К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Автор: Д.Н. Скрыленко,
соавторы: Н.А. Зинченко, О.К. Малышев



В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью использования ИКТ как средства повышения эффективности деятельности преподавателя при использовании элементов метода проектов

В современное время актуально и значимо постоянное обновление многих направлений обучения в соответствии с потребностями экономического и социального развития страны, что требует от преподавателя мобильное владение умениями быстрого переориентирования и оперирования большим количеством информации. Статус преподавателя меняется, что предполагает его непрерывный профессиональный рост. Важна, эффективна и целесообразна его деятельность, направленная на внедрение в учебный процесс - элементов проектирования.
Не секрет - сеть Интернета дает возможность оперативного доступа к огромным объемам информации, существенно расширяя поиск форм и методик профессиональной проектной деятельности преподавателя специальных дисциплин. Проведенные исследования в сфере образования показывают, что использование ИКТ в процессе преподавания способствует его активизации. Стоит отметить, что использование ИКТ в учебном процессе эффективнее в тех учебных заведениях, которые задействуют элементы информационных технологий как инновационный фактор. И это на сегодняшний день является не теорией, а практикой в системе среднего профессионального образования. Современный колледж не только модернизировал техническую базу, но и изменил модель обучения: роль учителя, вопросы организационной работы, а также механизмы взаимодействия между студентами и преподавателями.
В последние годы, некоторые исследования выявили возможности и потенциальные преимущества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе СПО для повышения качества образования. ИКТ рассматривается как "важнейший инструмент для получений знаний", в качестве механизма который мог бы обеспечить способ переосмыслить и перестроить образовательные системы и процессы, что приводит к качественному образованию для всех.
Кроме того, использование ИКТ в образовании считается ключевым фактором в улучшении качества обучения.
Говоря же о значимости метода проектов, важно отметить, что:
педагогическое проектирование достаточно основательно и разносторонне исследовано отечественными и зарубежными учеными, однако нет единого подхода к проектированию учебного процесса по спецпредметам, который был бы адаптирован к требованиям современного образования;
в современной образовательной теории и практике проектирования учебного процесса существуют ряд противоречий, среди которых важными противоречиями являются:
1) между имеющейся потребностью в осуществлении проектирования учебного процесса в соответствии с требованиями современного уровня образования и отсутствием научно обоснованных дидактических основ и технологий такого проектирования на основе интеграции научных знаний с последующим исследованием качества готового проекта;
2) между существующими интегрированными тенденциями в науке и неопределенностью механизмов и средств их воплощения в проектной деятельности;
3) между объективным дидактическим потенциалом использования ИКТ при проектировании учебного процесса и степенью применения этого потенциала для обеспечения динамичности, оперативности и эффективности проектной деятельности.
Проведенный анализ литературы и публикаций по обозначенной теме дает основания утверждать, что:
1) проектирование это:
с одной стороны, одна из важнейших функций педагогов или педагогических коллективов - разработка, прогнозирование и планирование результатов своей профессиональной деятельности;
индивидуальная деятельность учителя, направленная на предварительную разработку основных элементов педагогической ситуации или целостного педагогического процесса;
вид профессиональной деятельности, представляет собой разработку проекта технологии обучения, с которой, связана гарантированность качества образования;
проектирование всегда носит инновационный характер;
- для подготовки преподавателя к педагогическому проектированию учебного процесса в профессиональной деятельности важное овладение четырьмя уровнями: проектирование курсов или модуля в составе курса, проектирование учебного занятия, проектирование «педагогического события» (в составе занятия), проектирование «учебного шага»;
- структура педагогической проектной деятельности состоит из ряда последовательно выполняемых действий и операций: диагностирование, целеполагание, прогнозирование, моделирование, создание концепции проекта, формирование условий и средств организации, реализация проекта, мониторинг процесса реализации, оценивания и анализ результатов, внесение изменений, оформление и описание процесса и результатов педагогической системы;
- процесс проектирования предполагает интеграцию знаний по дисциплинам психолого-педагогического, фундаментального и методического цикла и также основывается на умениях оперировать знаниями и вести поиск информации в электронных информационных сетях с помощью различных поисковых систем;
- в педагогическом словаре [15, с. 150] педагогическая эффективность рассматривается как степень реализации учебных целей по сравнению с теми, которые заданы или возможны при условии нейтрализации других факторов, влияющих на достижение цели, а эффективность урока - как степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) усилий, затраченных средств и времени.
Важно отметить, что в условиях информатизации системы образования современный учитель должен интенсифицировать проектирование учебного процесса за счет использования средств информационных и коммуникационных технологий. Практическое исследование состояния готовности учителей к педагогическому проектированию учебного процесса показало, что большинство преподавателей не имеют опыта по проектированию учебного процесса на всех уровнях, это свидетельствует о наличии значительных пробелов в их подготовке к этому виду профессиональной педагогической деятельности.
Обобщая вышесказанное, под эффективностью деятельности преподавателя по проектированию учебного процесса будем понимать, степень достижения учителем цели проектной деятельности, то есть создание проекта учебного процесса по предмету, с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени.
Учитывая интегрированный характер проектирования учебного процесса, эффективное осуществление этого вида деятельности возможно при условии владения учителями не только знаниями по основам педагогического проектирования, но и актуализации теоретической и практической подготовки по педагогике, возрастной и общей психологии, методологии и методики обучения спецпредметов в системе СПО.
Подводя итоги, можно сказать, что использование информационных технологий является средством повышения эффективности деятельности преподавателя по проектированию учебного процесса и дает возможность интенсифицировать этот процесс за счет возможности оперативного доступа к огромным объемам информации, существенно расширяя поиск форм и методик профессиональной деятельности учителя.

Литература

Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3. 3. Невуева Л.Ю., Сергеева Т.А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств // Информатика и образование. 1990. № 3.
Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -119 с.
Бордовская Н.В, Реан А.А. Педагогика.- Минск: Учебник нового века, 2000.-304 с.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М., 1977.
Колесникова И.А, Горчакова - Сибирская М.П Педагогическое проектирование. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 285 с.
Кукушин В.С. общие основы педагогики.- Р-н-Д.: Издательский дом «МарТ», 2002.- 219 с.
Николаев В.В. Методика профессионального обучения. Проектирование технологий формирования у учащихся профессиональных знаний на уроках теоретического обучения в УНПО: Учеб. пособие. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. - 89 с.
Николаев В.В. Педтехнологии, методика и дидактическое обеспечение. Учебно-методическое пособие. Часть 1., 2000. - 17 с.
Новиков А. Методология учебной деятельности.- Москва.: Издательский дом «Эгвес», 2005.- 176 с.
Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования: Профпедагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.школа, 1980. 234 с., с ил.
Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2003. - 150 с.