Сипкина Н.А. Презентация Теоретические основы феномена моторной алалии


Теоретические основы феномена моторной алалии.учитель-логопед МБОУ «АСОШ № 49»Сипкина Н.А. Алали́я(от др.- греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причины алалииПовреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни. Этапы развития речи в норме2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»);7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);2 года: словарный запас минимум 50 слов, ребёнок начинает использовать предложение из 2 слов.3 года: словарный запас до 250 слов и выше, ребёнок общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов. Предположение о неблагополучии в речевом развитии можно сделать в том случае, если ребёнок Развивается с задержкой.Перенёс тяжёлые заболевания.Имеет неврологические заболевания.Неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит.В ответ на просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», молчит, стиснув зубы, или ходит, как будто вас не слышит.Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью. Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на только ему одному понятном языке. На замечания «скажи ещё раз лучше» не реагирует.Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников. Признаки нарушений развития речик концу 1-ого месяца ребёнок не кричит перед кормлением;к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребёнок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;к 1 году ребёнок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);к 1 году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;к 1 году 9-ти месяцам не может произнести 5 - 6 осмысленных слов;к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там куклу») и не узнает близких на фотографиях; к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения. Признаки грубой задержки развития речиЕсли малыш поздно начал гулить, в 3- месячном возрасте не появилось певучее длительное гуление. Ребёнок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама.Ребёнку уже 8-9 месяцев, а нет лепета.В 1,5 года ребёнок не говорит простых слов и не знает своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «дай», «возьми», «подойди», «сядь».У ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием.В 2 года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторить за взрослым новые слова.В 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела. Малыш не умеет составлять фразы из 2 слов, его часто неправильно понимают.В 3 года ребёнок говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он говорит слишком быстро, глотая окончания слов, или, наоборот, крайне медленно, растягивая их. Не говорит простых предложений, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем. Говорит в основном фразами из мультфильмов и книг, но не строит собственные предложения. Если в 3 года малыш зеркально повторяет лишь то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту.У малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов). В «группе риска» находятся дети, чьи матери перенесли инфекционные и соматические заболевания во время беременности; матери страдали анемией беременности;матери перенесли во время беременности (особенно на ранних сроках) вирусную инфекцию; матери родили слишком быстро; матери перенесли длительный безводный период; матери имеют узкий таз. Формы алалии Алалия моторная (Alalia motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми. Причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Алалия сенсорная (Alalia sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребёнка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей. Особенности развития экспрессивной речи у детей с моторной алалией Отсутствие или ограничение гуления, поздно появляющийся и очень бедный лепет (на 2 и 3 году жизни).К концу 3 года и позже у детей появляются отдельные звукоподражания или слоговые элементы, которые сохраняются на длительный срок.Накопление словаря идёт медленно, за счёт существительных.Структура слова нарушена.В 4-5 лет происходит некоторая активизация речи, обогащение словаря за счёт наиболее простых по структуре слов.Постепенно начинает формироваться фраза, структура которой резко нарушена.После 5 лет отмечается активизация речи, появляются глаголы, но предлоги и дополнения отсутствуют.Таким образом, прослеживаются этапы речевого развития: позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение структуры слова, позднее накопление словаря и формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Логопедическое обследованиедолжно носить комплексный характер 1 часть – изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.2 часть – изучаются неречевые функции. 3 часть – изучаются невербальные компоненты коммуникации. Работа с детьми строится с учётом дидактических принципов Комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений, в работе принимают участие не только логопед, но и врач, психолог, воспитатель и родители.Максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной.Опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах.Поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводится в определённой последовательности.Учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.Усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.Онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и её составляющих в онтогенезе.Функционально-семантический, с позиций которого к обучению языку общность эмоциональных реакций партнеров выступает в роли ориентировки на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребёнка – в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок. Лечение и логопедическая коррекцияЛогопедические занятия: специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой алалии Необходимы систематические занятия. Логопедический массаж: массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в произнесении звуков. Проводится специальными зондами и способствует нормализации тонуса речевых мышц для облегчения звукопроизношения. Необходим детям с моторной и сенсомоторной алалией. Проводится курсами по 8-10 сеансов. Микротоковая рефлексотерапия: активизация речевых зон головного мозга (отвечающих за дикцию, словарный запас, желание вступать в речевой контакт, понимание обращенной речи, навык построения сложных предложений). Эффективна у детей с моторной, сенсорной и сенсомоторной алалией. Схемы лечения подбираются индивидуально — с учётом особенностей задержки развития у каждого ребёнка. Проводится курсами по 15 сеансов. Этапы логопедической работы1 этап логопедической работы (подготовительный)На подготовительном этапе проводится дополнительное изучение безречевых детей, уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз.Основные направления работы:Установление зрительного и эмоционального контактов;Подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;Настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;Повышение уровня общей активности ребёнка;Организация произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания. Этапы логопедической работы2 этап логопедической работы (начальный)На начальном этапе решаются задачи выработки языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Занятия проводятся индивидуально и (или) малыми подгруппами (2 - 3 ребёнка) ежедневно. Направления в формировании предпосылок общения и речи у детейРазвитие:Слухового восприятия;Способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;Зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук и артикуляционной моторики;Зрительно-пространственного анализа и синтеза;Сенсорно-перцептивной деятельности;Функции голоса и дыхания;Чувства ритма;Импрессивной и экспрессивной речи. Этапы логопедической работы 3 этап логопедической работы (тренировочный)Тренировочный этап решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. На этом этапе логопедом используются приёмы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Основным моментом тренировочного этапа является работа по формированию синтаксической структуры предложения: моделирование двухсловных предложений на фоне расширения лексического запаса, обогащения просодических характеристик речи, освоения простых грамматических конструкций.