Методические материалы для использования в работе Рекомендации молодому учителю


Рекомендации молодому учителю1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
  четко определить и сформулировать для себя его тему;
  определить место темы в учебном курсе;
  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок,
иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 3. Спланировать учебный материал. Для этого надо: Подобрать литературу по теме.
При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  узнавание нового материала;
  воспроизведение;
  применение знаний в новой ситуации;
  применение знаний в незнакомой ситуации;
  творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  задания, способствующие закреплению материала учеником. 4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке,
для чего подумать:
  что контролировать;
  как контролировать;
  как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе. 7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. 9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?
Конспект должен содержать три основные части:
  формальную;
  содержательную;
  аналитическую. Формальная часть выглядит так: Урок N __________ Тема:____________ Цель:____________ Задачи: обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ ______________________________ Последовательность отдельных этапов урока. Содержательная часть - состоит из двух частей: 1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так : что делают: Ученики, Учитель этап урока Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.      
Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся».
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться;
затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока:
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий — «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п. Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.
Типы уроков
 
1.Урок изучения нового материала
Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Урок - лекция
Урок - беседа
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Урок самостоятельных работ
Урок - лабораторная работа
Урок практических работ
Урок - экскурсия
Семинар
3.Урок обобщения и систематизации:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
 
4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:
Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка
зачет
зачетные практические и лабораторные работы
контрольная (самостоятельная) работа
смешанный урок  (сочетание трех первых видов)
5.Комбинированные уроки:
На них решаются несколько дидактических задач
 
                   Типы и формы интегрированных уроков:
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
 
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
урок-практикум;
урок-сочинение;
урок-диалог;
урок - деловая или ролевая игра;
комбинированный урок;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.
Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами :; углубить знание о:
воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.
развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
 
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
Задачи:
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с :; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
 
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
повторительно-обобщающий урок;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
урок-анализ контрольных работ;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
 
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
урок-зачет;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
защита творческих работ, проектов;
творческий отчет;
контрольная работа;
собеседование.
Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.
 
Урок устного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.
 
Урок письменного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.
 
Уроки комплексного контроля знаний
строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
 
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
 
       
УРОК-ШАБЛОН
Цель:  познакомить, дать понятие о, рассмотреть, формировать навыки, компетентности;
            развивать мышление, самостоятельность, внимание; формировать навыки с/р, анализа, обобщения,
            интерес к предмету, с/р при выполнении л/р;
            воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическую компетентность,
            здоровый образ жизни.
Задачи: систематизировать, подтвердить, закрепить, изучить, выяснить, отработать навыки, 
       усвоить, провести практ. наблюдение, опыты, проконтролировать.               
Тип урока: комбинированный
             (в цикле: 1) вступительный, установочный, мотивационный, 2) урок усвоения новых знаний,
              3) содержательно-поисковый, 4) системно-обобщающий, 5) урок контроля и коррекции знаний,
              6) контрольно-рефлексивный, 7) урок-лекция, 8) урок-семинар.
Методы: по познавательной деятельности – пояснительно иллюстративный, репродуктивный,  
              проблемной подачи материала, эвристический (частично-поисковый), исследовательский;
              методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоению учебного материала -
              индуктивный, дедуктивный, синтеза и анализа, сравнения, обобщения, систематизации,
              системного анализа, сравнительный, гипотез;
              методы, обеспечивающие передачу учебной информации – словесные, наглядные, практические,
              иллюстративно- объяснительный;
              методы контроля – фронтальные, групповые, индивидуальные, письменные, с применением
               компьютера, самопроверки.
Формы работы:
Оборудование:             
І. Организационный момент: объявление темы и целей урока, ознакомление с карточкой самооценки и технологической картой урока.  (2мин.)
ІІ.  Актуализация опорных знаний.                   (12мин.)
   Слово учителя.    (стих,  эпиграф, отгадайте загадку)                                                 
Открытые и закрытые тесты, «микрофон», фронтальная беседа, интересно знать, проблемный вопрос, «цепочка», кубик Блума («Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»),немые схемы, подбери пару, ошибка в рисунке, ошибка в тексте, графический диктант, биологический диктант, из перечисленных признаков подчеркните те, выпишите признаки из перечня, закончите фразы.
Мотивация: ЗУН, пробуждение интереса через создание ситуации, загадка, стих.ІІІ.    Этап подачи нового материала.                     (8-10мин.)
Эвристическая беседа, работа с учебной литературой, использование медиадоски, видеоролика, через п/р, схема-таблица, опорный конспект, групповая работа, презентация, поиск ответа на проблемный вопрос, опора на опыт через ассоциацию, через текстоцентрическую технологию
ІV. Этап усвоения материала и формирование умений и навыков.                  (15мин.)
(обязательно работа с карточкой самооценки).
Выполнение л/р, п/р, дайте определение понятиям через поисковую работу в учебнике, сравнительная таблица, эмоционально-познавательная пятиминутка, найдите лишний термин, фотоколлаж, найдите соответствие (соедините стрелками), расчётные задачи (определить возраст), физкультминутка.
Игра «Кто лишний?», закончите фразы, впишите пропущенные слова, составьте схему, кроссворды,                        
аудиозапись, видеоролик, из перечисленных признаков подчеркните те, выпишите признаки из перечня,
ошибка в рисунке, ошибка в тексте, графический диктант, биологический диктант, немые схемы,                                     интересно знать, подумайте, викторина, провести частично лабораторное исследование, задание по рядам, вариантам, группам, составление плаката, рисунка, схемы, игра «лото», карточка с выбором ответов, решение задач, групповая работа по созданию проекта, реклама 
V.  Контроль и рефлексия.                                      (2мин.)
Содержательный итог урока: тестовая работа, ЗУН.
Деятельностный и развивающий итог урока: биологический диктант, найди определение по описанию.
Выставление оценок предполагается…...
Домашнее задание: выучить §
 
 
 
 
Цель:  познакомить, дать понятие о, рассмотреть, формировать навыки, компетентности;
            развивать мышление, самостоятельность, внимание; формировать навыки с/р, анализа, обобщения,
            интерес к предмету, с/р при выполнении л/р;
            воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическую компетентность,
            здоровый образ жизни.
Задачи: систематизировать, подтвердить, закрепить, изучить, выяснить, отработать навыки, 
       усвоить, провести практ. наблюдение, опыты, проконтролировать.              
Тип урока: комбинированный
             (в цикле: 1) вступительный, установочный, мотивационный, 2) урок усвоения новых знаний,
              3) содержательно-поисковый, 4) системно-обобщающий, 5) урок контроля и коррекции знаний,
              6) контрольно-рефлексивный, 7) урок-лекция, 8) урок-семинар.
Методы: по познавательной деятельности – пояснительно иллюстративный, репродуктивный, 
              проблемной подачи материала, эвристический (частично-поисковый), исследовательский;
              методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоению учебного материала -
              индуктивный, дедуктивный, синтеза и анализа, сравнения, обобщения, систематизации,
              системного анализа, сравнительный, гипотез;
              методы, обеспечивающие передачу учебной информации – словесные, наглядные, практические,
              иллюстративно- объяснительный;
              методы контроля – фронтальные, групповые, индивидуальные, письменные, с применением
               компьютера, самопроверки.
Формы работы:
Оборудование:             
І. Организационный момент: объявление темы и целей урока, ознакомление с карточкой самооценки и технологической картой урока.   (2мин.)
ІІ.  Актуализация опорных знаний.                   (12мин.)
   Слово учителя.    (стих,  эпиграф, отгадайте загадку)                                                
   
Открытые и закрытые тесты, «микрофон», фронтальная беседа,интересно знать, проблемный вопрос, «цепочка», кубик Блума(«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»),
немые схемы, подбери пару, ошибка в рисунке, ошибка в тексте, графический диктант, биологический диктант, из перечисленных признаков подчеркните те, выпишите признаки из перечня, закончите фразы.
Мотивация: ЗУН, пробуждение интереса через создание ситуации, загадка, стих.ІІІ.    Этап подачи нового материала.                     (8-10мин.)
Эвристическая беседа, работа с учебной литературой, использование медиадоски, видеоролика, через п/р, схема-таблица, опорный конспект, групповая работа, презентация, поиск ответа на проблемный вопрос, опора на опыт через ассоциацию, через текстоцентрическую технологию
ІV. Этап усвоения материала и формирование умений и навыков.                              (15мин.)
(обязательно работа с карточкой самооценки).
Выполнение л/р, п/р, дайте определение понятиям через поисковую работу в учебнике, сравнительная таблица, эмоционально-познавательная пятиминутка, найдите лишний термин, фотоколлаж, найдите соответствие (соедините стрелками), расчётные задачи (определить возраст), физкультминутка.
Игра «Кто лишний?», закончите фразы, впишите пропущенные слова,составьте схему, кроссворды,                        
аудиозапись, видеоролик, из перечисленных признаков подчеркните те, выпишите признаки из перечня,
ошибка в рисунке, ошибка в тексте, графический диктант, биологический диктант, немые схемы,   интересно знать, подумайте, викторина, провести частично лабораторное исследование, задание по рядам, вариантам, группам, составление плаката, рисунка, схемы, игра «лото», карточка с выбором ответов, решение задач, групповая работа по созданию проекта, рекламаV.  Контроль и рефлексия.                                      (2мин.)
Содержательный итог урока: тестовая работа, ЗУН.
Деятельностный и развивающий итог урока: биологический диктант, найди определение по описанию.
Выставление оценок предполагается…...
 
 
Домашнее задание: выучить §