Конспект урока пассивные бухгалтерские счета


Муниципальное образование Ленинградский район
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей
межшкольный учебный комбинат
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
Методическая разработка
По дополнительной образовательной программе
«Пользователь ПК со знанием бухгалтерского учета и 1С:Бухгалтерия»
На тему: «Пассивные бухгалтерские счета»
Учитель: Зверева Наталья Александровна
Ст. Ленинградская 2016г
ПЛАН УРОКА
Тема: Пассивные бухгалтерские счета
Цели: а) Обучающая:
Повторить активный бухгалтерский счет, его структуру и характеристику средств предприятия.
дать понятие о пассивном бухгалтерском счете , его характеристике и структуре, показать их в практической работе бухгалтера.
б) Воспитательная:
Привить интерес к будущей профессии;
Реализация внутрипредметных связей в изучаемой дисциплине с целью стимулирования интереса к обучению.
воспитать чувство ответственности и понимания роли бухгалтера в правильном отражении бухгалтерских счетов.
в) Развивающая:
развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление при составлении и обосновании бухгалтерских счетов.
Формируемые компетенции:
Формировать бухгалтерские счета по учету имущества организации, капитала и обязательств.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Методы и приемы урока
Игровые;
Наглядно-иллюстративные;
Словесные;
Индивидуальные.
Межпредметная связь: «Основы экономической теории.
Внутрипредметная связь: Тема « Активный бухгалтерский счет», «Характеристика средств предприятия», «Пользователи бухгалтерской информацией»
Информационное обеспечение урока:
1. Мое методическое пособие.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 н.
3. Дидактический материал.
Материально-техническое обеспечение урока:
интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация к уроку, план счетов, схемы и построения активных и пассивных счетов.
План урока по времени
2 урока
ЭТАПЫ УРОКА
Организационный момент
проверка посещаемости и готовности студентов к уроку.
II. Актуализация знаний (Повторение изученного)
1) Игра «Кто я?». Группа делится на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки со словами, понятиями. Участники обеих команд по очереди выходят к доске, на голову крепится карточка. Команда данного участника должна объяснить, подсказать ему, что это, не называя само слово. Слова для карточек: дебет, кредит, основные средства, нематериальные активы, материалы, поставщик, подрядчик, бухгалтер, дебетовый оборот, кредитовый оборот, сальдо начальное, сальдо конечное. 2) Письменный опрос по карточкам.
Самостоятельная работа
 Берем листики, на листиках подписываем ФИ, выполняем работу и сдаем.
Задание. Укажите, на каких счетах будут числиться данные средства
на мебельном комбинате. (рядом с указанным средством пишем номер счета)
1.Пиломатериалы на складе.
2.Задание цеха.
3.Наличие денежные средства.
4.Данные на складе.
5.Лак мебельный.
6.Валютные средства.
7.Торговая марка.
8.Акция другого предприятия.
9.Краскораспылитель.
3) Устный опрос
Вопрос: Для чего используются активные бухгалтерские счета?
Ответ:Для учета имущества организации.
Вопрос: Как на активных счетах отражается поступление средств?
Ответ:Как оборот по дебету.
Вопрос: Как материалы могут поступать на предприятие?
Ответ:По дебету счета 10 «Материалы»
Вопрос: Как на активных счетах отражается выбытие средств?
Ответ:Оборот по кредиту.
Вопрос: По каким причинам на предприятии выбывают основные средства?
Ответ:Списание, продажа, безвозмездной передачи (подарок), сдачи в аренду…
Вопрос: В чем отличие нематериальных активов от других средств?
Ответ:Нематериальные активы не имеют материальной формы и физических свойств.
III. Сообщение темы, постановка цели и задачи урока
IV. Изучение нового материала
Открываем тетради, записываем тему урока: «Пассивные бухгалтерские счета .»
На пассивных счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств. К ним относятся все виды капитала и обязательств предприятия. Рассмотрим, как ведется учет на пассивных счетах, на следующем примере.
Пример 2
На начало месяца предприятие имеет задолженность банку за кредит 20000 рублей. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с кредитованием предприятия:
1.Погашена часть кредита 8000 руб.
2.Полностью погашена задолженность за кредит 12000 руб.
3.К конце месяца получен очередной кредит банка 30000 руб.
Задание. Оформить пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам», рассчитать обороты и сальдо.
ДЕБЕТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам» КРЕДИТ
Дебетовый оборот-уменьшение задолженности перед банком
1.8000
2.12000 Начальное сальдо - наличие обязательства перед банком на начало месяца
НС=20000
Кредитовый оборот- увеличение задолженности перед банком
3.30000
ДО=20000 КО=30000
Конечное сальдо - наличие обязательств на конец месяца
КС= НС+ ДО- КО= 20000+30000-20000= 30000
Характеристика пассивного счета
1.На пассивных счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств предприятия, т.е. капитала и обязательств ( задолженности) предприятия.
2. Начальное сальдо всегда кредитовое и показывает величину капитала или наличие задолженности предприятия на начало отчетного периода.
3.Обороты по дебету показывают уменьшение капитала или задолженности предприятия.
4. Обороты по кредиту показывают увеличение капитала или задолженности предприятия.
5. Конечное сальдо всегда кредитовое и показывает величину капитала или задолженности предприятия на конец отчетного периода.
Сальдо конечное рассчитывается по формуле :КС=НС+КО-ДО.
Основные источники образования хозяйственных средств предприятия, учет которых ведется на пассивных счетах.
Источники собственных средств:
Уставный капитал Счет80
Резервный капитал Счет82
Добавочный капитал Счет83
Прибыль Счет99

Источники привлеченных (заемных) средств :
Кредиты банков :а) краткосрочные (до одного года) Счет 66
б) долгосрочные (более одного года) Счет 67
2. Обязательства (задолженность) предприятия по расчетам:
а) с поставщиками Счет 60
б) с бюджетом по налогам Счет 68
в) по социальному страхованию Счет 69
г) по оплате труду Счет 70
Характеристика капитала предприятия
1.Уставный капитал – это взносы участников, учредителей которые организовали предприятие или фирму, в виде денежных средств и другого имущества
2.Резервный капитал - создается за счет прибыли. Средства резервного капитала расходуются на погашение убытков и другие расходы.
3.Добавочный капитал - формируется за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки. Средства добавочного капитала используются на увеличение установки капитала, для расчетов с учредителями и другие цели.
Задания для самостоятельного решения
Учащиеся сначала решают задачи у себя в тетрадях, затем вызванные участники записывают свое решение на доске. Потом проверяем и комментируем.
Задача № 4
На начало декабря уставной капитал предприятия составил 74000 руб. В течение декабря отражены следующие хозяйственные операции, связанные с движением средств уставного капитала:
Увеличен уставной капитал за счет средств добавочного капитала 10000 руб.
Возвращен вклад учредителю из уставного капитала 16000 руб.
За счет средств, внесенных учредителями, увеличен уставной капитал 22 000 руб.
Задание. Оформить пассивный счет80 «Уставной капитал», определить величину уставного капитала на конец года.
Задание №5
На начало месяца добавочный капитал предприятия составил 13 000 руб. В течении месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с движением средств добавочного капитала:
Выделены средства добавочного капитала для расчетов с учредителями 8 000 руб.
Увеличен добавочный капитал в результате переоценки основных средств 5 000 руб.
За счет средств добавочного капитала увеличен уставной капитал 4 000 руб.
Задание. Оформить пассивный счет 83 «Добавочный капитал», рассчитать обороты и сальдо.
V. Закрепление изученного материала (10 мин)
1.Игра-опрос: Верны ли данные утверждения?
Если на счете обороты по дебету равны оборотам по кредиту, то сальдо начальное равно сальдо конечному.
Если на счете не было движения средств, то сальдо конечное всегда равно нулю.
Обороты по кредиту пассивного счета показывают уменьшение капитала.
Наличие обязательств предприятия показывают как обороты на пассивном счете.
Увеличение добавочного капитала отражается на кредите счета 83.
Уставный капитал образуется за счет прибыли.
Погашение краткосрочного кредита отражается как сальдо конечное на счете 66.
Уменьшение резервного капитала отражается как обороты по дебету счета 82.
Получение прибыли показывают на кредите счета 99.
Использование средств добавочного капитала отражается на дебете счета 83.
2.Фронтальный опрос:
Для чего используются пассивные счета?
В чём отличие структуры пассивного счёта от структуры активного счёта?
Что показывает сальдо на пассивном счёте?
Какие средства называют источниками образования хозяйственных средств предприятия?
Почему источники образования средств подразделяются на собственные и привлеченные?
Какие обязательства и перед кем может иметь предприятие?
Как на пассивных счетах отражается уменьшение обязательств?
Какие виды капитала образуются за счёт прибыли?
За счёт чего образуется уставный капитал?
Для чего на предприятии создается резервный фонд?.3.Самостоятельная работа:
Задание. Укажите, на дебете или кредите какого счета будут отражены следующие хозяйственные операции.
Увеличение резервного капитала.
Продажа патента.
Приобретение основных средств.
Списание материалов в производство.
Ликвидация ветхого здания.
Безвозмездное получение материалов.
Получение краткосрочного кредита.
Перечисление денег с расчетного счета.
Уменьшение добавочного капитала.
Оприходование на склад материалов.
Выдача зарплаты из кассы.
Приобретение тары.
Получение прибыли.
Продажа валюты.
Приобретение акций.
Создание уставного капитала.
Получение денег в кассу.
Продажа продукции.
Получение денег в банк.
Погашение кредита банка.
VI. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время
VII. Рефлексия. Подведение итога урока (4 мин)
Цветовая рефлексия: у всех на столах есть смайлики трех цветов – желтого, голубого и зеленого, каждый обучающийся в конце уроков приклеивает смайлик того цвета, который соответствует его оценке на доску, соответствующий его отношению к занятию, к изучаемой дисциплине.
Смайлик желтого цвета означает: «Я удовлетворен занятием, я много, с пользой и хорошо работал. Бухгалтерский учет мне интересен».
Смайлик голубого цвета означает: «Занятие прошло интересно, я выполняла предложенные мне задания. Я изменила свое отношение к бухгалтерскому учету. Теперь он мне не кажется таким скучным и сложным».
Смайлик зеленого цвета означает: «Пользы от занятия я получила мало. Считаю по- прежнему бухгалтерский учет трудным, скучным, ненужным».

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Урок начинается с организационного момента. Преподаватель отмечает отсутствующих, определяет готовность класса к уроку. Затем проводится проверка знаний студентов по пройденной теме. Преподаватель отмечает, что сегодняшняя тема связана с ранее пройденной и поэтому важно усвоение пройденного. Проверка знаний проводится используя различные виды контроля: игру, карточки-задания раздаются обучающимся для письменного контроля знаний и устный опрос
С целью ускорения проверки ответы демонстрируются на экране. Ответы проверяются всей группой, учащиеся отмечают свои ошибки. В конце преподаватель делает выводы, анализирует допущенные ошибки.
Затем преподаватель сообщает новую тему, знакомит с задачами и целями урока. При этом студенты должны уяснить, что изучаемая тема очень важна в профессиональном значении – для будущих бухгалтеров. Знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера. Бухгалтерские счета являются основой системы обработки бухгалтерской информации. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся освоили новую тему.
Изложение первого вопроса начинается с объяснения. Идет объяснение преподавателя с одновременной демонстрацией слайдов.
Учащиеся на доске записывают решение примеров.
После изучения вопросов темы, преподаватель проводит закрепление изученного материала. Закрепление проводится в виде игры- опроса в устной форме, фронтального опроса и самостоятельной работы.
В конце урока преподаватель подводит итог, оглашает оценки. Для выявления уровня осознания содержания пройденного занятия проводит рефлексию.
И на этом урок заканчивается.