Доклад на тему Проблемное обучение на уроках познания мира


Проблемное обучение на уроках познания мира

Предмет «Познание мира» призван формировать представления учащихся об окружающем мире, взаимосвязи его процессов и явлений. В 1,2 классах формируются простейшие представления, общие учебные способности и умения. В 3 классе, в соответствии с государственными стандартами начального образования Республики Казахстан, учащиеся должны знать и уметь: кратко характеризовать особенности человека, как живого организма, факторы закаливания и предупреждения заболеваний; различать тела и вещества, состояния тел и веществ в природе, формы поверхности, основные виды полезных ископаемых, представителей животного мира и их краткую характеристику; сравнивать тела и вещества, выполнять простейшие опыты по установлению свойств тел и веществ, проводить простейшие измерения, пользоваться физической картой ,приводить примеры народов, населяющих Казахстан, традиции, произведения искусств и литературы этих народов. Перед учителем встает вопрос, какому виду обучения отдать предпочтение для формирования ключевых компетенций учащихся, их познавательной активности, более прочному и успешному усвоению знаний, умений и навыков Проблемы природы, человека или общества, включенные в содержание обучения, мы называем учебными проблемами. Ответ на учебную проблему и должны получить учащиеся, либо от учителя, либо под его руководством, либо самостоятельно. «Решения» выступают как знания, умения и навыки. «Узнать» же их учащиеся могут по-разному. Могут получить готовые знания, - и тогда учитель прибегает к иллюстративно-объяснительному обучению. Могут научиться известным способам деятельности, - и тогда учитель прибегает к репродуктивному обучению. А могут получить новые знания или открыть способы деятельности в значительной степени самостоятельно, - и тогда учитель прибегает к проблемному обучению. Как построить урок интересным, а субъектов обучения (учащихся) сделать активными его участниками? Решение этой проблемы послужило формулировке гипотезы исследовательской деятельности: проблемное обучение способствует развитию активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности ученика.
В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания проблемного обучения. Основной путь проблемного обучения-включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача,проблемное задание,проблемный вопрос)






Например:
ПО ТЕМЕ ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА:
Проблемные задания на этапе формирования знаний умений и навыков ученика предлагаются следующие вопросы:
-Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же?  -Горшок с цветком это объекты природы или предметы окружающего нас мира?  -Может ли природа быть учителем?  -Знакомит с разнообразием растительного и животного мира, с красотой; учит наблюдательности и не быть лентяем;  заботится о детях; -раскрывает секреты роста и развития растений и животных; -подсказывает, как сконструировать зонтик и парашют, построить вертолет и самолет и т.п. -Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, живой организм.  -Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.  -Перед тобой два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5 (7) дней убедиться в том, что растение живой организм? (После проверки заложить опыт.)  Проблемные задачи:  Когда старое дерево сгниет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?  Известно: почва, солнце, осадки объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга? 
Объект и предмет исследования позволили сформулировать цель исследовательской деятельности. Цель – выявить возможности использования проблемного обучения в развитии учебных способностей младших школьников на уроках познания мира. Задачи исследования: -Теоретически обосновать возможности, преимущества проблемного обучения. -Разработать систему уроков с проблемными ситуациями, направленных на самостоятельное добывание знаний путем творческого подхода к учебному труду. -Диагностика результативности используемого вида обучения.





Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать. Когда же человек начинает думать? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к проблемной ситуации. Проблемная ситуация – ситуация, возникающая в процессе выполнения практического или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия. Элементы проблемной ситуации: -необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; -неизвестное;
-возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытости неизвестного.
В качестве основного звена проблемной ситуации выделяется противоречие. «Неудовлетворенность существующим и осознание затруднений, стоящих на пути к достижению целей, порождает активную работу мысли. Возникает проблемная ситуация, в основе которой лежит противоречие между знанием и незнанием. В голове человека это противоречие отражается в виде задачи, которую нужно решить». Почему эффективно применение проблемной ситуации на уроках п
·ознания мира? -систематическое создание на уроке проблемных ситуаций заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения; -обнаруженное противоречие пробуждает у школьников интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует познавательную самостоятельность; -осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся могут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее.
В своей работе на уроках познания мира я использую следующие приемы создания проблемных ситуаций: -Опережающие домашние задания. -Постановка опережающих заданий на уроке. -Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся. -Решение экспериментальных и теоретических познавательных задач. -Задания с элементами исследования. -Создание ситуации выбора. -Предложения выполнить практические действия. -Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. -Использование межпредметных связей.




Тема урока: ВОЗДУХ – ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА.
Задачи урока
- познакомить с составом и свойствами воздуха; сформировать понятия об охране воздушной среды; какую роль играет в природе и в жизни человека;
- развивать умения видеть природу, чувствовать ее, наблюдать, воображать;
- воспитывать экологическое сознание, желание охранять и любить природу.
Тип урока: комбинированный
Методы, наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: схема-опора «Состав воздуха», таблица: « Свойства воздуха».
Ход урока
Актуализация: психологический настрой.
Повторение
- Ребята, внимание! У вас на партах стоит стакан с водой и лежит кусочек сахара. Проведём опыт. Положите сахар в воду и понаблюдайте, что с ним произойдёт.
Какой вывод мы можем сделать?
1.ДОКАЖИТЕ, что ВОДА – источник жизни.
2.Какие меры предпринимает государство , чтобы сохранить воду чистой?
(создают заповедники, заказники(хранилища) воды, используют очистительные сооружения).
3.А как мы и все люди должны сохранить, беречь воду?
( не загрязнять, не мыть технику в водоемах, экономить воду).
ЗАГАДКА.
« Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый , и все же
Без него мы жить не можем».
( Воздух).
Сообщение темы и цели
« ВОЗДУХ - ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА»
Работа по теме
Что вы знаете о воздухе?
Почему человеку так необходим воздух?
Слово учителя: ---- Вся планета Земля окутана невидимым покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств.
Ветер – движение воздуха.
Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называют АТМОСФЕРОЙ.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинаковая.
Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от изменений солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.
Ученик читают стихотворение: « ВОЗДУХ»


- О чем говорится в стихотворении? О воздухе
Продолжение изучения темы
- Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства
ДЖОЗЕФ ПРИСТЛИ и АНТУАН ЛАВУАЗЬЕ.
- Так что же такое воздух?
Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном, АЗОТА – 78%, КИСЛОРОДА – 21%, углекислого газа – 1%.
Какими же свойствами обладает воздух?
( составляется таблица)


ФИЗМИНУТКА:
Жура – Жура журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
ДИСКУССИЯ:
- Воздух должен быть чистым?
Почему человек не должен загрязнять воздух? (Ответы учеников)
1. На земле погибают животные, растения, их становится все меньше и меньше, т.к. Воздух становится грязным от человеческого недомыслия.
2. Все живое на Земле зависит от деятельности человека, который должен беречь и охранять воздушное пространство. Без воздуха нет жизни на Земле.
- Кто следит за охраной воздуха?
ЭКОЛОГ - это ученый, который исследует невидимые связи природы и человека.
Что такое ЭКОЛОГИЯ?
- Слово «ЭКОЛОГИЯ» образовалось от греческих слов:
« ЭКОС» - дом
«ЛОГОС» - наука, учение.

- Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, пол которым мы должны в нем жить. Любое живое существо множеством невидимых нитей связано с тем , что создано руками человека. Вот эти невидимые связи как раз и исследует наука экология.


-Как вы думаете везде ли есть воздух?
Опыт: В стакан с водой кинем кусочек земли, Что происходит и почему?
Ответы учеников. Вывод.
Работа по учебнику
- Сопоставьте свои знания с текстом из учебника.
- Читают жужжащим чтением.
- Что нового узнали из текста.
Составление схемы опоры.

СХЕМА – ОПОРА:
Ядовитые газы Выхлопные газы

Закрепление
- О чем мы говорили на этом уроке?
(о воздухе, о природе).
- Живая природа – это наше богатство и красота. Мы живем в прекрасной стране. Любовь к природе – это любовь к Родине.
- Природу надо беречь, охранять и приумножать ее богатства.
- И если каждый, живущий на планете Земля, будет соблюдать закон об охране природы. Природа украсит нашу жизнь, она доставит нам много радости.
Подведение итога урока, выставление оценок





Без запаха


воздух


Холод ный


Прозрачный



Теплый




Схема 115