Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [п], [п‘], буквы П, п»


Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [п], [п‘], буквы П, п»
Учитель Фасгиева Галина Тагировна
УМК: «Планета знаний»
Тема урока: Звуки [п], [п‘], буквы П, п
Тип урока: открытие нового знания
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [п], [п‘], и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме.
Планируемые результаты.
Предметные: научить слоговому чтению (или более совершенным способам чтения)
Личностные: описывать случаи из собственной жизни по заданной теме.
Метапредметные (УУД): осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; характеризовать звук; формулировать вместе с учителем учебную задачу и планировать её выполнение; использовать речь для регуляции своего действия.
 Оборудование: Т.М. Андрианова «Букварь» , интерактивная доска, Т.М. Андрианова «Рабочая тетрадь», картинки с предметами, в названиях которых есть буква П, палочки счётные, кружочки для самооценки, магнитная касса букв.
Ход урока
I. Этап мотивации к учебной деятельности.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки. 
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный,
А почему он важный,
Скажет каждый!
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, о какой букве мы говорили на прошлом уроке?
- Какая эта буква? (Буква Б-согл.) А какие ещё согласные буквы вы знаете?
- Какие гласные буквы вы уже изучили?
- Какая буква делает согласные мягкими?
- Назовите согласные.
- Откройте рабочие тетради на с.24 и выполните задание №2. Какие у вас получились слова, что они обозначают? Слова- боб, бра, баран.
III. Самоопределение к деятельности.
-Молодцы! А теперь давайте попробуем отгадать загадки, которые я для вас приготовила.
1. Часто мы болтаем с Кешей,
Он смешит меня и тешит.
По утрам кричит: «Вставай!
На урок не опоздай!» (Попугай)
2. Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла
По хозяйству мне … (Пила)
3. Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я,
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (Парта)
4. Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают, глотает. (Печь)
- Что интересного вы заметили?
- Ребята, кто сможет сказать какой первый звук вы услышали в словах?
- Какой одинаковый звук есть в отгадках?
- С каким звуком и буквой будем сегодня знакомиться? (формулируется учебная задача)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тётушки Совы» про букву П.
-Какой звук вы слышите в начале отгадки? Произнесите его. Что мы можем сказать о новом звуке? Какой он -звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?
-Делаем вывод. Звук П- согласный, глухой. На письме обозначается буквой П. Буква П имеет два звука. Звуки [п] – [п‘] – обозначаются буквой П).
V.Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём…
Дальше мы пешком пойдём.
2. Знакомство с графическим образом буквы П (Букварь с.49)
- На что похожа буква П?
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
-Составляем букву П из палочек, проволоки.
3. Работа с алфавитной лентой.
Чтение слов и предложений с. 49.
-Рассмотрите картинки (Букварь с.49) и назовите слова, которые они изображают.
- Пирамида, Пьеро (Кто изображён на иллюстрации, из какой он сказки?), пальма.
- Вслушайтесь в звучание слов. Определите место данного согласного звука в каждом слове. В какую группу вы бы поместили эти слова (мягкий звук или твёрдый звук), почему?
-Чтение слогов и слов. Образование столбиков слов. Сравните написание и произношение слов 3,4,5 столбиков
- Слова омонимы (пила молоко и пила-инструмент . Произнесите эти слова и поставьте ударение. - Сколько слогов в этих словах? Чем они похожи? Чем отличаются?
- Беседа по рисункам, звуковой состав слов, работа с магнитной азбукой.
4. Чтение текста (читающие дети), беседа по содержанию рисунка, нахождение одинаковых слов, их значение.
- Расскажите, а за что можно похвалить человека?
- А за что тебя можно похвалить?
VI. Физкультминутка для глаз.
VII. Формирование практических умений и навыков.
1. Игра “Найди слова”.
Найди среди букв два слова.
Лаплапилалаплапалиап
2. Чтение и разучивание четверостишия.
- Какие слова повторяются?
3. Работа с пословицей.
«Повторенье - мать ученья»
-С какой буквы начинается пословица? ( С буквы П)
- Сколько букв П в пословице? (1)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
4. Работа в паре. Творческая работа.
Придумать предложения со словами пирамида, Пьеро, пальма, пила, печь, попугай, парта (картинки слов на доске) Составить звуковые схемы.
5. Чтение рассказа в рабочей тетради с. 24 «Почему петуха зовут Петя?».
- Найдите и подчеркните в словах текста буквы П ,п.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- С каким новым звуком вы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы о нём узнали?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что вызвало затруднения?
Самооценка. Оцените свою работу на уроке.
Какое у вас настроение? Раскрасьте кружок в нужный цвет.
Если считаете, что работали хорошо –зелёный цвет..
Если не достаточно хорошо – желтый цвет.
Если что-то не получилось – синий цвет.
Каких цветов больше? Молодцы.