К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ В НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Бытко С.С.
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Одной из актуальных проблем организации исследовательской деятельности учащихся среднего звена необходимо считать подборку научной литературы, на которую школьник мог бы опираться в процессе создания текста. Анализируя значение научно-методической литературы для ученических исследований, необходимо отметить, что правильно подобранные работы профессиональных авторов многократно повышают результативность деятельности школьника. Так, опираясь на тексты профессиональных исследователей учащийся:
Обогащает свой словарный запас;
Овладевает высоким стилем повествования, присущим профессиональным исследованиям;
Усваивает фактические знания, включающие понятия, взаимосвязи и оценки, выработанные предыдущими поколениями исследователей;
Учится отсеивать неактуальные для современной науки темы;
Знакомится с критериями логики и объективности, необходимыми для создания полноценного научного текста;
Развивает способность к критическому и творческому мышлению;
Далее в работе автор рассмотрит некоторые актуальные вопросы, встречающиеся при выборе исследовательской литературы, на которую учащийся мог бы эффективно опираться при создании собственного научного сочинения.
Необходимо отметить, что главная задача ученического исследования – не открытие принципиально нового решения в той или иной области знания, а овладение учебными навыками, которые бы гармонично вписывались в образовательный процесс и благотворно сказывались на развитии личности школьника. Ввиду этого, перед научным руководителем ставится задача не только снабдить учащегося качественной литературой, но и научить его самостоятельно производить поиск текстов, отвечающих как его личным запросам, так и критериям современного научного знания.
Учитывая отсутствие у учащихся, впервые занявшихся научной деятельностью, опыта в выборе качественной литературы, первоначальную подборку текстов должен производить руководитель исследования. Среди необходимых условий отбора сочинений необходимо выделить следующие: 1) стиль изложения должен соответствовать возрастным способностям учащегося; 2) объем произведений не должен превышать читательский потенциал ученика средней школы; 3) работа должна давать широкое предоставление об изучаемом явлении.
Отсутствие данных условий может негативно сказаться на дальнейшем ходе научной работы. Так, излишнее сложный стиль повествования не позволит учащемуся полноценно осмыслить идеи, изложенные в исследованиях. Соответственно, выводы, сформулированные авторами данных текстов, нельзя будет использовать в работе точно так же, как если бы учащийся вовсе не руководствовался их содержанием. Среди других негативных последствий можно выделить также потерю учащимся, ввиду излишней сложности произведений, интереса к научной деятельности в целом.
Избыточный объем научных работ, в условиях современной системы обучения, категорически приуменьшающей роль чтения в образовательном процессе и приводящей к появлению поколения совершенно не привыкшего к активному штудированию книг, может привести к замедлению темпов научной работы. Необходимо отметить, что воспитание культуры чтения в ребенке должно происходить постепенно и не носить ультимативный характер. Освоение учащимся научных работ будет носить наиболее качественный характер в случае, если ребенок будет знакомиться с небольшими авторскими произведениями, что создаст необходимые психологические условия для повышения интенсивности чтения, ввиду того, что ребенку гораздо легче последовательно знакомиться с небольшими авторскими произведениями, нежели долговременно штудировать одно объемное сочинение. Наилучшим решением, на первоначальном этапе, необходимо считать использование небольших научных статей или тематических сборников.
Заметим, что данное решение способствует развитию творческих навыков у учащихся, а также формированию у них умения критически мыслить. Подобные результаты возможны благодаря знакомству школьников с выводами множества авторов взамен одного единственного. Наилучшим решением стал бы выбор статей, создатели которых вступают в полемику относительно актуальной для исследовательской работы проблематики. Данный ход позволит учащемуся ознакомиться с отличными друг от друга методиками научного исследования, развить способность к критическому анализу и логическому осмыслению взамен бездумного заучивания чужих идей, а также даст ученику уверенность в возможности дискуссии с представителями научного сообщества при условии надлежащей аргументации и доказательности выработанных положений.
В свою очередь, отсутствие в списки литературы обобщающих произведений, дающих, часто, поверхностное представление об изучаемом явлении, тем не менее, может негативно сказаться на общей эрудированности школьника, необходимой для полноценной исследовательской деятельности. Лучшим выходом, в данном случае, стало бы использование научных статей, авторство которых принадлежит студентам. За счёт данного решения руководитель достигает выполнения сразу несколько задач. Во-первых, студенческий стиль повествования наиболее близок учащимся школы, за счет чего происходит лучшее осмысление ими предмета и объекта исследования. Во-вторых, как правило, объем студенческих статей не превышает 6-8 страниц, что дает возможность ознакомиться с ними учащимся, не привыкшим к активному и продолжительному чтению. В-третьих, положения, предлагаемые в студенческих сочинениях, в большинстве своем, не несут принципиально новых для науки выводов и потому часто дают обобщающее представление об изучаемом явлении, что так же крайне важно для ознакомления школьника с изучаемой проблематикой в целом.
На втором этапе научный руководитель знакомит учащихся с выбранными сочинениями и разъясняет специфику отбора текстов. Так, необходимо выделить следующее важное условие: текст не должен носить псевдонаучный характер. Разумеется, ввиду отсутствия у учащихся средней школы умения отличить лженаучные произведения от качественных исследований, руководствуясь одним их содержанием, наставник должен предложить следующие критерии: 1) наличие у автора сочинения или его научного руководителя ученой степени «кандидат/доктор наук»; 2) наличие соответствующей ученой степени у редактора сборника, в составе которого находится сочинение; 3) научная специализация типографии, отпечатавшей работу.
Следует предупредить о высокой опасности произведений псевдонаучного характера для формирования научного потенциала школьника. Так, кроме предсказуемого знакомства учащегося с ошибочными фактам и суждениям, излагаемым в подобной литературе, учащийся рискует приобщиться к методологии исследования, строящейся не на объективном осмыслении фактов, а исключительно на идеологических основаниях, часто вступающих в конфликт не только с прочно устоявшимися концепциями, но и со здравым смыслом.
Вместе с тем, не стоит полностью исключать элементы идеологии из школьной исследовательской работы. Необходимо отметить, что для многих подростков именно средняя школа становится периодом первоначального формирования политических, этических и религиозных взглядов. Профессиональный педагог считается с этим фактом и вместо борьбы с порывами юношеского максимализма, должен обращать подростковую увлеченность в благотворное русло. Так, позитивным решением было бы привлечение учащегося к изучению научной проблематики, играющей значительную роль в формировании комплекса его взглядов. Это позволит создать необходимую заинтересованность школьника исследовательской деятельностью и, тем самым, значительно оптимизировать данный процесс.
Публицистический или художественный характер работ так же стоит оценивать двояко. С одной стороны, излишняя публицистичность может отнести произведение к разряду антинаучных. Вместе с тем, умеренное использование художественных элементов в сочинении позволит учащемуся, в ходе ознакомления с ним, расширить свой словарный запас, усвоить примеры образного изложения мысли, сделать собственные выводы и аргументацию более экспрессивными и выразительными.
При выборе исследовательской литературы руководитель также не должен пренебрегать произведениями устаревших авторов, даже если выдвигаемые ими положения, в настоящее время, давно опровергнуты. Так, наилучшим решением было бы создание в списке литературы контраста устаревших трудов с произведениями современных исследователей в рамках единой проблематики. Подобный ход обеспечит дополнительную заинтересованность учащегося аргументацией, вытеснившей архаичные теории из научного оборота, что, несомненно, окажет благотворное влияние на исследовательский процесс.
На следующем этапе руководитель подбирает для учащегося работы, затрагивающую более узкую научную проблематику. Несмотря на то, что школьная исследовательская работа не обязана привносить какие-либо новые для дисциплины выводы, учащийся должен стремиться к изучению вопросов ранее не рассматривавшихся научным сообществом. В ином случае, потенциал ученика рискует найти применение лишь в воспроизведении выводов ранее уже множество раз сформулированных предшествующими поколениями исследователей.
Составив список литературы руководителю необходимо должным образом ознакомить с ним учащегося. Основное внимание необходимо уделить сравнению его с предыдущим перечнем книг, а именно: указать на отличия исследований, рассматривающих фундаментальные научные проблемы, от работ более узкой направленности. Необходимо регулярно подчеркивать значимость изучения тематики, не имеющей для знания первостепенного значения. Наилучшим аргументом будет утверждение о том, что без частностей невозможно составить представление о явлении в целом.
На четвертом этапе отбор необходимых текстов надлежит поручить самому учащемуся. Однако на данной стадии необходим качественный контроль со стороны научного руководителя. Полученные в результате отбора работы должны быть проверены учителем на соответствие предложенным ранее критериям. Также необходимо провести опрос учащегося на предмет выбранных им сочинений, оценить осознание учеником необходимости отбора качественной литературы и её особенностей.
В ходе данной работы были установлены основные этапы отбора текстов, необходимых для организации полноценного ученического исследования. Автор сформулировал специфику выбора литературы, а также основные критерии, которыми необходимо руководствоваться на каждом из этапов. Выделено значение профессиональных исследований для формирования образа мысли и потенциала учащихся. Кроме этого, проанализированы наиболее актуальные проблемы, возникающие в процессе ознакомления школьников с сочинениями, вышедшими из научной среды.