План-конспект урока по лепке Натюрморт из овощей и фруктов (2 класс)


Горбунова Земфира Расимовна,
преподаватель МБУ ДО«Уинская детская школа искусств»
План – конспект открытого урока по предмету «Лепка», 3 класс
(3 год обучения по предпрофессиональной программе «Живопись»)
ДШИ, с. Уинское, 15.12.2016 г.
Тема: «Натюрморт»
Класс: 3 класс (3 год обучения по предпрофессиональной программе «Живопись»)
Длительность урока: 45 мин. (теория, начало практической работы) + 45 мин.(Завершение работы)
Место проведения: МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»
Цель: формирование умение вместе объединять вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт.
Задачи урока:
- познакомить с жанром живописи – натюрмортом
- формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их форма, колорит, манера исполнения - Развивать творческую и познавательную активность);
- учить точно передавать в лепке форму и другие особенности изображаемого предмета; закрепить приемы лепки;
- развивать эстетический вкус.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя: презентация и мультимедийное оборудование; Репродукции художников с изображение натюрморта, работы учащихся МБУ ДО «Уинская ДШИ» старших классов, пластилиновые работы, муляжи фруктов и овощей корзинка(тарелка).
Для обучающихся: картонка-основа, пластилин цветной, дощечка, стеки разной фактуры, салфетка.
Ход урока:

слайда Содержание урока Время
1
1. Организационный момент
Объявление темы урока:
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по лепке на тему: «Натюрморт из овощей и фруктов» 1
мин
2. Целеполагание урока:
- Рассмотреть и изучить жанр живописи «Натюрморт»;
- Закрепить навыки работы с пластилином. 2 3. Ознакомление с новым материалом:
- Посмотрите на слайд и скажите, что лишнее?
(Ответы детей)
- Правильно! На трех картинках из трех изображен натюрморт , на лишней картинке, изображен пейзаж.
3
мин
3 Что же на ваш взгляд означает слово «Натюрморт»?
(Ответы детей)
- Правильно! (читаем определение из словаря)
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
4 - Давайте рассмотрим картину
Владимира Федоровича Стожарова «Чай с калачами».
- Какой предмет сразу бросается в глаза? (самовар).
- А как вы думаете, почему? (Правильно, потому что расположен в центре, выделяется цветом и размером – он блестящий, большой).
- А что находится за самоваром? (Правильно, поднос черного цвета, на котором самовар выделяется еще больше).
- Какие еще предметы находятся возле самовара? (чашка с блюдцем, крынка, калачи в тарелке, связка баранок).
- Почему калачи и баранки видны так хорошо? Правильно, потому что они светлые. 5 Таким образом, художники тщательно продумывают каждую деталь натюрморта, прежде чем нарисовать его, подбирают предмет, который становится композиционным центром, а также другие предметы нашего быта, которые своим цветом, размером, контрастными сочетаниями не отвлекают от композиционного центра.
6 4. Закрепление(выполнение творческого задания)
Пришло время проверить, как вы усвоили изученный материал.
- Хотите поиграть в художников?
- Прежде, чем приступить к созданию натюрморта, нам нужно подобрать нужные предметы, и красиво расположить их рядом друг с другом. Вот здесь на столе лежат разные предметы, из которых мы попробуем составить натюрморт.
- Как вы считаете, какой из этих предметов сразу бросается в глаза и почему? Правильно, это кувшин – он больше остальных предметов по размеру. Хорошо, для нашего главного предмета нужно подобрать контрастный фон, на котором он будет хорошо выделяться.
- Какой платок нам лучше всего выбрать, темный или светлый? Если кувшин темный, то лучше подобрать платок светлого цвета. - Какой предмет у нас остался? Правильно, корзина для фруктов и овощей. Но вот беда, она пустая.
- Где же нам взять фрукты и овощи? Давайте попробуем их слепить из пластилина, и тогда наши овощи и фрукты смогут храниться очень долго.
- Перед вами лежат различные овощи и фрукты. Вы знаете, что образцы нужно тщательно рассмотреть со всех сторон, ощупать пальцами, чтобы почувствовать все его выпуклости и впадины. Чтобы добиться сходства, вам придется не раз смотреть на свои образцы, сравнивать с теми, что вы лепите.
5
мин
7 5. Практическая работа:
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю, с помощью новых полученных знаний о натюрморте, слепить на картоне полученный натюрморт.
- Приступим к лепке. Для начала нам нужно подобрать цвет, соответствующий образцу. После этого можно приступать к работе. Для начала разогреем пластилин, раскатывая его между двумя ладонями. После этого нужно придать форму нашему изделию, соответствующую образцу, не забывая при этом обращаться к нашему образцу для сравнения. Поверхность изделия нужно приглаживать пальцами, чтобы она получилась ровной, а какие-либо особенности (бороздки, точки) нужно наносить на уже готовое изделие при помощи стеки.
- Теперь, когда у нас есть овощи и фрукты, мы можем, наконец, составить наш натюрморт. Как мы можем назвать этот натюрморт?
30
мин
8 6. Физкультминутка
Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём.Раз, два, три, четыре, пятьМы начнём опять лепить.Чтоб красиво нам слепитьНадо пальчики размятьРаз, два, три, четыре, пятьЗа лепку получим пять!
5
мин
9 7. Проверка знаний
Выбрать правильный ответ из представленных вариантов
Натюрморт – это…
наука о цвете.
изображение природы.
жанр в живописи изображающий предметный. 30
сек
10 8. Итог урока.
- Какой этап был самым трудным?
- Какой этап был самым интересным?
30
сек
Спасибо за работу! Итого: 45