Организация работы преподавателя информатики и ИКТ в системе СПО с применением современных образовательных технологий.

Организация работы преподавателя информатики и ИКТ в системе СПО с применением современных образовательных технологий.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. С каждым днём компьютер становится всё более необходимой частью учебного процесса. Ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены учебного кабинета, но с помощью новейших технологий, разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента (решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя) позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
Таким образом, использование информационных технологий, безусловно, играет огромную роль, в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, усиливая мотивацию к учёбе.
Особенностью учебно-воспитательного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. При этом необходимо последовательно решить ряд задач: техническое дооснащение, разработка методологии использования информационных средств, создание дидактических пособий и разработка новых технологий обучения, определяющих этапы процесса модернизации. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.
В современных учреждениях уже остро стоит потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих ИКТ-компетенциями. Студенты проявляют интерес в приобретении новых знаний, в том числе и по информатике, что создает благоприятные условия для преподавателя для работы в учебной группе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода. Эти особенности позволяют преподавателю использовать различные методы и приемы на своих уроках. Таким образом, возникает необходимость создания условий для формирования ИКТ-компетентности студентов колледжа. Но здесь возникают противоречия между учебной и практической деятельностью. Ведь в практической деятельности требуется проявить компетентность в решении поставленной задачи. Формирование у студентов ИКТ-компетентности требует от преподавателя информатики специальных методов и приемов, и здесь неоценимую роль могут играть методы интерактивного обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Основные интерактивные методы обучения: «Мозговой штурм», ролевая игра, игровые упражнения, метод проектов, кейс-метод, инсценировка, проигрывание ситуаций, дебаты и др. Использование ИКТ позволяет визуализировать процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности (создание презентаций, выполнение практических работ в виртуальной лаборатории, тестирование и т.д.), позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При их систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения.
Многообразие тем в курсе «Информатики и ИКТ» предоставляет широкие возможности для реализации метода проектов. При использовании метода проектов на уроках очень важно определить, какие темы учащиеся будут осваивать обычным путём, а какие на этапе проектирования. В качестве основного методического приема используется проблемный метод обучения и эвристические практические работы. Темы занятий объединены по группам. Они включают теоретический материал по теме, разработки для проведения практических работ, практических заданий, тесты, позволяющие проводить контроль на протяжении всего курса обучения, а также зачёты по теме каждой группы, деловые игры, проектные работы.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного студента. Для учащихся важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. Сейчас у преподавателя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Пример: программа «MyTest». Интерфейс интуитивно понятен, и при наличии электронного варианта теста (набранный текст, подготовленные графики, рисунки) оформить тест можно в течение получаса. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов студентов приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым студентом, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
И наконец, возможность использования средств ИКТ для организации достаточно длительной самостоятельной работы учебной группы, не требующей постоянного вмешательства учителя, высвобождает его время для непосредственного общения с отдельными – одаренными учениками, для индивидуального взаимодействия в режиме «учитель» - «ученик». По результатам непосредственного общения со студентом преподаватель предлагает некоторую систему учебных задач с учётом выявленных индивидуальных особенностей. В перспективе совершенствования образовательного процесса – продолжение работы в направлении совершенствования методик применения ИКТ для преподавания различных дисциплин. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу и одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ребенка является использование информационно – коммуникационных технологий.
Современные ФГОС требуют  широкого внедрения информационных и сетевых технологий, которые становятся не просто веянием времени, а жизненной необходимостью, чем и вызвана их актуальность. Образовательный процесс с использованием информационных и сетевых технологий в обучении информатики и ИКТ является как средством повышения эффективности уроков, так и их результативности. Следовательно,  выбор темы педагогической концепции продиктован как потребностями общества, так и потребностями детей, желающий приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. В этом контексте перед преподавателем  стоит проблема по развитию информационной грамотности и мышления  обучающихся через внедрение информационных и сетевых технологий.
Интерес к изучению предмета «Информатика и ИКТ» во многом зависит от того, как проходят уроки. На уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы. Уроки с использованием компьютерной сети (не только локальной, но и глобальной) не являются традиционными, а значит, они интересны детям. В обучении детей сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как тестирование, по сети получение заданий на практических уроках, сбор информации при работе группами над проектами, сетевые олимпиады, конкурсы, викторины. На уроках информатики телекоммуникации выступают как предмет изучения, средство обучения, форма контроля, способ коммуникации. Локальная сеть в компьютерном классе позволяет всем учащимся индивидуально работать с электронными заданиями, выполнять предложенные задачи. Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Работая один на один с компьютером (в обучающей программой), ребенок в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.
Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, актуальная. В каждом ребенке заложен потенциал, реализация которого во многом зависит от учителя. Помочь ученику   стать свободной, творческой,  ответственной,  информационно грамотной и культурной личностью, способной к самоутверждению, самореализации – это направление моей профессиональной деятельности на будущее. Стараться     уметь     видеть,   слышать     и   чувствовать     внутреннее состояние каждого обучающегося, создавать ситуацию     успеха, поощрять даже самый маленький интерес ребенка и результат будет.
Можно сделать вывод,  что применение современных образовательных технологий, в данном случае технологии интерактивного обучения на уроках информатики может сделать урок содержательным и практически значимым для учащегося.
ђ Заголовок 215