Разработка урока физики в 8 классе Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли.


ЧУ ООШ «Мои Горизонты»
Урок физики в 8 классе
Тема: «Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли».
Цели:
- дать понятие постоянного магнита, магнитного поля, исследовать взаимодействие постоянных магнитов, ознакомиться со свойствами постоянных магнитов и магнитного поля, а также магнитным полем Земли;
- развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- формировать навыки работы в группах, прививать интерес к предмету через различные компоненты воспитательного процесса.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: постоянные полосовые магниты, железный гвоздь, магнитные стрелки, металлические опилки, лист бумаги, штатив, компас, ноутбук, презентация.Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Что такое электрическое поле, электрический заряд?
Как взаимодействуют одноименные заряды? Разноименные?
Сообщение темы, цели и задач урока.
План изучения темы.
Понятие постоянного магнита.
Основные свойства магнитов.
Взаимодействие магнитов.
Графическое изображение магнитных полей.
Магнитное поле Земли.
Мотивация учебной деятельности.
Ещё в глубокой древности было замечено, что некоторые железные руды притягивают к себе железные тела. Древние греки называли куски таких руд магнитными камнями, вероятно, по названию города Магнезия, из которого привозили такую руду. Сейчас их называют природными магнитами. Существуют также искусственные магниты. На этом уроке вы узнаете о некоторых свойствах магнитов, их взаимодействии, о магнитном поле и магнитном поле Земли.
Восприятие и первичное осмысление материала.
Постоянные магниты – тела из стали или специальных сплавов, способные притягивать железные предметы и длительное время сохраняющие свою намагниченность.
Основные свойства магнитов:
участки поверхности магнита, где магнитное действие проявляется наиболее сильно, называют полюсами магнита;
магнит имеет два полюса: северный – N и южный – S;
одноименные полюса магнита отталкиваются, а разноименные притягиваются;
невозможно получить магнит только с одним полюсом;
магниты оказывают действие только на тела, изготовленные из магнитных материалов (Fe, Ni, Co и их сплавов);
при нагревании пост. магнита до определенной температуры (точка Кюри) его маг. свойства исчезают.
Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Магнитное поле первого магнита действует с некоторой силой на второй магнит, а магнитное поле второго магнита действует с некоторой силой на первый магнит; Магниты действуют на не намагниченные тела. Пример: гвоздь.
Графически магнитные поля изображают с помощью магнитных линий (спектр магнитного поля) – условных линий, вдоль которых в маг. поле устанавливаются оси маленьких магнитных стрелок. Магнитные линии замкнуты. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса и входят в южный.

Наша планета Земля является большим магнитом и имеет магнитное поле:
вблизи южного (S) географического полюса Земли находится северный магнитный полюс;
вблизи северного (N) географического полюса находится южный магнитный полюс;
линии магнитного поля не параллельны поверхности Земли;
магнитное поле Земли периодически изменяется – магнитные бури;
участки на поверхности на поверхности Земли, где направление, на которое указывает магнитная стрелка, постоянно не совпадает с направлением магнитного поля Земли, называют магнитными аномалиями.
Закрепление нового материала.
Что такое постоянный магнит?
Перечислите свойства постоянных магнитов. С помощью каких опытов можно выявить свойства постоянных магнитов?
Что называют магнитными линиями? Как можно увидеть спектр магнитного поля?
Докажите, что Земля имеет магнитное поле.
Чем можно объяснить возникновение магнитных бурь?
Что такое магнитная аномалия?
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Д.З.: §16 с.70-71 выучить, ответить на вопросы с.70, экспериментальное задание №16.1 с.71 выполнить.
VII. Рефлексия.