Методическая разработка урока по литературному чтению Григорий Остер Если друг на день рожденья

Интегрированный урок по литературе
и русскому языку. 4 класс.

Тема: Григорий Остер «Если друг на день рожденья »
Фразеологизмы.

Цель: Знакомство с творчеством писателя, с поэтическим содержанием стихотворений. Ознакомление с фразеологизмами, как устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи. Создать творческие пространства для поисковой и исследовательской работы.
Задачи: 1. Способствовать формированию умения работать с литературой с разными источниками информации по теме, умению распознавать и употреблять фразеологические обороты в устной и письменной речи.
2.Способствовать развитию мыслительной деятельности, умения точно и правильно выражать свои мысли, навыка выразительного чтения
развитию творческого потенциала, индивидуальных способностей,
самопознания, умения анализировать.
3.Способствовать воспитанию личностных качеств учеников, этической культуры, совершенствовать коллективные и индивидуальные формы работы, содействовать каждому ребёнку в его позитивной и продуктивной деятельности.
Методы: словесный, эвристический, частично – поисковый, групповой дискуссии, проблемный, наглядно – практический, игровой, репродуктивный.
Приёмы: проблемные задачи, « разминка эрудитов », элементы параллельного воздействия материала, проблемный рассказ, игры, задания творческого характера.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные, фронтально - коллективные.
Оборудование: учебник ,тетрадь, опорные таблицы, наглядность, , запись, портрет писателя, слайды, творческие работы, фразеологические словари.
ТСО: магнитофон, аудио запись, интерактивная доска.
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Принципы: наглядности, доступности, научности, активизации внимания, системности, последовательности, сознательность, принцип связи теории и практики, ситуации успеха.

Девиз урока: « Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»

Ход урока:
Этапы.
Содержательный компонент.
Методы.
Формы.

1.Ориентировочно-мотивационный .






2.Ввод в урок:































Актуализация ранее изученного материала: - проверка домашнего задания.





Мобилизация.
« Разминка - эрудитов» Игра с мячиком.



















Этап изучения нового материала. Введение в тему.

Речевая разминка.








Сообщение темы и цели урока.

















Погружение в
урок:


















Работа с учебником.










Самостоятельная
работа








Защита ответов учащихся.




Вывод.


Постановка проблемы


«Мы – артисты»
Инценировка.






Палитра мнений.











« Это интересно»
Рассказ учителя об истории возникновения фразеологизмов.
























«В гостях у слов» -
путешествие в мир слов.


Физкультминутка












Этап закрепления полученных знаний.



« Философы мысли»»










« Блиц – турнир» - для капитанов групп.



«Творческая мастерская» - подбор фразеологизмов.













Игра «Самооценка»











Итог урока:









Вывод:








Оценочный.



Рефлексия.






Домашнее задание:
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло. Давайте настроимся на работу , улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
Давайте, произнесём наш девиз: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»
А скучать нам сегодня не придётся.
Будем много работать!
Сегодня у нас необычный урок, мы сегодня должны показать нашу эрудицию не только в области знаний русского языка, и литературы, но и др.наук.
Сегодня мы все будем в роли путешественников - исследователей?
Кто такие путешественники и исследователи? А путешествовать мы сегодня будем на нашем любимом поезде «Эрудиты ». Кто такие эрудиты?
А что главное у исследователя?
( Его дневник )
У каждого из вас есть такой дневник наблюдений – это ваши рабочие тетради и экраны эрудита. Туда вы будете выставлять все баллы, которые заработаете на протяжении всего урока, а в конце урока каждый из вас получит оценку, и чем больше вы заработаете баллов, тем лучше получите оценку в конце урока. Ну а в «дневники» – будете записывать всё то, что узнали на уроке.
Для чего мы изучаем русский язык?
А литературу?
Наши задачи на уроке? Что же мы будем исследовать?
А тему урока вы мне назовёте сами, когда будете выполнять различные задания.

1.Выразительное чтение стихотворений А.Барто, С.В. Михалкова, Б.В. Заходера.
2. Вопросно - ответная беседа.
3. Сочинить юмористический рассказ на тему: « С улыбкой о серьёзном». ( зачитывание 1-2
эссе)

Игра « Кто последний назовёт слово» ( по рядам )
« Воспитатели» - вол, ил, липа. лист, лето, оса, осёл, оспа, пот, пистолет, пост, пила, стол, тип, тело, тепло, толпа, тесто. Кто такие воспитатели?

- Среди слов, написанных на доске, найдите лишнее
РБАОТ , КАШРАМ, РЕТСО ЙИКСВОТСУАП, ВОЦЕНСАВ.
По какому принципу вы исключили именно это слово?
( Барто, Маршак, Остер, Паустовский. Лишнее слово
« Васнецов» - не является писателем, он художник, а все остальные писатели)
- Назовите, какие стихотворения этих писателей вы читали? А какие картины В М Васнецова мы уже хорошо знаем? ( « Алёнушка» «Три богатыря», « Иван –царевич на сером волке»)
Можно ли назвать этих писателей и художников воспитателями?

1.Решение « весёлой задачи».
- Послушайте текст. Как вы думаете, что это?
« 40 бабушек пришли на именины к одному дедушке. Каждая бабушка принесла в подарок по 2 расчёски. Сколько расчёсок получил от бабушек совершенно лысый именинник?» ( Это задача)
Какая-то странная задача. Вы не знаете, откуда она? Кто её автор? ( Задача из «Задачника», который написал Григорий Бенционович Остер)
Что мы будем сегодня исследовать? Это и будет первая наша задача на уроке.
- А вы не знаете, для чего он создал такой « Задачник»?
( Дети не любят решать задачи, а он написал такие, чтобы было интереснее решать. А ещё, этими задачами, он учит детей, не делать плохие поступки)
Чему учит нас данная задача?
( Она учит нас правильно выбирать и делать подарки. чтобы они радовали, а не огорчали человека. Вряд ли
Этот дедушка остался в хорошем настроении после дня рождения, вед он был лысый, а ему подарили много расчёсок. Даже от одной такому человеку станет плохо)
2. Чтение задач с разной информацией.
3. Вводная беседа.
-Ребята, а какие ещё книги Г. Остера вы читали? ( Дети называют Задачник, « Вредные советы» )
4. Информацию об авторе нам предоставят ребята у которых было индивидуальное задание.
( заслушивание рефератов 2 уч-ся )
- Кто помнит наизусть хоть один «совет»

Почему советы называются вредными?
- Какова же настоящая цель автора этих советов?
Мы узнаем ,прочитав отрывки из книги Григория Остера
« Вредные советы»

1.Чтение стихотворения из учебника с.
Вопросно - ответная беседа. Кто не согласен с этими советами ?
- Ребята, как вы думаете, можно ли следовать этим советам? Почему вы так думаете?
2.Работа с текстом.
- Писатель Григорий Остер в начале своей книги « Вредные советы» написал: « Книга для непослушных детей, послушным детям читать запрещается».
- Прочитайте стихотворения из книги « Вредные советы»,кратко сформулируйте советы непослушным детям и запишите их в таблицу.
- Подумайте, какие советы дал бы писатель ребятам, которые хотят быть послушными, и
Запишите с каждым вредным советом полезный совет. ( дети выполняют задание).

заслушиваются несколько уч-ся

Ребята, а как вы думаете , такие уж эти советы вредные ? Могут ли они принести нам какую- либо пользу?
( Автор хотел рассказать нам, в юмористической форме, как не надо поступать)

А сейчас послушайте внимательно своих товарищей ,которые приготовили вам небольшой сюрприз.
-
Дети инценируют рассказ
«Кашу маслом не испортишь»

- Вопросно- ответная беседа:
Что интересного в речи артистов вы заметили? Понравилась ли вам их речь? Где чаще всего можно услышать такую
эмоциональную речь?
Назовите слова употреблённые в переносном значении? Как они называются.?
( фразеологизмы )
- Назовите фразеологизмы, которые вы услышали?( Кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь)
Как вы думаете, что сейчас мы будем исследовать?
Наша следующая задача:
-Сегодня мы узнаем значение нового слова фразеологизмы. Для чего нам они нам нужны в речи? Узнаем о происхождении
фразеологических оборотов.

Рассказ учителя о том, как появились фразеологизмы.
( рассказ учителя Что такое фразеология ?
-Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий сопровождается показом слайдов по интерактивной доске) Слайд № 1,2,3,4,5,6 7,8,9,10,11.
- Детям даётся задание: записать в тетради все новые понятия, которые услышали на уроке?
( зелёной пастой )
-Ребята, а что делать, если мы не знаем лексическое значение фразеологизма? Куда нужно обратиться? ( в словарь)
Работа со словарём.
- Найти толкование фразеологизмов: проглотить язык, вертеть хвостом, задирать нос. ( работа по рядам )
( заслушивание 3 уч-ся )
Проверка: слайд № 12,13.

«Я такой - какой я есть.
И я очень счастлив здесь
Я могу быть большим
Я могу быть маленьким
Я могу быть толстым
Я могу быть худым
Но это мне не важно
Я такой - какой я есть
И я очень счастлив здесь.
Я так люблю себя!
Что я смогу полюбить тебя
А ты полюбишь так, так себя
Что сможешь полюбить меня





Работа со слайдами по интерактивной доке
Работа в группах:
Слайд №14 – Назовите фразеологизм со словом – голова. ( 1 группа )
Слайд№15 Назовите фразеологизм со словом – тянуть . ( 2 группа )
Слайд №16 – Узнай фразеологизм по рисунку.( 3 группа)
Слайд №17- Назови фразеологизмы, в состав которых входят названия животных. ( 4 группа ).


Работа со слайдами № 18, 19, 20,21. ( капитаны отвечают без подготовки, команда помогает, дополняет ответы)

1.Просмотр мультфильма
« Вини-Пух идёт в гости»
- Ваша задача : проанализировать действия и ошибки героев мультфильма и
подобрать к ним фразеологические обороты. (Ответы: сесть в калошу, попасть впросак )

2. Вопросно- ответная беседа.
- В какое положение попал Вини? Как нужно себя правильно вести себя в гостях, чтобы не попасть впросак? Что общего в этом мультфильме с темой урока? Как эти темы перекликаются между собой?

Работа в парах - ( Дети садятся парами и пишут два в два столбика: в одном перечисляют свои собственные положительные и отрицательные качества, а в другом, о его товарище). Каждый сравнивает оценку партнёра и свою собственную оценку своих качеств.




Чему учились на уроке?
Что мы исследовали на уроке? Получились ли из нас исследователи путешественники?
Почему именно сейчас мы говорим о правильном поведении и о правильной речи?
Нужно ли нам знать значение фразеологизмов? Будем ли мы следовать вредным советам Г.Остера?

Если мы не будем следовать советам Г. Остера, то мы вырастим хорошими и добрыми людьми и никогда не попадём
впросак как попал Вини-Пух.

А знание фразеологизмов поможет нам сделать нашу речь более выразительной, эмоциональной и лаконичной.

( На доске таблица с критериями оценок за урок)
Сейчас, каждый из вас подсчитает свои баллы и сам поставит себе оценку за урок.

Составление кластера
- Что было на уроке?
- Если вам понравился урок, то прикрепите на доску ваши цветочки и солнышко там, где наш поезд. А если урок не понравился, то возьмите тучку.

1. Составить памятку для одноклассников, о том как нужно себя вести с родителями, друзьями, другими людьми.
2. Найти в словаре значение фразеологизмов: бить баклуши,
тёртый калач.




Духовного познания, беседа








Проблемное изложение.





































Эвристический частично -
поисковый, проблемный.




Практический,
Репродуктивн. индивидуальный



Словесный частично-
поисковый, репродуктивный.


Эвристический
проблемный,











Метод анализа и синтеза.














Наглядный, практический.









































Частично-
поисковый,эвристический,практический.















Метод анализа и синтеза.



Словесный,практический.









Проблемное изложение.






дискуссия.


Словесный,беседа.


Эвристический частично-поисковый.












Словесный,реп-родуктивный.












Словесный,

Практический







Словесный,
беседа,
дедуктивный.




Практический























Анализа и
синтеза



мозговая атака,интерактивный.
групповая дискуссия







мозговая атака,интерактивный.




Анализа и
синтеза

















Анализа и
синтеза




Коллективная


















Фронтальный.



















Фронтальный.










Индивидуа-льный.
Фронтальный.





Фронтальный.

















Фронтальный,индивидуаль-ный.



































Коллективн.















Групповая,индивидуальн













Индивид.














Индив.
Фронтальн.










Коллективн.


















Коллектив.






Групповая.
Индивидуальн








































Групповая.





Колектив.



Разработала и провела : учитель

начальных классов ШГ№ 144. Сомова Н.А.