодочку».
Для получения рисунка на листочках нажимаем стекой вдоль листа – делаем центральную прожилку и к ней под углом наносим прожилки в виде елочки.



2-ой способ.
Раскатаем из теста колбаску.
Отрезаем стекой нужное количество дисков.
Прищипываем и заостряем каждый диск с одной или с 2-х сторон в зависимости от конфигурации листьев.
Рисунок на листочках можно получить при помощи расчески.
Наносим центральную прожилку зубчиками расчески.
Этим же методом на половину листочка наносим рисунок под углом (как в предыдущем случае).
На другой половине листочка наносим прожилки плоской частью зубчиков расчески.

2.3.2. Лепка роз.
1-ый способ.
Скатаем 5-8 шариков.
Расплющиваем в ладонях каждый шарик в лепешку.
Разминаем пальцами лепешку до тоненького блинчика.
Превращение в розу начинается с первого лепестка – центральный блинчик скручиваем в трубочку.
Остальные блинчики накладываем поочередно то с одной, то с другой стороны, придерживая за нижнюю часть цветка.
Отрезаем стекой нижнюю часть цветка.
Расправляем лепестки – роза готова.



2-ой способ.
Готовые блинчики (примерно 10 штук) раскладываем в плоскую «гусеницу» так, чтобы каждый последующий блин перекрывал предыдущий на 2/3 части.
Разрезаем «гусеницу» вдоль стекой.
Скручиваем половину «гусеницы», начиная с последнего блинчика. Тоже самое делаем с другой половиной гусеницы.
Расправляем лепестки у роз. Получаем 2 розочки.


2.3.3. Лепка цветов.

Лепка цветка из «ракушек».

Лепка «ракушек» начинается также, как лепестки роз.
Лепим кружки (диски) меньшего размера (4-6 штук).
Прищипываем носик.
Наносим продольный рисунок плоской частью расчески путем нажатия.
Придаем объемность лепестку путем загиба краев кружка внутрь. Получили лепесток-«ракушку».
Соединяем лепестки ракушки в цветок.
Делаем сердцевину.
Катаем шарик, на него наносим любой отпечаток.
или
Лепим тоненькую колбаску, скручиваем в виде спирали или улитки.



Лепка цветов из фактурных «червячков».

Лепестки для этих цветов вылепливаются из тонких «колбасок» или «червячков».
Для придания «колбаске» рельефа (поперечные вмятины) путем нажатия плоской части расчески производим возвратно-поступательные движения.
Из полученных рельефных «червячков» получаем лепестки для цветка разной формы.
Лепестки собираются в цветок с сердцевиной по вашей фантазии (в виде улитки, ромашки и т.д.).





2.3.4. Лепка шишек.

Катаем шарики (3 штуки) и придаем им форму яйца.
Работаем ножницами по созданию чешуек – подрезаем под наклоном к центру овала.
Пальцами приглаживаем чешуйки. Шишка готова.






2.3.5. Лепка травки.
Элемент травки выполняется при помощи приспособления для размятия чеснока.
Путем выдавливания теста через чеснокодавилку получаем тонкие нити травки.
Длину травки регулируем по порциями закладываемого теста.
Из нитей можно скомпоновать лучи солнца, водоросли морской растительности, травку на лугу, волосы у кукол, хвосты и крылья птиц, плавники у рыб и т.д.


2.4. Практика составления композиции.
Основой для составления цветочной композиции служит:
оргалит в форме круга, овала, квадрата, ромба и т.д., загрунтованного с ребристой стороны любой масляной краской или гуашью с клеем ПВА.
само соленое тесто, раскатанное в разные формы.

Варианты составления композиции:
Композиция начинается с изготовления рамки из соленого теста, как одной из главной в композиции, на которую наносятся элементы цветочного узора например, подкова (см. приложение).
Композиция начинается с центральной части, как основной, выбрав в центре главный элемент, а рамка выполняется как второстепенная.
Композиция выполняется ассиметрично, где главный элемент расположен вне осевой линии.

Изучив технологию лепки элементов из соленого теста, дети активно применяют ее в своих работах, например декоративные рамки для фото. На фоторамке композиция барельефа зависит от настроения и замысла ребенка: может быть простой или сложной, строгой или шуточной, пестрой или сдержанной по цвету.
Дети очень активно работают над созданием коллективной композиции. Эта работа их объединяет, увлекает творческим процессом, развивает воображение и фантазию, стремление к новому, неизведанному.
Коллективная работа «Весна» выполняется на твердой основе из оргалита. В начале работы создается эскиз и переносится на основной формат. Главным элементом в композиции «Весна» является девочка «Веснянка». Лепка начинается с крупных форм и накладывается по эскизу на оргалит. Детали крепятся к основе при помощи клея ПВА. Отдельные детали (оборки платья, узоры в виде шариков для украшения платья) делаются более рельефными, выступающими над лепной поверхностью и приклеиваются обычной водой.
Способов украсит поверхность одежды много. Поэтому дети применяют все свои навыки и умения работы с тестом, проявляя выдумку, изобретательность и фантазию. После сушки лепного изображения дети включают в работу цвет, предварительно составив палитру из нежных цветов (см. приложение).
Методика работы с коллективной композицией довольно разнообразная.
В коллективной композиции «Веселое настроение» этап выполнения творческой работы (после эскиза) начинается с создания из теста птиц, цветов, бабочек, применяя полученные навыки и умения. Дети работают с большим интересом, энтузиазмом, вдохновением, так как лепка из соленого теста – самое любимое занятие. Во время сушки готовых элементов композиции дети расписывают твердую пластиковую основу (можно основу из оргалита). Сушка элементов происходит в духовом шкафу при температуре 40-45 градусов или на отопительных батареях. После сушки лепнины дети раскрашивают поделки по своему замыслу гуашевыми или акриловыми красками. Последний этап включает в себя соединение всех деталей в общую композицию. Сухие поделки крепятся к цветной основе клеем ПВА или Титан S по заданному эскизу.
Для придания композиции товарного вида и для длительного хранения ее покрывают лаком (учитель вне урока).

Ассиметричная композиция




Поэтапное выполнение композиции в круге,
выполненное педагогом-автором





Композиция в круге и в ромбе.





3. Заключение.
Композиции из соленого теста многочисленны и разнообразны. Они многообразны, как и создававшая их культура народов. Но без определенных знаний, навыков, композицию создавать невозможно.
Следует помнить, что лепка из соленого теста наряду с живописью, музыкой, театром, поэзией является гранью художественной культуры. И для глубокого проникновения в художественную атмосферу эпохи чрезвычайно желательно овладеть навыками этой культурной деятельности.
Всё познается в сравнении. Если сравнить лепку из теста и глины, мы наблюдаем немало преимуществ лепки из теста:
Доступность и дешевизна материала;
Экологичность;
Легкость работы;
Возможность придания любых форм и цветов.

Лепка из соленого теста не перестает удивлять и поражать своими возможностями в творчестве.
Очень обидно, что в школах, детских садах очень мало времени отводится этому разделу, ведь лепка очень актуальна и решает многие проблемы здоровья детей. Тесто – прекрасный проективный диагностический материал, и конечно замечательный материал для коррекции и развития.
Лепка из соленого теста помогает в работе психологам, педагогам, арт-терапевтам.
4. Список литературы.
Н. А. Горяева., В.О. Островская. Изобразительное искусство. Учебник 5 класса. Москва. Просвещение. 2006 год.
Н. М. Конышева. Лепка в начальных классах. Москва. Просвещение. 1985 год.
М. Н. Конышева. Технология. 4 класс. Секреты мастеров. Москва. Просвещение. 2004 год.
М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский дом МСП. 2007 год.
Ирина Хананова. Удивительное соленое тесто. Москва. Аст-Пресс. 2007 год.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Москва. 1961 год.
 Н. М. Конышева. Лепка в начальных классах. Москва, «Просвещение», 1985 г. Стр. 4.
 «Краткий словарь терминов изобразительного искусства». Под ред. Г.Г. Обухова. Советский художник. Москва. 1961 г. Стр. 75.









13PAGE 15


13PAGE 14415




#
· 15