Конспект урока обществознания Мораль (10 класс)


Тема: Мораль
Цель: рассмотреть содержание понятия “мораль”, расширить, систематизировать и углубить знания о морали; обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.;презентация . Карточки с индивидуальными заданиями (перечень определений морали для сравнительного анализа; моральные принципы Б. Франклина ), (таблица «Нормативно-ценностная система общества»).
План изучения нового материала
Мораль: испытание историей.
Сущностные особенности морали.
Тайна моральной нормы.
Искусство нравственного совершенствования.
Ход урока:
I.Оргмомент
Прием «Чистая доска»- общество, обшественные отношения, знание,познание,ощущение,восприятие,представление, суждение,умозаключение,коммуникация, деятельность,глобализация, человек,личность,социальная система,социальный институт, свобода,необходимость.
II.Проверка д/з: документ стр.119-вопросы и задания к нему
III.Новая тема:
В этике — науке о морали — до сих пор ещё не сложилось единого толкования понятия «мораль», познакомьтесь с определениями морали и сравните их, выявив существенные признаки каждого из них,установите сходство и различия и на этой основе попытайтесь сформулировать свою характеристику существенных признаков морали :
мораль есть сфера поступков человека, его позиции как системы главных и относительно постоянных отношений к миру, к людям и к себе;
мораль — система воззрений на жизненное назначение челЬвека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни;
мораль — это прежде всего определённого рода ценности и соответствующие им требования, направленные на гармонизацию различных интересов, а также решения и действия, оцениваемые под углом зрения этих ценностей и требований.
- обратимся к таблице «Социальные институты»
41402053975
- Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом?
-В чём заключается сила воздействия средств морали на людей?
-Как она взаимодействует с такими социальными институтами, как полиция, суд, прокуратура?
- Как люди в различные исторические периоды переживали оскорбления и клевету в свой адрес?
- Как расценивали предательство?
-Как реагировали на презрение окружающих?
- Как воспринимали нарушение
- В истории человечества мораль, религия и право развивались в тесном взаимодействии.
Зачитывается сокращённый вариант датируемого XXV в. до н. э. наставления древнешумерского мудреца Шуру паку:
Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой... не пренебрегай...
Что „скажу я, не переступай.
Всемогущи наставления отцов, будь им послушен...
Не ручайся — да не будешь зависим...
Не кради — себя не губи.
В дом не врывайся, на жито чужое не зарься,
Вор-то — лев, а схватил его — раб.
Дитя моё, не соверши убийства!
С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно...
Слово не «арушай, твоё слово — основа...
Краденым не прельщайся,
Много прибыли не получишь...
Пути чёрного не избирай, добро его — злое...
Дитя моё, тогда и перед злым человеком ты устоишь...
Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай...
К совету отца да будь внимателен...
(Правовая мысль Древней Месопотамии // Антология мировой правовой мысли. — Т. 1. — М., 1999. — С. 43—44)- Почему текст, созданный 27 веков назад, звучит так современно?
- С какими памятниками мировой культуры его можно сравнить?
Данный текст гораздо старше не только законов Моисеевых (примерно XII—X вв. до н. э.) с их Декалогом, но и законов Хаммурапи (XV в. до н. э.).
Сравнить содержание двух исторических типов моральных заповедей.
Десять заповедей, полученных Моисеем от Бога, а также знаменитый памятник отечественной культуры — «Поучение» Владимира Мономаха.
- В чём совпадает содержание названных текстов?
-По каким основаниям можно различать их?
- Почему обращения отца к сыну (шумерский текст), Бога к «возлюбленному им народу» — евреям и завещание князя Владимира политическим наследникам очень похожи в своих основных рекомендациях и запретах?
Работа с таблицей (с. 114—115) - динамика системы морального регулирования.
Тип
общества Первобытное
общество Традиционное
общество Индустриальное
общество Информационное
общество
Интегрирующее Ритуал, обычай, Сословные Идеология Этический
основание категорические традиции рациональной плюрализм
общества требования стандартности группы Состояние Неразвитость Застойность, Динамизм, Стремительные
производственных хозяйственной рутинность; подвижность; изменения,
и хозяйственных деятельности сельская община, заводы, фабрики, инновации,
связей; (охота,цехи, гильдии, фирмы, глобальные связи
основные типы собирательство); мануфактура, фермерство, и взаимодействие;
объединений род, община торговые отраслевая центр и периферия;
в экономической объединения кооперация ТНК, концерны,
сфере фирмы
Приблизительная
количественная
характеристика
социума.
Характеристика
социальных
связей Несколько сот членов рода. Общность как единое целое; господство принципа «Делай, как я» Несколько сот тысяч. Сплочённость, неформальные связи,
типичные виды
деятельности,
господство
наследуемого
опыта Несколько
миллионов.
Индивидуализм,
формальные связи,
отчуждение,
новаторство,
конкуренция Десятки и сотни миллионов. Виртуальные связи, сетевые структуры (социальные сети), высокая социальная мобильность
Особенности
морального
регулирования Система запретов (табу), принцип талиона
(кровная месть) Единство моральных норм, моральный закон верховенства общего блага Рациональность вценностной сфере,
релятивизм
(неустойчивость,разнообразие)
моральных
стандартов Общественные
нравы
определяются
преимущественно
системной,
рационально
упорядоченной
организацией
общества
(корпоративизм)
Базовые ценности Узы родства Коллективный
успех,
благородство
происхождения Свобода, прогресс, профессиональный успех,
материальное
благополучие Человек и его свобода, самореализация, плюрализм и универсальность прав человека
Появление каждого нового типа морального регулирования не отбрасывало окончательно предшествующего, а ограничивало сферу его действия, определяя его применимость к новым вызовам. Поэтому, например, в информационном обществе в контексте этического плюрализма важную роль играют личностный успех, самореализация наряду с фундаментальными ценностями традиционного и индустриального обществ и общечеловеческими ценностями.
Понятие «моральное сознание»- самостоятельно стр. 124-126
-кого можно считать нравственным человеком?
-сопоставьте понятия «хороший человек» и «нравственный человек». Почему один и тот же человек или поступок может по-разному оцениваться различными людьми?
Но мораль и не требует безупречных поступков. Она одобряет поступки добродетельные, справедливые, направленные в результате свободного выбора на утверждение согласия в межличностном и социокультурном взаимодействии.
Работа по карточкам.
Учащимся раздаются карточки с описанием гипотетического портрета современного молодого человека: «уверенный в себе, стремящийся к хорошо оплачиваемой работе, отвечающей его интересам, предприимчивый, успешный, считающий конкурентоспособность, образованность, эрудицию, познание и творчество средствами для достижения успеха в жизни, признающий эффективность, настойчивость и рационализм, ценящий жизнь, здоровье, семью, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость коммуникабельности, умения наладить отношения и отрицающий авторитаризм».-прокомментируйте текст со своих нравственно-мировоззренческих позиций.
- Является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше?
-Каким требованиям отвечает новая нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобязательной?
-Каков механизм утверждения новой нормы в нравственном сознании на личностном и групповом уровнях?IV.Закрепление
1) Рубрика «Вопросы для самопроверки» стр.129
В моральной практике значимы взаимность в человеческих отношениях и стремление к их совершенствованию.
Знакомство с нравственной программой Бенджамина Франклина — одного из выдающихся моралистов. Каждому из учащихся вручается карточка с перечнем добродетелей, которые способствовали нравственному становлению Франклина. Задание сводится к тому, что под каждой из тринадцати добродетелей учащийся лаконично записывает своё толкование её смысла. По окончании работы производится сопоставление смыслов, выраженных учащимися, с теми, которые придавал добродетелям сам Франклин. (Возможен другой вариант задания: учащимся предлагается, руководствуясь своими морально- этическими представлениями, выделить из предложенного списка наиболее значимые для современного человека качества с последующим обоснованием выбора.)
Вот названия добродетелей с их наставлениями:
Умеренность. Не ешь до отупения, не пей до опьянения.
Молчаливость. Говори только то, что может послужить на пользу тебе или другому.
Любовь к порядку. Пусть для каждой твоей вещи будет своё место; пусть для каждого твоего дела будет своё время.
Решительность. Решай делать то, что должно, а то, что решил, выполняй неуклонно.
Бережливость. Трать деньги только на то, что приносит пользу другим или тебе самому, т. е. не будь расточительным.
Трудолюбие. Не теряй времени попусту; будь всегда занят чем-то полезным; отменяй все необязательные дела.
Искренность. Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы, а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.
Справедливость. Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг.
Сдержанность. Избегай крайности; сдерживай, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливости.
Чистоплотность. Держи своё тело в чистоте; соблюдай опрятность в одежде и в жилище.
Спокойствие. Не волнуйся по пустякам и по поводу обычных или неизбежных событий.
Целомудрие. Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или продления рода; не допускай, чтобы она привела тебя к отупению или к слабости, лишила душевного покоя, бросила тень на доброе имя твоё или на чьё-либо ещё.
Смирение. Следуй примеру Иисуса и Сократа.
Отмечается, что участие в работе над заданием помогло каждому лучше понять себя и задуматься над тем, что выполнение этих очень простых на первый взгляд правил позволит на практике становиться подлинно нравственными.
Домашнее задание
Учебник, § 12. Вопросы для самопроверки.
Заполнить часть таблицы «Нормативно-ценностная система общества» (мораль).
Написать (по выбору) эссе «Как я понимаю мораль» или реферат «Нравственность — это Правда» (по рассказам В. М. Шукшина «Горе», «Обида», «КритикиДополнительное задание для желающих: опишите известный вам нравственный поступок, совершённый в вашем районе, посёлке, в последние два-три года, затронувший ваши нравственные чувства.