Технологическая карта урока по теме: Австралия — страна наоборот


Обобщающий урок по теме: «Австралия – страна наоборот»
Цель урока: Обобщение знаний учащихся о материке Австралия.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе, уникальности Австралии. Проверить и оценить знания и умения учащихся по теме «Австралия».
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах на поставленные вопросы, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуации.
Воспитательные:
- воспитать чувство товарищества, дружбы, посредством элементов игры, проблемных вопросов способствовать повышению интереса учащихся к географии.
Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, физическая карта Австралии, презентация.
Форма урока: игра-путешествие.
Формирование УУД:
Личностные: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
Регулятивные: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
Познавательные : уметь определять знания о материке Австралия.
Коммуникативные: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.
Планируемые результаты:
Личностные: Осознание целостности природы материка Австралия
Метапредметные: Умение самостоятельно поставить цель, найти пути ее достижения, осуществить самоконтроль и самооценку, смысловое чтение.
Предметные: Использование географической карты, умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Слайды Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Выход на тему и цель урока. - Сегодня мы с вами заочно побываем на материке, где всё наоборот, где самые холодные места расположены не на севере, а на юге. Новый год здесь встречают не у камина, а на пляже. «Терра инкогнита» - «Неизвестная земля»», как называли раньше этот континент, который и сейчас остаётся для нас землёй полной загадок, сюрпризов и сокровищ.
- Ребята, попробуйте определить, прослушав стихотворение поэтессы Галины Усовой. Об особенностях природы какого материка идёт речь?
Слайд 1. Стихотворение поэтессы Галины Усовой «Австралия – страна наоборот».
Она располагается под намиТам, очевидно, ходят вверх ногамиТам наизнанку вывернутый годТам расцветают в октябре садыТам в январе, а не в июле летоТам протекают реки без водыОни в пустыне пропадают где-тоТам в зарослях следы бескрылых птицТам кошкам в пищу достаются змеиРождаются зверята из яицИ там собаки лаять не умеютДеревья сами лезут из корыТам кролики страшней, чем наводненьеСпасает юг от северной жарыСтолица не имеет населенья
Слушают,
предполагают название темы урока.
- Открываем тетради и записываем тему урока: Слайд 2. «Австралия – страна наоборот».
Записывают тему урока.
Работа над темой
- Какие мы поставим перед собой цели, что мы желаем узнать? Слайд 3. Цели урока (у каждого своя)
Формулируют цели урока.
- Для того чтобы раскрыть тему урока и найти ответы на ваши вопросы, мы совершим путешествие в Австралию. Слайд 4. Начало путешествия:
Перед вами высокие горы стоятЗовут они в гости пытливых ребятВ дорогу собраться не трудно для насИ вот вы к походу готовы сейчас.
На столах у вас жетоныКто сегодня отвечает, тот жетончик получаетВ конце урока посчитаем – победителей узнаем.
(багаж знаний – рюкзак). 1 этап.
«Австралийский пазл»
Время выполнения задания –
3 минуты. - Путешественник без карты не привык. Выйдем мы из положения. Карту создадим в одно мгновенье.
Каждая команда получает файл с разрезанной картой Австралии, которую необходимо собрать. Слайд 5. Карта Австралии
Собирают карту Австралии.
2 этап.
«Карта путешественника»
Время выполнения задания –
5 минут. - Командам необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести как можно больше географических объектов. Слайд 6. Карта мира На контурной карте подписывают географические объекты.
3 этап.
«Из истории открытий»
Время выполнения задания –
2 минуты. - Командам необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Австралия. Слайд 7-8.
1. Открытие западного побережья Австралии (1606 г.). (Виллем Янсон)
2. Открытие пролива и южного берега Новой Гвинеи (1606 г.) (Луис Торрес)
3. Открытие северного и западного побережий материка. Доказательство того, что Австралия единый материк (1642-1644 гг). Абель Тасман
4. Открытие восточного побережья, Большого барьерного рифа; окончательное доказательство самостоятельности материка (1769-1770 гг). (Джеймс Кук) В тетрадях записывают имя исследователей.
4 этап.
«Что такое? Кто такой?»
Время выполнения задания –
5 минут. - Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.
Слайд 9. Объясните следующие понятия:
1.Аборигены - это… (коренные жители)
2.Бумеранг - это… (оружие в виде искривленной палки)
3.Канберра - это… (столица)
4.Крики - это… (временно пересыхающие реки)
5.Косцюшко - это… (гора, самая высокая точка материка)
6.Скрэб - это… (заросли кустарников)
7.Йорк - это… (северный мыс)
8.Тасмания - это… (остров, на юго-востоке Австралии)
9.Эму - это… (страус)
10. Муррей - … (самая крупная река Австралии) Объясняют понятия.
Физминутка
« Суша и вода»
Слайд 10. Учащиеся встают из за парт. Учитель говорит « вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша», надо присесть на корточки или на стул. Вместо слова «вода» можно сказать « озеро», «болото», « Гибралтарский пролив», « Хуанхэ», « Инд» и.т.д. А слово «суша» заменить на «остров», « берег», « Урал», « Сахара», « Гималаи» и. т.дВыполняют физминутку.
5 этап.
«Засекреченный объект»
Время выполнения задания – 3 минуты. - Командам предлагаются 5 географических координат. С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами. Слайд 11. Географические координаты:
280 ю.ш. 1530 в.д. (м. Байрон)
280 ю.ш .1370 в.д. (оз. Эйр-Норт)
220 ю.ш .1320 в.д. (город Анматжер )
22 0ю.ш. 1650 в.д. (Тихй океан)
32 0ю.ш. 1160 в.д. (река Дарлинг)
По атласу находят географические объекты.
6 этап.
«В мире животных»
Время выполнения задания – 4 минуты - Уникальность органического мира материка подчёркивается в главном символе Австралийского Союза – гербе, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов, на которых изображены кенгуру, страус эму, ехидна, лирохвост, утконос, Слайды 12-20.
 На слайдах появляются фотографии животных, которых необходимо узнать и правильно написать название. Заключительный этап - Прошли весь “хребет География”,Достигли вершины “Успех” с рюкзаком.Рюкзак для взаимопроверки сейчас мы сдаем! Считают полученные жетоны на уроке.
Рефлексия - И в заключение урока мне хотелось сыграть с вами в игру «Самый.., самый..». Это и будет нашим выводом.
Австралийцы очень любят свою страну. Они всегда говорят: «Австралия - самая прекрасная страна в мире». А теперь вы назовите признаки, по которым, на ваш взгляд, Австралию можно назвать самой…, самым…, материком.
Слайд 21. Австралия:
1. Самый маленький материк
2. Материк расположен полностью в южном полушарии.
3. Расположено одно государство – Австралийский Союз.
4. Самый удаленный материк.
5. Самый сухой материк.
6. Самый низкий материк.
7. В Австралии нет действующих вулканов и землетрясений.
8. Нет полноводных рек.
9. В Австралии много животных и растений, которых нигде нет в мире.
10. Самый малонаселенный материк (20 млн. чел) Учащиеся по очереди отвечают.
Билет на выход
-Напишите свои впечатления об уроке на желтом листочке и оставьте в конверте у двери. Написанные листочки оставляют у двери.